КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зарождение науки.Стр 1 из 23Следующая ⇒ Методика научно-исследовательской работы. Конспект.
Лекция 1. Вводная часть: название предмета, что и для чего? Тема 1. Наука и научные исследования. Феномен науки.
Изречения о науке великих мыслителей. Наука и искусство так же необходимы для людей, как пища, и питье, и одежда, даже необходимее; но они делаются таковыми не потому, что мы решим, что то, что мы называем наукой и искусством, – необходимо, а только потому, что они действительно необходимы людям. Лев Николаевич Толстой Наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было бы две жизни, то их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Иван Петрович Павлов О методике: «Учёный – это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Строс» Непреходящая заслуга науки состоит в том, что, воздействуя на человеческий разум, она преодолела незащищенность человека перед самим собой и перед природой. А.Эйнштейн
Зарождение науки. Первые спонтанные проявления появлялись еще в доисторическую эпоху с зарождением письменности, счета, календарей и т.д. – древний Египет, шумеры и т.д. Более и менее системно о зарождении научного знания (но пока еще не науки) можно говорить начиная с 6 в. д.н.э. в Древней Греции. Научное знание и познание как часть натурфилософии Анаксогора, Анаксимандра, Пифагора, Гераклита, Платона, Демокрита и позднее Аристотеля…). Именно научное знание, а не Н., т.к. для того периода было характерно явление синкретичности знаний – слитности воедино науки, философии, религии и мифологии. Человек мыслился как составная и неотъемлемая часть природы и окружающего мира – «микрокосм внутри макрокосма»! Представления о мире тоже только начинали формироваться. Представление Анаксимандра: Небесные светила Анаксимандр считал не отдельными телами, а «окошками» в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля имеет вид части колонны — цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух [плоских] поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна». Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия – звёзды. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие — Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так Анаксимандр объясняет смену лунных фаз и лунные затмения). В третьем, дальнем кольце имеется самое большое отверстие, размером с Землю; сквозь него сияет самый сильный огонь — Солнце. Вселенную Анаксимандра замыкает небесный огонь. Анаксимандр пытался сравнить величину Земли с другими известными на свой период планетами. Как считается, составил первую карту Земли (которая до нас не дошла, но может быть восстановлена по описаниям древних авторов). Впервые в Греции установил гномон – простейшие солнечные часы. Ввёл в употребление небесный глобус. Постепенно происходит разделение (дифференциация), хотя в средние века в Европе (не в Азии) этот процесс несколько тормозится. К 17-18 вв. Н. выделяется в самостоятельную область человеческого бытия (Эпоха Возрождения и последующая индустриализация). В 18-19 вв. происходит бурный рост промышленности и связанной с ней Н. – НТР. Забегая вперед, можно сказать, что анализируя развитие Н в последние 50 лет, можно прогнозировать увеличение междисциплинарных подходов и целостности картины мира – т.е. снова происходит слияние разделов Н. (но не античная синкретичность!). Как известно, в естествознании познание двигалось от абстрактно-целостного представления через аналитическое рассмотрение к конкретно-целостному взгляду на мир. Эта мысль не нова. Едва ли не первый профессиональный науковед О. Конт в довольно огрубленной, и потому вполне репрезентативной, как всякое предельное обобщение, форме выделил три фазы развития науки: теологическую с ее идеей Бога, метафизическую с ее идеей природы и позитивную с ее идеей бытия и познания (1910). Эти фазы выступают как необходимые этапы объяснения мира. В условиях недостатка знания мир совершенно необходимо объясняется путем фетишизации, одухотворения, а также в мировых монотеистских религиях. Опытная революция в естествознании разрушила цельное представление первого этапа и, в свою очередь, подготовила наступление третьей, позитивной по Конту, фазы. Происходит обычное отрицание отрицания в области познания природы. Можно сделать еще дальше идущее обобщение. Политеизм (и фетишизм) соответствовал этапу абстрактно-целостного восприятия и объяснения мира (отчего, в частности, большая экологичность традиционного природопользования); монотеизм – аналитическому; философский и естественнонаучный материализм – диалектически целостному. В качестве последующего отрицания последнего тогда следует ожидать фазу аналитико-интегрального (системного) восприятия и объяснения мира с его пантеизмом – ноосферным космизмом.
|