Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ 3 страница




Неофрейдизм (от греч. neos – новый и фрейдизм) – направление в современной психологии, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Лидеры н. – К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др.–подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентаций и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление, н. сформировался в 30–е г. XX в. в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Нивелирование– выравнивание по единому стандарту.

Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно–исторического развития.

Номинализм (от лат. nomen – имя, nominalis – именной) – направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями (концептами), существующими в уме человека (отсюда название этого «умеренного номинализма»–концептуализм; основан П. Абеляром). В реальном мире существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Н. возник в XI–XII вв., получил особое развитие в XIV–XV вв. (У. Оккам и его школа). Противоположность – реализм.

Нус (греч. nus – ум, мысль, разум) – одно из центральных понятий древнегреческой философии, означающее дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как о мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус сближался с логосом. Учение Аристотеля о космическом «уме», нусе, созерцающем и мыслящем самого себя, т.е. являющемся «мышлением мышления», послужило главным источником концепции нуса в неоплатонизме как одной из основных субстанций бытия. Латинский перевод термина «нус» – интеллект, всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих знаний, накопленных человечеством.

Образное мышление– процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. О.м. представляет собой единую систему форм отражения – наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления – с переходами от означивания отдельных единиц предметного содержания отражения к установлению между ними конститутивных связей, обобщению и построению образно–концептуальной модели и затем на ее основе к выявлению категориальной структуры сущностной функции отражаемого. В данном типе мышления используются в основном средства выделения, формирования, преобразования и обобщения содержания отражения образной формы.

Объективные методы– в психологии стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование верифицируемых гипотез (например, эксперимент).

Одаренность –качественно своеобразное сочетание способно–тей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Онтогенез (от греч. on, ontos – сущее) – процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти. В психологии о. –формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение о. – главная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность –общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в о. как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).

Онтогенетическая стадия– качественно своеобразный этап онтогенеза.

Онтология (от греч. on, ontos – сущее и logos – учение) – раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии – учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).

Оперантное обусловливание– обозначение особого пути образования условных связей. В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при о. о. животное сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление. Это различение Скиннер проводит безотносительно к биологическому смыслу условных рефлексов. При этом упускается из виду важнейшая роль активной ориентировочной деятельности животного, с помощью которой оно выделяет существенные характеристики ситуации и устанавливает значимые отношения между элементами внешней среды и собственными движениями, что во многом предопределяет ход и динамику образования условных рефлексов, как оперантных, так и респондентных.

Ортодоксия(от греч. orthos – прямой, правильный и doxa – мнение) – «правильная» система взглядов, фиксированная авторитетными инстанциями религиозной общины и обязательная для всех членов этой общины; правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью. Ортодоксальной называют главным образом церковь ближневосточных стран (например, греческая ортодоксальная церковь). Безусловное следование какому-нибудь учению, твердая последовательность во взглядах. Противоположность ортодоксии – иноверие и ересь.

Ощущение– отражение свойств реальности, построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними, в ходе их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно- физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

Пантеизм (от греч. pan – все и theos – бог) – религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое, учения, обожествляющие Вселенную, природу, религиозный натурализм. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа». И. Гердер, И. Гете и классический немецкий идеализм опирались на п. в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов.

Патристика (от греч. pater, лат. pater – отец) – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико–социологических доктрин христианских мыслителей II–VIII вв. – т.н. отцов церкви. Периоды: II–III вв. – полемически фрагментарное философствование т.н. апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген); IV–V вв. – систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на Западе Августин); VI в. – начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций), завершающихся в трудах Иоанна Дамаскина.

Педология (от греч. pais, paidos – дитя и... logos – учение, знание; букв. наука о детях) – комплексная наука о ребенке, имеющая практико–ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка, составления целостного представления о его жизни и психическом развитии. Возникла в кон. XIX в. Распространение педологии в России в 20–30–е гг. XX века сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) педология была объявлена «псевдонаукой». Результатом разгрома в СССР педологии явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания.

Персонализм (от лат. persona – личность) – направление в психологии, основанное В. Штерном; его представители рассматривали в качестве предмета исследования целостную личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему самоусовершенствованию и все психические процессы рассматривает с точки зрения достижения этой цели. П. дает идеалистическое и телеологическое объяснение целостности и активности личности.

Перцепция (от лат. perception – восприятие) – процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т.п.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия, или оснований, знания. Термин введен Х. Вольфом (1712); 2) характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

Пневма (греч. pneuma – дыхание, дуновение, дух) – термин древнегреческой медицины и философии, в стоицизме – жизненная сила, отождествляемая с логосом – первоогнем, космическое «дыхание», дух; в христианстве – «святой Дух», третье лицо Троицы.

Поведенческий подход– направление в психологии, рассматривающее в качестве ее предмета поведение. Первые попытки научно понять п.п. возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность поведения живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И.П. Павлов считал поведение . Бихевиоризм противопоставил поведение сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы.

Позитивизм (от франц. positivisme, от лат. positives –положительный) – научное направление, в котором доказывалось, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, использующие объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основан в 30–х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин).

Познавательные (когнитивные) процессы психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые вповследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы служат инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе данных, полученных при помощи познавательных процессов.

Политеизм (от греч. poly – много, многое и theos – бог) – многобожие, вера во многих богов.

Понятие– одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического, символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы.

Понятийное мышление (словесно-логическое) – один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. П.м. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре П. м. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Прагматизм (от греч. pragma, pragmatos – дело, действие) – философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление – средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории – инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. П. возник в 70–х гг. XIX в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид.

Пралогическое мышление– термин, введенный французским антропологом Л. Леви–Брюлем для характеристики мышления представителей доцивилизованных обществ, принципиально отличного от логического мышления современных людей. Данный термин охватывает лишь форму мышления, связанную с коллективными представлениями (мировоззрение, религиозные обряды, обычаи), а не проявления мышления в практической жизни. Отсутствие логики коллективных представлений Л. Леви–Брюль объяснял на основе понятия партиципации, согласно которому принципиально различные связи предмета с другими предметами или явлениями могут мыслиться одновременно. Ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причина-следствие и тогда, когда они просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в П. м. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При П. м. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением П. м. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир.

Представление– наглядный образ предмета, сцен и событий, возникающий на основе их припоминания или воспроизведенный по памяти в воображении.

Принцип изоморфизма (от греч. isos – равный, одинаковый, подобный и morphe – форма) – методологический принцип, предполагающий соответствие (отношение) между объектами или явлениями, выражающее тождество их структуры или строения; понятие современной математики, уточняющее широко распространенное понятие аналогии, модели. Изоморфизм – соответствие (отношение) между объектами, выражающее тождество их структуры (строения).

Протестантизм (от лат. protestans, protestantis – публично доказывающий) – одно из основных направлений в христианстве. Выделился из католицизма в эпоху Реформации (XVI в.). Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для п. характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в п. нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения – Священное писание. В XIX–XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения). Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. П. распространен в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Психика (от греч. psychikos – душевный) – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и апробации будущих действий в плане идеальных образов. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности–сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков П. обозначалось термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела, сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. Изучается психологией.

Психическая атомистика (атомизм)– учение о прерывистом, дискретном строении материи. До кон. XIX в. атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц атомов. С точки зрения современного атомизма электроны – «атомы» электричества, фотоны–«атомы» света и т.д. В более широком смысле атомизм обозначает дискретность объекта, процесса, свойства (социальный атомизм, логический атомизм, психический атомизм и др.).

Психический процесс– психическое явление (наряду с психическим состоянием и психическими свойствами). Понимание психического как процесса разработано С. Л. Рубинштейном и его учениками (А. В. Брушлинский и др.). Психическое существует прежде всего как процесс – живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты (психические состояния и образы, понятия, чувства, решение или нерешение задачи и т.д.).

Психоанализ (от греч. psyche – душа и analysis – разложение, расчленение, исследование) – 1) теоретическое направление в психологии, восходящее к идеям австрийского психиатра и психолога З. Фрейда. Начальным моментом создания П. Фрейд считал открытие и применение в клинической практике метода свободных ассоциаций (1896) при изучении и лечении истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного уровня с другими служит «цензура», которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратного прорыва в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов; 2) особая методология исследования психики; 3) психотерапевтический метод исследования З. Фрейда. Основными методическими средствами п. являются а) анализ свободных ассоциаций; б) анализ снов и толкование сновидений; в) анализ и толкование различных ошибочных непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни. Согласно Фрейду, П. занимает "среднее место" между медициной и философией.

Психогенетика (от греч. genetikos – относящийся к рождению, происхождению) – пограничная с генетикой область психологии. Предмет П. – происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. П. использует методы современной генетики. Основные методы психогенетики: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов. Наиболее информативен метод близнецов (Ф. Гальтон, 1876), позволяющий максимально уравнять воздействия среды. Большинство работ в П. посвящено исследованию межиндивидуальной вариативности высших психических функций, главным образом интеллекта, с помощью разнообразных тестов. Вместе со сменой механизмов перестраивается отношение психических функций к генотипу: чем больше роль специфически человеческих, социальных по своему происхождению факторов, тем меньше доля генетической изменчивости в формировании индивидуальных психологических особенностей. В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Полученные в п. данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики определяются наследственностью в значительной степени.

Психологическая фактология– научные факты, характеризующие психику человека и животных.

Психологические знания– знания, опирающиеся на психологическую фактологию и теоретические рассуждения о закономерностях и механизмах формирования, развития и функционирования психики.

Психологический эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный э. позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Разделяют традиционные и факторные планы проведения э. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – несколько. Для статистической обработки результатов э. в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном Э., результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и Э. позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем Э. (лат. – experimentum crucis). Контрольный Э. осуществляется с целью проверки каких–либо зависимостей. Применение п.э., однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения Э. в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие э. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психометрия– раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт), регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности, надежности и пр. выявляемых психологических свойств. Целесообразно разделять П. на «общую» и «дифференциальную». Первая устанавливает числовые соответствия между каким–то свойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующим ощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т.п.). Дифференциальная П. выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. В этой второй области П. разработаны основные критерии качества психологического измерения – такие свойства психологических тестов, как надежность, валидность, репрезентативность. В области дифференциальной психологии П. является технологической основой для измерительной психодиагностики. Понятие «психометрия» впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом.

Психофизика– один из классических разделов общей психологии, основанный Г. Фехнером, посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей. Специфика П. состоит в том, что многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний объясняется здесь, прежде всего, различиями вызывающих их физических ситуаций. Выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и исследование психофизических функций (учение о чувствительности сенсорных систем и учения о сенсорных шкалах). Наиболее развиты психофизические исследования сенсорных процессов. При этом выделяются два круга проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Применение современных средств описания работы испытуемого позволяет учитывать наряду с величиной чувствительности сенсорной системы также и особенности внутренней активности, в частности избираемые критерии принятия решения. Примером современных методик П. является так называемое многомерное шкалирование, позволяющее восстанавливать взаиморасположение ощущений в многомерных субъективных пространствах признаков.

Психофизиологический монизм– одно из истолкований психофизической проблемы, согласно которому психическое и физическое (физиологическое) представляют собой два взаимосвязанных и взаимообусловленных ряда процессов, неотделимых друг от друга и связанных причинно-следственными связями.

Психофизическая проблема– в широком смысле – вопрос о месте психического в природе; в узком – проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае п. п. правильнее называть психофизиологической.

Пубертатный возраст (от лат. pubertas – возмужалость, половая зрелость) – возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания.

Развитие психики закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Разум– ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей (рационализм). Своеобразный культ разума характерен для эпохи Просвещения.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – концепция, объясняющая происхождение знания из данных, полученных мышлением. При этом знания о частных предметах формируются у человека на основе ощущения и восприятия, но знания о всеобщих закономерностях и понятиях могут быть получены (извлечены) только из разума или при его помощи.

Реактология (от лат. re – против, асtiо – действие и греч. logos–учение) – направление психологии, трактовавшее ее как «науку о поведении» живых существ (в том числе человека). Р. была основана К. Н. Корниловым. Центральное понятие Р. – «реакция» (все ответные движения организмов, включая одноклеточных) – рассматривалось как универсальное для всех живых существ. В отличие от рефлекса, реакция исходит не от отдельного органа, а от целостного организма и свойственна всем организмам, способным на движение. Задачу Р. составляло изучение быстроты, силы и формы протекания реакции с помощью различных методов. Переработка понятия «рефлекс» и расширение его до категории «реакция» давали возможность, по мнению представителей Р., осуществить «синтез» субъективной и объективной психологии. Р. строилась путем эклектического слияния диалектических принципов с некоторыми механистическими и энергетическими идеями. Существование Р. закончилось в начале 30–х гг. в связи с так называемой «реактологической дискуссией».

Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – направление в философии, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый р. утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания и предшествуют единичным вещам. Р. – научное направление в современной западной философии, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Противоположность–номинализм.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты