Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА 16 страница




Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. E. M. Donaldson, P.Swanson, W.-K. Chan. 1 страница

Движение за организацию сеттльментов для помощи беднякам боль­ших городов возникло в Англии. Первым был основан Тойнби-хауз в Лондоне в 1883 г. Но в Америке, а не в Англии это движение получило широкое распространение.

Первый сеттльмент в США под названием Халл-хауз был учрежден в 1889 г. в Чикаго двумя девушками, окончившими колледж и решивши­ми заняться просветительской деятельностью среди бедняков-иммигран­тов, в основном из Италии и Ирландии. Инициатором этого начинания была Джейн Аддамс, 29-летняя дочь зажиточного фермера из Иллинойса, завоевавшая впоследствии огромную известность как деятель прогрессив­ного движения, борец за права женщин и автор многих публицистиче­ских работ.

Вслед за Халл-хаузом открылись другие сеттльменты; наиболее из­вестные — в Нью-Йорке (один под руководством Лилиан Уолд, второй —

 

36 Buenker .J. D. Urban Liberalism and Progressive Reform. N. Y., 1973, p. 75—76.

37 Davis A. F. Spearheads for Reform. The Social Settlements and the Progressive Move­ment: 1890—1914. N. Y. etc., 1967, p. 25.


И. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА


 

Вайды Скуддер), еще один в Чикаго (организатор Мэри Макдауэлл), в Бо­стоне (учредитель Роберт Вудс). B больших городах функционировали не один-два, а до 20 сеттльментов. Сет­тльменты стали школой, через кото­рую проходили тысячи юношей и де­вушек среднего сословия, стремив­шихся к общественной деятельности Сеттльменты сыграли большую роль в развитии женского движения в США. В числе постоянных резиден­тов (т. е. постоянных работников сет­тльментов) было большинство деву­шек и молодых женщин, которые на­ходили в сеттльменте пристанище и работу. Например, в Халл-хаузе не­сколько лет жила Флоренс Келли (до того как по приглашению прогрес­сивного губернатора штата Иллинойс Дж. П. Алтгелда стала первой жен­щиной — фабричным инспектором штата). Работники сеттльментов не ограни­чивались организацией лекций, уст- ройством детских садов и тому

ДЖЕЙН АДДАМС

ч­

подобных мероприятий. Жизнь столк­нула их с проблемами рабочего движения. Среди резидентов появлялись женщины-работницы, профсоюзные организаторы. Но понятно, что для руководительниц и руководителей сеттльментов проблемы рабочего дви­жения лежали в плоскости организации «мира в промышленности», а не социалистического переустройства общества. Во время конфликтов рабо­чих с предпринимателями, когда подопечные сеттльментов бастовали, Аддамс и другие лидеры сеттльментов стремились свести дело к арби­тражу, готовы были быть посредниками, отрицая всякую идею о возмож­ности изменения капиталистического строя.



Руководство АФТ, видевшее в «классовом сотрудничестве» свою цель, благожелательно смотрело на деятельность работников сеттльментов, но рядовые рабочие относились к ним критически и зачастую враждебно, хотя нужда и заставляла женщин-работниц и многодетных матерей при­нимать от них помощь. Для развития рабочего движения сеттльменты це внесли ничего значительного, так как равнялись на консервативную линию в рабочем движении. Но в мелкобуржуазном прогрессивном дви­жении они были на левом фланге, поддерживая рабочее законодательство и другие демократические реформы.

Итак, прогрессивное движение в штатах развивалось по трем основ­ным направлениям: борьба за ограничение власти трестов, за расшире­ние политических прав и за социальное законодательство. Отмечая как успехи, так и недостатки движения, его ограниченность, надо помнить, что прогрессисты всегда оставались буржуазными политиками и исполь­зовали привычные им методы политической борьбы (вплоть до создания собственной партийной машины). Тем не менее они восставали против




 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

подкупа и взяточничества в политике и своей борьбой против всевластия бизнеса, за честное правительство, за очищение общественной жизни они, kak и макрейкеры, выполняли социальный заказ своего времени.

4. СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО И РАБОЧИЕ

К прогрессивному движению начала XX в. примыкает еще одно те-чение — социальное христианство, идеи которого развивали представите-ли протестантских церквей США. Как упоминалось ранее, католическое духовенство, руководствуясь требованиями Ватикана, выраженными в пап­ской энциклике «Рерум новарум», занималось в основном борьбой с рас­пространением социалистической идеологии. Проблема же так называе­мой социальной справедливости, как писала советский историк А А. Кислова, «стала предметом специального внимания протестантов» 38. Уже в конце XIX в. американский протестантизм сделал попытку связать христианство с рабочим движением и социализмом, провозгласив социальной миссией христианства создание на земле «царства божьего». Обращение протестантской церкви к социальному вопросу было в значи­тельной мере вызвано стремлением духовенства укрепить влияние рели­гии на рабочий класс 39. Это стремление возрастало по мере радикализа­ции рабочего движения и усиления влияния социалистической идеологии на общественно-политическую жизнь в связи с бьющей в глаза поляриза­цией богатства и нищеты.

Распространение социалистических идей вызвало у духовенства наме­рение ослабить влияние научного социализма, доказывающего неизбеж­ность краха капитализма как системы, основанной на частной собствен­ности и эксплуатации человека человеком. Протестантизм выступил с религиозно-этическим учением о возрождении на земле христианских идеалов всеобщего равенства, справедливости и любви при непременном сохранении института собственности как незыблемого устоя существую­щего порядка. Пропаганда принципов так называемого социального хри­стианства оказала немалое влияние на формирование американской об­щественной мысли в начале XX в.



Идеологи социального христианства (в конце XIX в.— В. Глэдден, У. Д. Блисс, Ф. Пибоди, а позже У. Раушенбуш, Л. Эббот, Г. Уорд и др.) критиковали пороки капиталистической системы США с позиций буржуазного либерализма и выдвигали реформы под эгидой правитель­ства в качестве единственно возможного и действенного средства для установления порядка социальной справедливости. Они стремились убе­дить рабочих, что отношения с предпринимателями следует регулировать в рамках существующего строя при соблюдении обеими сторонами мо­ральных заповедей.

Видный идеолог социального христианства Л. Эббот (конгрегациона-листский священник, впоследствии редактор журнала «Аутлук») был yбежденным сторонником участия церкви в любом общедемократическом движении. В своих произведениях, лекциях и проповедях он настаивал

38 Кислова А. А. Социальное христианство в США: Из истории общественной мысли, 90-eгоды XIX в.— 30-е годы XX в. М., 1974, с. 31.

39 Духовенство было сильно обеспокоено потерей влияния религии на рабочих, что признавал американский историк Р. Хофстедтер. См.: Hofstadter R. The Age of Re-form. From Bryan to FDR. N. Y., 1956, p. 151.



на том, чтобы церковь поддерживала реформаторскую деятельность гос дарства, заявляя, что «божественный промысел распростирается на я кон, торговлю и образование» 40. При этом, подобно Т. Рузвельту и В. Вильсону, Л. Эббот видел в реформе средство отвлечения масс от paдикальных идей и выступлений. С программой перестройки социальной жизни путем реформ выступал и У. Раушенбуш, один из главных «духовных вождей» социального христианства.

Раушенбуш был пастором баптистской церкви, расположенной в тру щобах Нью-Йорка, и хорошо знал тяжелую жизнь своих прихожан В 1900-х годах он, подобно макрейкерам, гневно критиковал язвы ка­питалистического общества, изобличал эксплуатацию женщин и детей возмущался проституцией, другими пороками, порожденными нищетой и безысходностью положения низкооплачиваемых категорий рабочих. Рау­шенбуш предлагал перестроить общество на кооперативных началах для достижения на земле «царства божьего». По мнению Раушенбуша, цер­ковь должна растолковать рабочим и предпринимателям необходимость взаимопонимания между классами. Он полагал, что сохранение частной собственности является непременным условием социального прогресса, а наиболее действенным фактором в налаживании классового мира на­зывал «патернализм», т. е. руководство рабочими союзами со стороны государства 41.

Стремление представителей социального христианства усилить свое влияние на рабочий класс и концентрировать социальную деятельность церкви вылилось в создание Федерального совета церквей Христа в Аме-I рике. Совет был образован по инициативе пресвитерианской, баптистской :. и методистской церквей в 1908 г. и в дальнейшем объединил практиче­скую общественную деятельность более трех десятков протестантских деноминаций. Его идейная программа была изложена в «Социальном кредо», одним из авторов которого был методистский священник Г. Уорд. Этот документ (окончательный текст был утвержден Федеральным советом в 1912 г.) показал, что протестантская церковь попыталась взять на себя миссию участия в общедемократическом прогрессивном движе­нии начала XX в. и признавала важность регулирования отношений меж­ду трудом и капиталом. Но, критикуя капиталистический строй с мелко­буржуазных позиций, «Кредо» защищало частную собственность на средства производства. Хотя все 16 пунктов «Кредо» были посвящены «правам» рабочего класса, оно призывало лишь к урегулированию инду­стриальных отношений путем законодательства. Авторы «Кредо» выска­зывались за постепенное уменьшение продолжительности рабочего дня; установление прожиточного минимума; за выплату «самой высокой для данной отрасли промышленности» заработной платы. Такой порядок, по уверению социальных евангелистов, мог и должен быть достигнут путем государственного контроля над приобретением и использованием собствен­ности, организации трудового процесса и распределения продуктов про­изводства, путем контроля над деятельностью предпринимателей и над деятельностью рабочих союзов.

40 May H. F. The End of American Innocence. A Study of Our Own Time, 1912—1917.

N. Y., 1959, p. 12.

41 Кислова А. А. Идеология и политика американской баптистской церкви. М., 1969,

с. 91—102. .


 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Характерно, что в окончательном тексте «Кредо» социальное христи-

aнcтвo высказалось за «равные права предпринимателей и рабочих на

opгaнизацию и за соответствующие средства умиротворения и арбитража

вo время конфликта в промышленности» 42. Вот почему, несмотря на

прямое обращение к пролетариату, проповедь социального христианства

нe встретила признания в среде рабочего класса.

5. ПЕРВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕГРИТЯНСКОГО НАРОДА

Бесправное положение черных и цветных американцев оставалось не­писаным законом общества, несмотря на существование XV поправки к конституции США. Нельзя обойти молчанием прискорбный факт, что прогрессивное движение было движением белых. Нигде и никогда тре­бование об уничтожении дискриминации цветного населения США не включалось в список реформ, выдвигавшихся прогрессистами в штатах или конгрессе США. Более того, прогрессисты южных штатов, где про­цент негритянского населения был наиболее высоким, оставались убеж­денными расистами. В 1904 г. губернатором Миссисипи был избран Дж. К. Вардаман, предложивший широкую программу борьбы с треста­ми, за демократические преобразования, но при этом открыто заявивший, что «милостивый господь создал негра слугой» 43.

В штатах, входивших в бывшую Южную Конфедерацию, число негров, имевших право голоса, к началу XX в. было сведено буквально до мини­мума. Так, в Луизиане оно упало с 130 тыс. до 5 тыс., в Алабаме — с 181 тыс. до менее чем 3 тыс. Кроме того, негры подвергались унизи­тельной дискриминации (и не только в южных штатах) в общественных местах, государственных учреждениях, при найме на работу.

Следует еще упомянуть, что именно в годы «прогрессивной эры» во многих городах местные власти проводили в жизнь сегрегационные за­коны, предписывавшие неграм и белым селиться в разных кварталах. Балтимор (штат Мэриленд) принял такой закон в 1910 г., в следующем гoдy — Ричмонд (штат Виргиния), за ними последовали другие города. Американский историк Ф. Макдоналд утверждал, якобы сегрегация — нормальное явление для Америки и проистекает из стремления эми­грантов различных этнических групп к обособлению. Он считал, что южные города, куда прибывали негры из сельских районов после отмены раоства, не были готовы принять массу новых жителей и это привело к «расовым беспорядкам» 44. Этот вывод Макдоналда служил оправданием для негритянских погромов, судов Линча и других беззаконий в отноше­нии черного населения США.

Линчевание, самосуд озверевшей толпы были на Юге общепринятым способом расправы с неграми по малейшему поводу, а чаще «для устра­нения». С 1900 по 1914 г. зарегистрировано 1079 зверских убийств негров вооруженными бандами расистов45. Нередки были массовые негритян­ские погромы: в 1898 г. в Уилмингтоне (штат Северная Каролина),

 

42 Ward H. F. The Social Creed of the Churches. Chicago, 1914, p. 7.

43 McDonald F. Op. cit., vol. 1, p. 148.
44 Ibid., p. 148-149.

45 Фостер У. З. Негритянский народ в истории Америки, с. 546.



II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ



 


в Лейк-Сити и в графстве Гринвуд (штат Южная Каролина), в 1900 г
в Новом Орлеане (штат Луизиана), в 1906 г.- в Атланте (штат Джоpд-
жия). На Севере также происходили негритянские погромы. Так в авгy-
сте 1900 г. «расовые бунты», как называла погромы буржуазная пресca,
были организованы расистами в Нью-Йорке, а в августе 1908 г. -
на родине Линкольна в Спрингфилде (штат Иллинойс). Эти взрывы pa-
совой ненависти отражали развитие на рубеже веков идеологии белогo
шовинизма, что было связано с агрессивным империалистическим kypcoм
во внешней политике.

Происходившие в стране процессы неизбежно оказывали влияние на классовую и социальную структуру негритянского народа. Советский ис-торик д. Л. Нитобург подробно проанализировал рост классовой и со-циально-профессиональной дифференциации негритянского населения в рассматриваемый период46. Бывшие рабы начали пополнять различные классы и прослойки. Индустриализация Юга способствовала миграции негров с плантаций в города. Политика джимкроуизма на Юге гнала негров на Север и Запад в поисках более сносного, а главное - более спокойного существования. Однако, как уже отмечалось, вспышки расо вого террора происходили и там, хотя на Севере в начале века удель ныи вес негритянского населения не превышал 2%. Но эти 2% негров были сосредоточены в основном в крупных городах -Нью-Йорке, Чикаго Филадельфии и других, где было больше шансов найти работу.

Основную массу негритянского населения составлял пролетариат главным образом сельскохозяйственные рабочие. Одновременно быстро росла численность и фабрично-заводских цветных рабочих. Значительное число негров (мужчин и женщин) работали в сфере обслуживания Следующим по численности шло негритянское фермерство внутри ко­торого происходили те же процессы дифференциации и расслоения, как и среди белых фермеров: разорение, выделение зажиточной прослойки хотя и незначительной.

Негритянская буржуазия, начавшая пробиваться «вверх» еще в 70-80-е годы, также испытала на себе последствия политики усиливающейся сегрегации. Ее клиентура сузилась, объектом ее эксплуатации осталось негритянское население. В этой прослойке преобладала мелкая буржуа­зия. Сколотить по-настоящему крупное состояние удавалось немногим неграм; все же начали функционировать негритянские банки, отели, раз­личные фирмы (страховые, строительные и пр.).

Появилась и негритянская интеллигенция. С невероятными трудно-стямиоткpывались негритянские школы, колледжи и университеты. K 1913 г. их насчитывалось немногим более 30. Некоторые черные смог­ли получить высшее образование в «белых» университетах на Севере, всего с 1865 по 1914 г. дипломы колледжей и университетов получили почти 5 тыс. негров, в том числе около 900 женщин. Большую роль в жизни негритянской общины играл пастор. Негритянская церковь издав­на представляла собой сегрегированный институт, а к началу века, когда оыла создана единая Африканская пресвитерианская церковь и конгре-гационалисты-негры образовали отдельную церковь, разделение христиан­ской церкви по расовому признаку окончательно завершилось. Как пра-вило, негритянские церковники, даже более образованные из них на Се-

46 Нитобург Э. Л. Негры в США, XVII - начало XX в. М., 1979, с. 236-241.


 

вере придерживались тактики при­способления к существующим по­рядкам и стремились сдержать не­довольство своей паствы.

БУКЕР Т. ВАШИНГТОН

Реакция лидеров негритянского
народа, представителей зарождаю­
щейся негритянской интеллиген­
ции на политику и практику сегре­
гации и террора была различной.
Один из главных руководителей
Афроамериканской лиги (образова­
на в 1890 г. и просуществовала три
года), публицист Т. Форчун, изда­
вал в Нью-Йорке газету «Эйдж»
(1883—1907 гг.), в которой протесто­
вал против сегрегации, пропаганди­
ровал идеи ассимиляции. Как писал
Э. Л. Нитобург, Форчун первым не­
двусмысленно заявил «о классовой
общности черных и белых рабочих»
и о том, что «классовая борьба —
ключ к расовой проблеме» 47 Однако
отказ АФТ от помощи негритянским
рабочим, упадок популистского дви­
жения, наступление расистов по ли-
нии сегрегации, постоянный страх перед вероятностью оказаться объек­
том террористических акций приводили к разочарованию в возможности
интеграции негров в американском обществе даже таких радикальных
деятелей, как Форчун. Идея приспособления, адаптации в окружающей
их враждебной среде приобретала все большее число сторонников
на Юге.

Наиболее известным и активным негритянским лидером, выступив­шим за приспособление негритянского народа к тяжелой обстановке, сложившейся к концу 1880 г., был Букер Т. Вашингтон. Бывший раб, с огромными трудностями получивший образование, Вашингтон основал в г. Таскиги (штат Алабама) сначала ремесленную школу, затем Педа­гогический и промышленный институт города Таскиги (отсюда название «движение Таскиги»). Он утверждал, что негры должны отказаться от политической деятельности, развивать в себе смирение, стремление к приобретению собственности и наряду с этим терпение и услужливость оелым. Белых хозяев и правителей Юга он призывал хорошо обращаться с бывшими рабами, обещая, что тогда они будут иметь нетребовательную и законопослушную рабочую силу.

На начальном этапе деятельность Вашингтона, по существу капиту­лянтская, имела все же положительное значение, ибо способствовала распространению образования и приобретению неграми профессиональ­ных знаний. Б. Вашингтон завоевал огромную популярность, и не только cpеди негров. Его программа была одобрена владельцами предприятий, a также правительством США. Президент Рузвельт посетил институт в

47 Там же, с. 250.



II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ



 


Таскиги и даже рискнул однажды пригласить его основателя на обед в Белый дом.

Долгие годы Б. Вашингтон был непререкаемым авторитетом для не­гритянской интеллигенции. Однако его полное капитулянтство перед правящими кругами, стремление к подавлению всякой свежей радикаль­ной мысли, психология подчинения негров белым вызвали в конце кон­цов протест в среде мыслящей негритянской интеллигенции, образовав­шей свое движение, во главе которого встал Уильям Э. Б. Дюбуа48 Талантливый ученый, писатель и организатор, У. Дюбуа (1868—1963) посвятил всю жизнь борьбе за освобождение и счастье негритянского народа. Ценою огромных усилий — ведь он был негром — Дюбуа полу­чил образование в лучших университетах США и Европы. В течение 10 лет он был профессором университета для черных в г. Атланта (штат Джорджия). Дюбуа в отличие от Б. Вашингтона придавал боль­шое значение университетскому образованию негров, полагая, что судьба освободительного движения зависит от широкой просветительской дея­тельности, направленной на развитие высокой культуры молодежи, что «талантливые десять процентов» мелкобуржуазных негритянских интел­лигентов поведут свой народ к лучшему будущему.

Впоследствии жизнь доказала самому Дюбуа ошибочность его теории, не признававшей ведущей роли пролетариата в освободительной борьбе. Но в 1900-е годы Дюбуа был захвачен своей идеей. Его взгляды противо­речили духу и содержанию «движения Таскиги». Б. Вашингтон, пропове­довавший, что для негра достаточно ремесленного образования, был недо­волен деятельностью Дюбуа, его непримиримостью в принципиальных вопросах и отказом идти на компромиссы. Он организовал кампанию травли Дюбуа, в результате чего тому пришлось уйти из Атлантского университета 49.

Дюбуа мечтал о полном равноправии негров. Он вошел в группу журналистов, созвавших в июле 1905 г. конференцию, на которой была объявлена декларация новой организации под названием «Ниагара». Декларация «Ниагары» явилась выражением открытого возмущенного протеста против дискриминации негритянского народа. Участники новой организации требовали обеспечения неграм возможности участия в вы­борах, в судах присяжных, равного отношения в армии и флоте, отмены расовой дискриминации при приеме на работу и в союзы, другими слова­ми, проведения в жизнь законоположений, принятых конгрессом США и нарушаемых расистами.

Движение «Ниагара» было малочисленным (всего 400 человек), но оно показало, что в сознании передовой части негритянского народа произо­шел перелом: от покорности судьбе к борьбе и сопротивлению. Как от­мечал Фостер, это «означало одновременно восстание против гнетущей реакционной бюрократической системы Букера Вашингтона и начало про­ведения более боевой политики в борьбе против расистов и линчевате­лей» 50. Движение просуществовало четыре года, а затем влилось в На­циональную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН).

48 Foner Ph. S. Organized Labor and the Black Worker, 1619—1973. N. Y.; Wash., 1974,
p. 80.

49 Иванов Р. Ф. Дюбуа. M., 1968, с 124—127.

50 Фостер У. 3. Негритянский народ в истории Америки, с. 541.


 

УИЛЬЯМ ДЮБУА

Эта организация была создана по инициативе группы либеральных и социалистических деятелей, как нег-pов так и белых. Толчком к образо­ванию НАСПЦН послужил уже упо­минавшийся негритянский погром в Спрингфилде летом 1908 г. Журнал «Индепендент» опубликовал статью социалиста У. Уоллинга с описанием зверств в Спрингфилде и призывом к общественности воспротивиться расовой дискриминации. Статья, по словам журналистки Мэри У. Овинг-тон, произвела такое впечатление, что она и несколько ее друзей-либе­ралов пригласила Уоллинга и вместе выработали обращение с призывом сформировать центр для борьбы про­тив беззаконий в отношении нег­ров 51. В мае 1909 г, на конференции в Нью-Йорке было принято решение о создании новой организации, кото­рая в мае 1910 г. (на второй конфе­ренции) получила свое окончатель­ное название. С осени 1910 г. На­циональная ассоциация содействия прогрессу цветного населения начала издавать печатный ежемесячный орган «Крайсис». На пост его редактора пригласили д-ра Дюбуа.

Эта организация и по составу, и по духу отличалась от «Ниагары». Хотя НАСПЦН одобряла политическую линию движения «Ниагары», осуждала политику расовой дискриминации и террор, обязалась бороться за социальное равенство негров, тем не менее в ее руководящем комитете был только один представитель негритянского народа — Дюбуа. Возглав­ляя «Крайсис», Дюбуа проводил широкую пропаганду против сегрегации в разных штатах и городах страны.

Озабоченные успехами НАСПЦН, консервативно настроенные негри­тянские деятели, продолжавшие придерживаться тактики приспособле­ния, организовали еще одну организацию — Национальную городскую лигу (1911). В 1913 г., за два года до смерти, в ее руководство вошел б. Вашингтон. Лигу поддерживали крупные финансовые магнаты (Дж. Рокфеллер, А. Стоун и др.). Лига организовала филантропиче­скую помощь негритянскому народу и в то же время выступала против профсоюзов, вплоть до найма штрейкбрехеров.

Таким образом, во главе первой крупной негритянской организации стояли белые и руководили ею мелкобуржуазные либералы. Это объяс­няет, почему НАСПЦН не могла превратиться в подлинно боевой отряд и возглавить борьбу за политические и гражданские права негров.

51 Ovington M. W. How the National Association for the Advancement of Colored People Began. N. Y., 1914, p. 2—3.



II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА


Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 7; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты