КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наука – философия – мировоззрение.Какова же разница и взаимоотношения Н. и Ф.?! «Наука – то, что мы знаем, философия – то, чего мы не знаем. Бертран Рассел» «Наука всегда специальна, такова её природа. Сергей Николаевич Булгаков» Ф. – категориальная рефлексия бытия! Т.е. осмысление мира и его частей как единого целого, выявление наиболее общих принципов и структуры мира и его проявлений. Ф. ведет разговор об общем, например соотношение объекта и субъекта, познаваемость мира, принципы познания и т.д.! Н. о частном, т.к. всегда имеет четкий объект и предмет исследования. Для Н. очень актуальна необходимость систематизации знаний, выработки критериев, методов, изучении самого познавательного процесса. И здесь на помощь приходит Ф., и ее раздел – гносеология. (интересно, что в англоязычных странах эта связь Н. и Ф. отражена в названии научной степени Ph.D.). Таким образом, Ф. помогает Н. в теоретизации научного познания. Но и Н. активно влияет на современные Ф. течения и взгляды. Раздел Ф. – Диалектика основан на достижениях науки и показывает процесс развития, в т.ч. и Н. с трех аспектов: системность, историчность и динамичность. Ф. тесно связана не только с Н., но и с религией и искусством. И Ф. и Н. оказывают существенное воздействие на мировоззрение! Выделяют: обыденное мировоззрение, научное, философское и религиозное. Экологизация мировоззрения (со стороны науки), гуманизация от философии.
Взаимоотношения науки и религии. «Религия – опиум для народа» – В.И. Ленин (Ф. Энгельс). Р., как и Н., важная форма общественного сознания. Ранее Н. было тесно связана с Р. и Ф. (синкретичность). Однако их давление, а часто и подавление научной мысли под влиянием предрассудков и личных верований привело к протесту научной мысли, а затем и философской. Они часто стали себя противопоставлять. И действительно, с первого взгляда кажется, что они непримиримые враги: Основа Р. – вера, в то время как Н. может опираться только на достоверные научные факты. Р. – говорит о вечности и изначальности всего сущего, в то время как Н. показывает историчность и развитие окружающего мира, и т.д. Апогея противостояние достигло в середине 20 века, причем не без помощи Ф. Как же на самом деле они могут сосуществовать, и такие ли они противоположности? Основное различие Н. и Р.: - Н. всегда материалистична, т.к. имеет дело только с материальным миром и его проявлениями. Базис Н. – познаваемость мира. Н. изучает и Р. – религиоведение. - Р. всегда трансцендентна, т.е. не материалистична, точнее надматериалистична. Базис Р. – вера. Первоначально утверждалось о непознаваемости мира (из-за его божественности). Р. в Н. часто критикует следующие теории: - теорию биологической эволюции (один из двух методологических столпов современной биологии), и особенно т. зарождения жизни. - теорию возникновения и эволюции вселенной – основа современных космологии и астрономии. - теорию эволюции и возраст планеты Земля – основа географии и геологии. Но прогресс в этих Н. свидетельствует скорее об их правоте. Часто Р. ревностно относится к некоторым положениям Н. и выдумывает различные лженауки наподобие креационизма. Последнее время Православные и Католические конфессии стали «дружить» с наукой и даже использовать ее достижения (мир познаваем, и Р. и Н. познают его параллельно с духовной и материальной стороны). В результате стали часто возникать гибридные религиозно-философские наукообразные учения. Одним из первых попытался объединить науку, философию и религию Теяр Де Шарден – геолог, палеонтолог и богослов. Основатель течения «теярдизма» – концепция космогенеза – космическая материя в своей эволюции проходит фазы: геогенез – биогенез – психогенез – ноогенез – теосфера (точка Омега конуса развития) – чистый трансцедентный дух, т.е. Бог – как ранее заложенная цель развития.
|