КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления протестантизмаЛютеранство * Лютеранство – одно из направлений протестантизма, возникшего в результате реформационного движения в Европе в IV в. Основные принципы вероучения лютеранства сформулированы М. Лютером (1483-1546) и его сподвижниками, прежде всего Ф. Меланхтоном (1497-1560). Они изложены в Аугсбургском исповедании, первоначально отвергнутом императором Карлом V в 1530 г. После длительной войны между немецкими протестантами и католиками, закончившейся в 1555 г. Аугсбургским религиозным миром, было заключено соглашение по принципу «чья страна, того и вера». Лютеранское вероучение основано на принципе оправдания верой. Лютеранство отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между богом и человеком. Спасает только личная вера в бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Источник вероучения - Библия. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и их мощам. Из таинств Лютеранство оставило лишь два - крещение и причащение, не выработав единой позиции относительно исповеди. Брак, рукоположение, соборование и конфирмация рассматриваются как простые обряды. Культ в лютеранских церквах соответствует требованию «дешевой церкви», хотя и более торжествен, нежели у кальвинистов. Богослужение ведется на национальных языках. Совершает его пастор в особом облачении. Библия также переведена на национальные языки. Лютеранство четко разграничивает сферу «Евангелия», собственно религиозную, и сферу «Закона», находящуюся в компетенции государства. Лютеранство отрицает безбрачие священников – целибат. Своеобразной священной (символической) книгой лютеран наряду с Библией является «Книга согласия», в которую вошли «Большой» и «Малый катехизис» Лютера и другие тексты. Из Германии лютеранство распространилось в ряде стран Европы: Австрии, Венгрии, Франции, Скандинавских странах, а также в Северной Америке. Кальвинизм* Кальвинизм возник в XVI в. в Швейцарии. Учение разработано теологом и проповедником Жаном Кальвином, который воплотил его на практике в городе-государстве Женеве. Кальвинизм воспринял основные лютеранские принципы вероучения, придав им большую жесткость. Кальвин решительнее, чем Лютер, отверг христианское Священное Предание, особенно патристику, институт папства и римский централизм. Крещение и причащение кальвинизм рассматривает как символические обряды; в отличие от лютеранства он отрицает представление о «присутствии» тела и крови Христа в Святых Дарах во время причащения. Кальвинизм радикальнее, чем лютеранство упростил культ, отвергнув священнические облачения, алтарь, свечи, почитание креста. Отличительная особенность кальвинистского вероучения - идея абсолютного предопределения, согласно которой судьба каждого человека заранее предопределена свыше, в силу чего все люди делятся на избранных к вечному блаженству и обречённых к погибели. Ни вера, ни дела человека не могут повлиять на его судьбу, так как она уже, безусловно предопределена и является высшей тайной. Косвенными свидетельствами избранности человека являются наличие у него глубокой личной веры (человек спасается не потому, что верит, но потому и получает дар веры, что избран к спасению), а также его профессиональные успехи. Данный тезис стимулировал предпринимательскую активность и санкционировал новые принципы социального и нравственного поведения людей. Теология кальвинизма характеризуется доктриной о Благодати Божией, о спасении по вере и о милости Бога спасенным грешникам. По учению Кальвина, еще до создания мира Бог предрешил, что именно произойдет в мире, который Он Создаст. В социальном плане кальвинисты традиционно являются сторонниками сильного государства, в котором существенную роль играет верховенство закона. Большое внимание они уделяют воспитанию законопослушных членов общества. Современный кальвинизм в различных своих течениях – реформатства, пресвитерианства, конгрегационализма - утратил свой крайний радикализм и во многом сблизился с лютеранским и евангелическим учениями. В частности, несколько смягчено учение об абсолютном предопределении, которое рассматривается сейчас как «предузнание» Богом судьбы человека и как результат благодати.
|