КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От автора. Учебное пособие по применению игры света и тени в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Учебное пособие по применению игры света и тени в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. С октября 2014 по март 2015г.
Содержание: От Автора____________________________________________________3 Содержание__________________________________________________6 Раздел1: « Рисование тенью»____________________________________10 Раздел 2 «Теневой экранчик»____________________________________14 Раздел 3: «Театр теней»_________________________________________15 Заключение___________________________________________________18 Литература___________________________________________________20 Приложение__________________________________________________21
От автора Выбор темы применения игры света и тени в коррекционно – развивающей работе специалиста не случаен, ее актуальность продиктована временем, меняющимися задачами и приоритетами в обществе, увеличением сложности и разнообразием структуры дефекта у дошкольников с особыми возможностями здоровья, а так же просто профессиональным интересом к саморазвитию, поиску чего-то нового и интересного. Это учебное пособие предназначено для специалистов, работающих с детьми, которым необходима помощь в развитии познавательной сферы, коррекция нарушений интеллектуального развития, расширение представлений об окружающем мире, помощь в преодолении трудностей усвоения учебных навыков, а также формировании и развитии познавательной активности, творческого потенциала, эмоционально – волевой сферы. Данное учебное пособие раскрывает идею и методический аспект применения игры света и тенина практике, знакомит читателя с основными понятиями и возможностями адаптации светотеневых вариаций к процессу обучения и развития дошкольников, которым необходимо создание специальных образовательных условий. Учебное пособие, которое вы держите в руках, позволит осуществить взаимодействия широкого круга специалистов. Так, например: учитель дефектолог во взаимосвязи с музыкальным руководителем смогут добиться выразительности движений, умения понимать и показывать пластикой тела эмоцию, а музыкой передавать и чувствовать настроение. Педагог психолог в тандеме с учителем – дефектологом смогут работать над выравниванием эмоционального фона, преодолением страхов, повышением самооценки раскрепощением и умением работать в коллективе. Учитель-дефектолог и воспитатель смогут повысить интерес к продуктивным видам деятельности, обогатить познавательно – исследовательский опыт детей. Учитель-дефектолог совместно с воспитателем по физической культуресприменением здоровьесберегающих технологий будут стремиться к выполнению детьми инструкций, формированию чувства командности, ритма, синхронности движений общей моторики. Очень полезным материал, изложенный в этом учебном пособии может оказаться для родителей детей имеющих особые образовательные потребности. Специалист же может добиться укрепления отношений родитель-ребенок, педагог - родитель через выполнение различных видов работиз предложенных автором ниже. Например: создание альбома теневых изображений по лексическим темам или на часах специалиста и круглых столах, может проводиться обучение родителей с детьми для создания совместных результатов взаимодействия, как со своим ребенком, так и с чужим, для более полной картины понимания родителями собственных детей. В непосредственно – образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми обязательно пригодится это учебно- методическое пособие, оно поможет в реализации поставленных задач любой образовательной области. Например: при развитии элементарных математических представлений можно посчитать тени или увидеть цифру в силуэте спортсмена, узнать теней каких предметов больше, каких меньше или какой предмет дальше от нас, а какой ближе, посчитать из скольких элементов состоит та или иная фигура и т.д. При обучении грамоте можно составить букву из тени, увидеть и прочитать слоги и слова, спрятанные в теневых силуэтах, подумать и сказать на какой звук начинались слова, тени которых появлялись на экране или отгадать слово по последним звукам, появляющихся теневых картинок. В развитиемышления целесообразно применить такие игры как: «Какая тень лишняя?», «Сделай тень предмета из кулачка», «Дорисуй тень (силуэт) из пятна», «Составь новый предмет, соединив 2 тени», а внимания - «Какие предметы спрятались на экране?», «Тень кого исчезла с экрана?», «Какие предметы спрятались?» (совокупность двух теней), «Часть и целое, соедини половинки теней» или памяти- «Покажи, как назову». Предложенное мной учебно- методическоепособие послужит подспорьем и учителю-логопеду в развитии речи детей, с помощью него можно добиться заметной активности, чистоты и выразительности, а такжеэмоциональной окраски речи, ведь ребятам приходится овладевать актерским мастерством при озвучивании ролей, а так повысить понимание смысловой структуры текста, нормализовать темп, ритм и плавность речевого высказывания. И конечно большая часть игр и упражнений данного учебного пособия направлена на развитие пространственных представлений дошкольников, имеющих особые образовательные потребности. Именно овладение навыками ориентировки на себе, относительно себя, в пространстве прослеживается во всех видах деятельности. Описанные ниже виды взаимодействия педагога с детьми – это вариант равных возможностей развития каждого ребенка, те дети, речь которых не позволяет им осуществлять речевое сопровождение, могут быть задействованы в изготовлении материала для игр или изображать в спектакле роли - предметов. Дети не так скованы на выступлениях, зная, что их не видно, они чувствуют свою значимость в коллективе сверстников, и в следствии повышают свою самооценку. Уникальность данного учебного пособия в том, что оно внедряет в систему обучения и воспитания детей совершенно новые виды деятельности в рамках создания специальных образовательных условий, а значит, открывается огромный пласт дляповышения уровня развития и квалификации педагога, его личностных возможностей, что влечет за собой повышение качества образования. Так же данное учебное пособие способствует приобщению детей дошкольного возраста к культуре по средствам общения с искусством театра теней и пантомимики. Видится возможным развития этой области в дошкольном образовании путем создания своих театров и посещении детьми общественных мероприятий, спектаклей, а так же сотрудничество учреждений образовательного комплекса с театрами Москвы, приглашения актеровсмастер - классами для педагогов и детей, расширение репертуара праздников и утренников в дошкольных отделениях и в образовательном комплексе в целом. С течением времени меняются требования к формированию и развитию личности современного дошкольника. Все чаще мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой и интеллектуальной патологии. Стандартность имеющихся методов и приемов педагогического воздействия требует перестроения и введение актуальных инноваций в процесс коррекционно - развивающей деятельности педагога. Базируясь и основываясь на классической системе обучения в условиях эволюции науки, появления новых средств познания окружающего мира, необходимы дополнения и обновление имеющегося общепринятого инструментария и обогащение методологической базы образовательной системы в соответствии с ФГОС, для более эффективного и плодотворного осуществления непосредственно - образовательной работы специалиста. В своей работе, как учитель – дефектолог, я постаралась подобрать материал, который поможет мне развивать высшие психические функции, включать в себя элементы творчества, реализовать поставленные задачи в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Речевое развитие», и при этом выглядеть, мобильно, динамично и самое главное интересно, ведь все мы знаем, что самый короткий путь к учебе через игру и живой интерес, что влечет за собой повышение мотивации детей к обучению. Поэтому именно это учебное пособие, в котором раскрыта идея применения световых и теневых вариаций способно, сделать так, чтобы система организации непосредственно – образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста воспринималась ими как естественное продолжение игровой деятельности для всестороннего, динамичного, грамотного и своевременного определения индивидуального маршрута ребенка по дороге к его успехам, достижениям. Данное учебное пособие яркая демонстрация того, как можно активизировать и разнообразить мыслительную и практическую деятельность детей в процессе усвоения учебного материала, в игровом и творческом характере обучения. Содержание. Данное пособие адресовано специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности. Учитывая то, что, по мнению современных физиологов, педагогов, психологов именно старший дошкольный возраст (шестой, седьмой годы жизни) является наиболее благоприятным для активного развития познавательных способностей и речи, я предлагаю применение игры света и тени в различных вариациях, а именно: 1. «Рисование тенью» - процесс созданияопределенного изображения тенью от различных предметов. 2. «Маленький экранчик» (настольный театр теней) - игровые упражнения с использованием силуэтов предметов различных тематических групп. 3. «Теневой театр» - создание изображений предметов за большим экраном при помощи пластики и выразительности движений и перестроений детей в конкретный образ. Выбор вида деятельности и взаимодействия с детьми специалист осуществляет в зависимости от поставленных коррекционно- развивающих задач. Предложенные варианты работы подобраны и собраны в разнообразный и увлекательный материал, который служит единой цели. Целью применения светотеневых вариаций являетсявсестороннее, гармоничное и полноценное развитие личности детей с особыми возможностями здоровья, раскрытие творческого потенциала каждогопри активизации мыслительной и практической деятельности, через игру света и тени. Основные коррекционно – развивающие задачи, которые можно решить, используя игру света и тени: 1. Формирование и развитие высших психических функций: - развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое,тактильное); -развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное); - развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая, мышечная); - развитие и коррекция речи; - Развитие творческого воображения, памяти и образного мышления; - развитие и коррекция моторики (общая, мелкая); - развитие и коррекция слуха (фонематические процессы); - развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; - восполнение пробелов в познавательной сфере; . Развитие пространственных представлений, -развитие и формирование элементарных математических представлений; - развитие и формирование конструктивной деятельности. - Развитие в детях креативности и вариативности мышления, точности и активности восприятия. 2. Развитие координации движений и чувства ритма, музыкальности. 3. формирование художественно-творческих способностей. 4. Укрепление и развитие общефизического здоровья, опорно- двигательного аппарата. 5. Развитие навыка поведения в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи, взаимоуважения. 6. Повышение самооценки детей, укрепления уверенности в себе и обретение чувства собственного я. 7. Восстановление и укрепление детско-родительских отношений в семье, через активное совместное выполнение определенных действий. Каждая из вышеперечисленных составляющих интеллектуального развитие является первоочередной и наиболее важной индивидуально для каждого ребенка. У детей с задержкой психического развития, прежде всего, отсутствует мотивация достижения конкретных целей, педагогу необходимо наработать банк чувственных образов, который позже послужит базой для освоения мышления и речи. Память таких детей ассоциативна и возможность узнать предмет, основана на способности выделить объект, вызвавший яркую эмоциональную реакцию. Поэтому,методики обучения, описанные в данном учебном пособии базируются на следующих аспектах: - следование в процессе обучения от простого к сложному, - использование в работе передовых идей и опыта, - применение знаний основ психологии и физиологии в педагогической практике, - использование возможностей современных технологий, - пошаговое обучение. Содержание каждого вида работы формируется исходя из принципов динамичности процесса обучения, вариативности форм и видов деятельности, соответствие тематическому планированию и программному материалу, запросам учащихся, доступности обучения, соответствии их возрасту. В учебно-воспитательной работе педагог должен учитывать и использовать следующие принципы обучения: принцип систематичности и последовательности, наглядности и доступности, прочного усвоения знаний, принцип «от простого к сложному». Особое внимание в процессе работы необходимо обращать на создание «ситуации успеха» для ребенка. Она умножает его силы, дает веру в себя, укрепляет волю, помогает воспитывать у ребёнка трудолюбие. Склонность детей к подражанию главный помощник педагога в реализации данных видов деятельности и что немаловажно при этом ребенок развивается «во все стороны», в каждой игре включается все его чувства и способности. Поэтому основным методом обучения вколлективе является метод упражнения: демонстрация педагогом, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение детьми показанных педагогом действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. Организационные формы занятий дополнительно включают беседы, показы видеоматериалов, прослушивание музыки, обсуждение увиденного, услышанного, совместные походы на концерты и конкурсы в качестве зрителей. Работа специалиста должна быть построена таким образом, чтобы помочь каждому раскрыть свои индивидуальные способности. Необходимый элемент обучающего процесса – выступление на концертах и конкурсах, а также обсуждение результатов, выводы, работа над ошибками. Необходимо обращать внимание и учитывать психомоторные возможности, общую физическую подготовку обучающихся, особенно на уровень развития высших психических функций и зону ближайшего развития. Итоговая диагностика уровня развития высших психических функций, общей и мелкой моторики и координации выявляет соответствие прогнозируемых и реальных результатов, а также позволяет сделать анализ и спланировать перспективу дальнейшей творческой деятельности. Основные методы, с помощью которых данные виды деятельности для детей станут интересными и яркими: - Метод непосредственного показа Начиная любую из данных видов деятельности, педагог может показывать детям движения или способ «рисования» картинки. Так дошкольники получают возможность зрительно увидеть воплощение нужного художественного образа. В самом начале работы специалист старается выполнять каждое движение одновременно с детьми. Такой прием увлечет обучающихся и увеличит детское желание выполнять работу так же, как и педагог. Они будут стремиться к быстрому овладению такими навыками. - Метод словесного повествования Движения и пластика взаимосвязаны с музыкой. А разговорная речь в обучении может стать связующим компонентом для полного восприятия. Педагогу необходимо использовать краткие и конкретные объяснения с точными образными оборотами. Интонация голоса играет немаловажную роль, точно, как и сила акцента на то или иное слово или фразу, которые специалист хочет донести до детей. - Метод импровизации На занятиях педагогу необходимо подвести учеников к непринужденному, свободному и раскрепощенному выражению своих эмоций в движении или «рисовании тенью». Не нужно давать детям предварительно конкретный материал (музыка, сюжет), пусть они сами подберут те движения или образы, которые он диктует. Не стоит выделять кого-то из обучающихся, во время импровизации, педагогу необходимо только внимательно следить за каждым ребенком, чтобы он не выходил за рамки, обозначенными темой, сюжетом или музыкой. - Метод наглядной иллюстрации Рассказы об истории возникновения того или иного вида искусства, его многообразии, смогут дополнить занятия, обеспечив полноценное обучение детей. Педагог может использовать фотографии, иллюстрации, видеозаписи. Демонстрация детям записи их выступлений или моментов создания картинки. Очень результативно для развития дошкольников посмотреть на себя со стороны. - Метод игры Такой метод для детей заключается в использовании на занятиях игрушек, которые могут помочь в обучении, героев. Подобные атрибуты способны оказать глубокое влияние на развитие личности каждого ребенка. Увлечение предложенной игрушкой или героем позволит раскрепоститься ребенку. Можно предложить детям игру-перевоплощение, чтобы они научились выразительности и начали полноценно использовать свое воображение и детскую фантазию. - Метод концентрации В этом методе для детей превалирует возврат к освоенному материалу. Педагог повторяет с детьми или те движения театральной постановки, которые они уже хорошо знают, но с некоторым усложнением вариации, или предлагает «нарисовать тенью» уже знакомые картинки и фигуры, поместив их в новую сюжетную линию. Описанные ниже виды взаимодействия с детьми носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Главным при использовании специалистом любого вида деятельности из предложенных вариантов это возникновение у ребенка мотивации к обучению и превращение требований к нему в его желания. Все сказанное выше свидетельствует о необходимости проведения с детьми, которым требуются особые образовательные условия, комплексных мероприятий, в которых бы работа по ознакомлению с окружающим миром или развитием элементарных математических представлений, обучению грамоте или работа психолога успешно сочеталась с развитием высших психических функций с применением светотеневых вариаций.
|