КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы третейского разбирательства
В Федеральном законе "О третейских судах в Российской Федерации" имеется ст. 18 "Принципы третейского разбирательства", в которой содержится перечень принципов, аналогичных принципам судопроизводства в государственных судах: - законности; - конфиденциальности; - независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности; - состязательности и равноправия сторон. Несомненным плюсом является, например, отнесение принципа независимости и беспристрастности третейских судей к принципам третейского разбирательства. Этот общепризнанный принцип третейского разбирательства производен от фундаментального положения ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека о рассмотрении дела "независимым и беспристрастным судом".
В ст. 17 этого закона закреплены специальные принципы третейского разбирательства: - "компетенции - компетенции" и - автономности третейского соглашения, гарантирующие исполнимость третейского соглашения. Реализация этих принципов обеспечивается невозможностью отзыва третейского соглашения и гарантируется обязанностью государственных судов оставить без рассмотрения иск по спору, в отношении которого имеется действительное, не утратившее силу, исполнимое третейское соглашение
В российском Законе "О международном коммерческом арбитраже" термин "принципы" не используется. При этом общепризнанными принципами третейского (арбитражного) разбирательства полагаются следующие положения этого Закона: - обеспечение равного отношения к сторонам и предоставление каждой из них равной возможности (ст. 18 "Равное отношение к сторонам"); - независимость и беспристрастность арбитров (ч. 1 ст. 12 "Отвод арбитров"); - принципы "компетенции - компетенции" и автономности арбитражной оговорки (ст. 16 "Право третейского суда на вынесение постановления о своей компетенции"); - принцип окончательности и обязательности арбитражного решения (ст. 34 "Ходатайство об отмене как исключительное средство оспаривания арбитражного решения"; ст. 35 "Признание и исполнение арбитражного решения" и ст. 36 "Основания для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения").
Реализация принципа законности процесса в третейском разбирательстве означает: - рассмотрение дел в соответствии с нормами (материального) права; - осуществление третейского разбирательства по правилам, определенным в соответствии со ст. 19 "Правила третейского разбирательства" Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"; - исчерпывающий перечень нарушений Федерального закона, при доказанности которых заинтересованной стороной компетентный суд вправе вынести определение об отмене/отказе в исполнении решения третейского суда (ч. 2 ст. 233 и ч. 2 ст. 239 АПК; ч. 2 ст. 422 и ч. 1 ст. 426 ГПК); - если решением третейского суда нарушены "основополагающие принципы российского права", в том числе вынесение решения по спору, которое не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом, то это является основанием для отмены/отказа в исполнении решения третейского суда компетентным судом (п. п. 2 и 4 ч. 2 ст. 233; п. п. 2 и 4 ч. 2 ст. 239 АПК)
Конфиденциальность принято относить к важным преимуществам третейского разбирательства. Этот принцип имеет большое практическое значение, поскольку закон относит сведения о третейском разбирательстве к специально охраняемой законом тайне. Он означает, что по делам об отмене/исполнении решения третейского суда в компетентном суде судья компетентного суда в соответствии с ч. 2 ст. 232 и ч. 2 ст. 238 АПК при подготовке таких дел к судебному разбирательству может истребовать из третейского суда материалы дела только по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона,"третейский суд не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников". Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона третейские судьи отнесены к лицам, которые освобождаются от обязанности давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали им известны "в ходе третейского разбирательства".
Независимость и беспристрастность третейских судей - общепризнанный принцип третейского разбирательства, закрепленный в большинстве национальных законов, в международных договорах и в правилах третейского разбирательства. Независимость третейских судей от сторон понимают как "отсутствие денежных и иных связей между ним и одной из сторон". Считается, что лицо не может быть избрано (назначено) и принять функции третейского судьи, "если оно имеет прочные деловые связи с одной из сторон либо материально заинтересовано в исходе дела, будучи, например, держателем акций компании, ее должностным лицом или сотрудником и т.п." Беспристрастность - "отсутствие у третейского судьи предрасположенности по отношению к определенной стороне или к существу спора".
Принцип диспозитивности третейского разбирательства заключается в том, что стороны третейского разбирательства вправе заключить договор о выборе формы защиты субъективных гражданских прав - третейское соглашение. Автономия воли сторон договора проявляется в праве на заключение третейского соглашения как основы основ третейского разбирательства и в праве договариваться о правилах третейского разбирательства.
Состязательность и равноправие сторон - два взаимосвязанных принципа. Равноправие сторон является условием состязательности и обусловлено выполнением третейскими судьями возложенной условия "равного отношения к сторонам, предоставления им всех возможностей для изложения своей позиции".
Принципы "компетенции - компетенции" и автономности третейского соглашения (оговорки) Принцип "компетенции - компетенции" означает право третейского суда после возбуждения и в ходе третейского разбирательства решать вопрос о наличии у него компетенции без обращения к государственному суду.
Автономность третейского соглашения (третейской оговорки) – это возможность (право) третейского суда рассматривать и разрешать вопрос о действительности третейского соглашения отдельно (автономно) от вопроса о действительности договора, в который это соглашение (оговорка) включено или к которому оно относится. Т.е. признание третейским судом по конкретному делу недействительным договора по какому-либо основанию не является одновременно основанием недействительности третейского соглашения (оговорки), имеющегося в тексте недействительного договора.
2.
|