КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ 2 страницаИдеализм (франц. idealisme, от греч. idea – идея) – общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое–вторично, производно. Основные формы и. – объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы и. в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм); как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм); как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм); как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм); как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии – Платон, Плотин, Прокл; в новое время – Г. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Фихте (XVIII в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям. Идентификация– уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо. Имманентный (от лат. immanens – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному – трансцендентный. Имплицитный (англ. implicit) – подразумеваемый, невыраженный. Имплицитная теория личности – представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни; авторы – Дж. Брунер и Р. Тагиури (1954). Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана она на интуиции (общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации; вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании. Индивидуальный стиль деятельности– устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности. Индуктивный метод– метод познания, построенный на индукции. Предложен Фрэнсисом Бэконом (1561–1626), английским философом, родоначальником английского материализма. В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в XIX веке в работах Джона Стюарта Милля и др. В XX в. трактовка индукции как логики открытия была подвергнута критике школой К. Поппера и др. Индукция (от лат. induction – выведение) – процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие: а) всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие); б) всегда, когда есть феномен (следствие), ему предшествует причина; в) если варьирует причина, варьирует и феномен; г) если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные свойства. Инсайт –внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, на основе которого достигается осмысленное решение проблемы. Институционализация (от лат. institutum – установление, учреждение), оформление в виде чего-то самостоятельного и официально признаваемого, организационно оформленного. Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже и. трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). Интеллигибельный (лат. intelligibilis – умопостигаемый, познаваемый, мыслимый) – философский термин, означающий предмет или явление, постигаемые только разумом или интеллектуальной интуицией; широко употребляется в схоластике и философии И. Канта. Противоположность интеллигибельному – сенсибельное, постигаемое с помощью чувств. Интенциональность – направленность (устремленность) сознания на предмет. Интенция (от лат. intention – стремление) – намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой–либо предмет. Понятие и. разрабатывалось в схоластике, в XIX–XX вв.; учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др. Интериоризация– формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения. Интроспективная психология– течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию, а также ряд психологических направлений, имеющих своим истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также теории Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова. Интроспекция (от лат. introspecto–смотрю внутрь) – метод психологического анализа, заключающийся в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких–либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода и. была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) –способность непосредственного постижения истины. Интеллигибельная и. предполагает, что такое постижение возможно только на основе рассудка, разума. Иррационализм– обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п. Противоположен рационализму. Ислам (араб. islam–предание, вверение себя (Богу)) – монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом). Возникла в Хиджазе в нач. VII в. среди арабских племен Зап. Аравии. Основатель – Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?–632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому всемогущему Богу – Аллаху и почитание Мухаммеда пророком – посланником Аллаха. Мусульмане (приверженцы и.) верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонн ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет иного Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание–сунна. Основные направления – суннизм и шиизм. В VIII–IX вв. возникло мистическое течение в исламе – суфизм. В странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. История психологии (от греч.: ίστορία – история, совокупность фактов прошлого и πυχή – душа, λόγος – учение) – раздел психологии, занимающийся изучением процесса формирования и развития психологических знаний и психологической науки. Источниковедение– отрасль истории, разрабатывающая теорию, методику и технику изучения исторических источников (письменных, вещественных, аудиовизуальных и т.п.). И. тесно связано с вспомогательными и специальными историческими дисциплинами. Формировалось в XVI–XIX вв. Канон (от греч. kanon – норма, правило) – свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон – совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными» и применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 2) церковный канон – правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.); 3) (перен.) проверенный и окончательно установленный текст произведения какого-н. писателя, или совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (пушкинский канон); все, что твердо установлено, стало общепринятым каноном. Катарсис (от греч. catharsis – очищение) – эмоциональное потрясение, вызывающее состояние внутреннего очищения, разрядки. Традиционно понятие К. трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души» («очищением от аффектов»). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое («очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и т.д. В новейшее время понятие К. получило распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера, З. Фрейда как достижение реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов. Катартический метод (от греч. katharein – очищение) – форма психотерапии, впервые открыта Ж. Брейером (1880) и опубликована в 1895 г. в статье, написанной вместе с З. Фрейдом. Заключается в том, что истерические симптомы прослеживаются в биографии пациента. Сначале это происходило посредством гипноза, позднее за счет использования метода свободных ассоциаций. При этом травматические переживания снова актуализируются и благодаря отреагированию соответствующего аффекта происходит катарсис – собственно душевное очищение. К.м. лежит в основе психоанализа. Категория (от греч. kathgorew – обвиняю) – логический и метафизический термин, введённый Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: к. – априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. Аристотель разумел под к. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: субстанция (ousia), количество (poson), качество(poion), отношение (proV ti), место (pou), время (pote), положение(keisJai), обладание (ecein), действие (poiein) и страдание (paocein). Стоики вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение. Гегель под к. разумел то же, что и Кант, только решительнее придавал им метафизический характер. Средством выведения к. служит диалектический метод; началом процесса образования к. является самое отвлечённое, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала К. качества, потом количества и т.п. Католицизм– одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054–1204 гг.; в XVI в. в ходе Реформации из католицизма выделился протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Глава – римский Папа, считающийся преемником апостола Петра; 1–м Ватиканским собором (1869–1870) провозглашен догмат о его непогрешимости. Резиденция Папы – Ватикан. Источники вероучения – Священное Писание и Священное Предание, которое включает помимо древней традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (IV–VIII вв.), решения последующих церковных соборов, папские послания. В католицизме считается, что Святой Дух исходит не только от Бога – Отца, но и от Сына (филиокве); лишь в католицизме имеется догмат о чистилище. В католицизме развито почитание Девы Марии (в 1854 г. провозглашен догмат о ее непорочном зачатии, в 1950 г. ее телесном вознесении), святых; культ характеризуется пышным театрализованным богослужением, клир резко отделен от мирян. Католики составляют большую часть верующих в Австрии, Бельгии, Венгрии, Испании, Италии, Литве, Польше, Португалии, Франции, Чехии, Словакии, западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах. Когнитивная психология– направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. XX в. Характеризуется рассмотрением психики как системы, предназначенной для переработки информации. Современная к. п. работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса. Когнитивный– умственный. Комплементарный– дополнительный. Концепция уровневого строения движений– концепция, предложенная Н. А. Бернштейном, согласно которой под построением движения понимается состав афферентационных ансамблей, участвующих в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. Бернштейн выделял пять уровней построения движений. Коран (араб. кур'ан – чтение) – главная священная книга мусульман, собрание «божественных откровений», ниспосланных Мухаммеду. Включает проповеди, обрядовые и юридические установления, заклинания, молитвы, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. При халифе Османе между 650 и 655 гг. была составлена редакция Корана, признанная канонической. Коран включает 114 глав–сур (90 «мекканских» и 24 «мединских»), которые делятся на т.н. аяты. Многие сюжеты корана восходят к христианским и иудаистическим. Самые ранние сохранившиеся списки – рубежа VII–VIII вв. Корреляты– статистические взаимосвязи между показателями или переменными, вычисленные на основе корреляционного анализа. Синоним – корреляционные связи. Корреляционный анализ (от лат. correlation – соотношение) –статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. При определении формы связи рассматривается ее линейность или нелинейность (т.е. как в среднем изменяется y в зависимости от изменения x, и наоборот). Широкое применение в психологических исследованиях находит также коэффициент связи, который рассчитывается в случае простейшей классификации. Например, при наличии у испытуемого некоторого свойства, ему приписывается 1, при отсутствии–0; j представляет собой, по существу, коэффициент корреляции для случая дихотомических данных. Среди других широко применяется расчет ранговых, частных, частичных, множественных и других коэффициентов корреляции. Креативность– творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность. Креационизм (от лат. creation – сотворение) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий иудаизма, христианства, ислама. Латентное научение– формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация необязательна и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно-исследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней. Понятийное оформление термина «латентное обучение» сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, и возникновении необихевиоризма (Э. Толмен и др.); в последнем научение трактуется как когнитивное действие. Роль латентного обучения в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствии прослушивания младенцем речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда ориентировка на признаки, не составляющие цели решаемой субъектом задачи, проявляется в форме внезапных «озарений». Латентный период (от лат. lateens – скрытый) – время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции. По своей величине латентный период может существенно меняться в зависимости от модальности и интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от функциональной готовности нервной системы. Логика (греч. logike) –наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель. Различают индуктивную и дедуктивную логику, а в последней – классическую, интуиционистскую, конструктивную, модальную и др. Особую роль в ускорении научно-технического прогресса играют приложения логики в вычислительной математике, теории автоматов, лингвистике, информатике, программировании и др. Логос (греч. logos) – одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме – эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2–м лицом Троицы. Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философская теория, которая в противоположность идеализму, исходит из следующего: во-первых, мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания; во-вторых, материя первична, а сознание – свойство материи; в-третьих, предметом познания является объективная реальность, которая познаваема. М. противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко–философского процесса. Термин «материализм» употребляется с XVII в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. XVIII в. – в философском смысле, т.е. для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур); материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно); метафизический (механистический) материализм XVII–XVIII вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза); французский материализм XVIII в. (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро); антропологический материализм (Л. Фейербах); диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Материалистический сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) – учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные образы. В античности сторонниками этого учения были представители ряда философских школ (киренаики, эпикурейцы, в более умеренной форме–стоики). Утверждая, что внечувственное познание невозможно, стоики предложили рассматривать ум как «чистую доску», на которой опыт запечатлевает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах. В дальнейшем эти положения пропагандировались сторонниками С. эпохи Возрождения и Нового времени (Дж. Локк, Э. Кондильяк) в борьбе с приверженцами рационализма, доказывавшими, что в познании имеется содержание, принципиально невыводимое из ощущений. В философском плане С. не представляет однородного направления. В нем издавна сталкиваются идеалистические и материалистические воззрения на ощущение. Первые отрицают его причинную зависимость от внешнего объекта, вторые трактуют чувственные впечатления как эффект воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Под влиянием м.с. развивалась ассоциативная психология. Идеи м.с. оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), с помощью которых возводится вся сложная архитектоника душевной жизни. Дальнейшее развитие экспериментальной психологии показало, что действительная структура человеческого сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущений, что в интеллекте имеется содержание, несводимое к чувственным образам, а мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов м.с. вообще бессилен объяснить. Материя (лат. materia) – вещество; субстрат, субстанция; содержание как противоположность духовному (умственному и нравственному). Понятие м. как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle. Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность «мыслящей» субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма XVII–XVIII вв. М. – центральная категория диалектического материализма. Метафизика (от греч. meta ta physika – после физики, т.е. после земной природы) – 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (I в. до н.э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия, поэтому в современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним термину «философия»; 2) противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития. Метод историко-психологического познания– способ реконструкции исторической динамики психологических идей, изучения творческого наследия ученых, воссоздания логики развития психологического знания в отдельные исторические периоды. Методика– конкретный прием или способ получения эмпирических, фактических данных о явлениях. Методологические принципы– кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований. Методология– учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Механистический материализм– подход в понимании и интерпретации явлений исходя из мировоззренческого принципа, выдвинутого в XVII–XVIII вв. и объясняющего развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма – абсолютизация законов механики. В широком смысле – сведение сложной, качественно своеобразной формы движения к более простой (напр., социальной к биологической). Ламетри (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен де Офре (1709–1751), французский философ и врач, первым во Франции изложил систему механистического материализма, рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму в сочинении «Человек–машина» (1747). Мировоззрение– система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа м.: 1) житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; 2) религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; 3) философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры в философии вырабатываются новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения – личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. М. имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. Мистика (от греч. mystikos – таинственный) – религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом; совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысливающих эту практику. Мнемонический (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – имеющий отношение к мнемотехнике – системе специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Модальность (от лат. modus – способ) – форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет – в зрении, тон и тембр – в слухе, характер запаха – в обонянии и т.п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн – как тон и т.д.). Монада (от греч. – monas, род. п. monados – единица, единое понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая другую монаду и весь мир («монада – зеркало Вселенной»). Монистическая позиция (от греч. monos – один, единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположностью монизма являются дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал). Мораль (от лат. moralis нравственный) – 1) нравственность как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); 2) один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Мотив– побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности. Мышление– психический процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений. Научение– процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения–целенаправленного или стихийного. Научное знание– объективное знание о действительности получаемое специальными научными методами и отвечающее определенным критериям научности. Научное мировоззрение– мировоззрение, опирающееся на научно установленное и объективное знание о мире. Нейропсихология– отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Основоположник А.Р. Лурия, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. Некрофилический– (от греч. nekros – мертвый и phileo – люблю), имеющий отношение к смерти, стремящийся к ней. Необихевиоризм (от греч. neоs – новый и англ. Behavior – поведение) – направление в американской психологии, возникшее в 30–е гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, н. дополнился понятием о «промежуточных переменных» как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, необихевиористы полагали, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Н. свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Использование идей гештальтпсихологии и фрейдизма (Э.Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К.Л. Холл), способствовало преодолению ограниченности исходной бихевиористской доктрины, при сохранении ее основной установки на биологизацию человеческой психики.
|