КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимосвязь продуктовых инноваций и структуры отраслевого рынкаВведение продуктовой инновации можно рассматривать как вход на рынок с некоторым потенциалом получения прибыли. В этой связи возникает понятие квазиренты, образующейся в результате получения фирмой положительной экономической прибыли, вызванной внедрением инновации. Продолжительность получения квазиренты зависит от многих факторов, в том числе от отраслевой специфики, степени защищенности инновации и т.д. Как правило, квазирента обладает достаточно длительным потенциалом. В случае если спрос на данную продукцию не зависит от факторов спроса на другие товары (случай совершенной монополии), то квазирента представляет собой постоянный бесконечный аннуитет. Если же рынок характеризуется монополистической конкуренцией, то размер квазиренты, при прочих равных условиях, будет постепенно возрастать со временем, по мере переключения потребителей на потребление более совершенной продукции, предложенной на рынке.
Кратко проанализируем, как происходит образование квазиренты. При отсутствии каких-либо субсидий фирма-инноватор не может получить прибыль до тех пор, пока НИОКР не будут закончены и новая продукция не будет предложена покупателям. Обозначим такую дату внедрения как Т*(см. рис. 8.1). Тогда квазирентный потенциал нового продукта, ежегодная прибыль инноватора, будет постепенно возрастать до того момента, когда инноватор полностью не монополизирует рынок (линия VM). Однако, как бы инноватор не пытался защитить свое нововведение (например, путем патентования), это не устраняет вероятности копирования его инновации конкурентами. Предположим, что один из конкурентов имитирует данный продукт в момент Tii. В этом случае этому конкуренту начинает доставаться часть квазиренты, которая бы доставалась инноватору в условиях отсутствия копирования, а квазирента, получаемая инноватором, становится Vii. Расстояние между VM и Vii представляет собой квазиренту, полученную конкурентом, которому удалось скопировать продукт, при предположении об отсутствии ценовой конкуренции между ним и инноватором. Рассмотрим теперь ситуацию, когда конкурентам удалось скопировать новый продукт в момент Тiii большем чем Tii. В этом случае, как мы видим из рис. 8.1 квазирента, полученная инноватором, будет больше (Viii), а квазирента, полученная конкурентами, которым удалось скопировать продукт, будет меньше. Таким образом, инноватору выгоднее всячески предотвращать вход конкурентов на рынок нового продукта. Вместе с тем остался еще один не рассмотренный вопрос – что определяет положение Т*? Для ответа на данный вопрос мы должны построить и рассмотреть модель максимизации прибыли инноватора. Рассмотрим данную модель на рис. 8.2. Предположим, что в момент принятия решения инноватор находится в момент Т = 0.
Ускорение темпов НИОКР увеличивает расходы по трем причинам: 1) необходимо проводить большее число параллельных проектов НИОКР, чтобы достичь успеха в условиях неопределенности в сжатые сроки; 2) увеличивается вероятность неудачных стартов производства новой продукции; и 3) уменьшается отдача при распределении талантливых разработчиков между проектами НИОКР, а привлечение новых сотрудников сопровождается увеличением стоимости персонала. Линия VM отражает дисконтированную стоимость монопольной квазиренты (при монопольном положении на рынке нового продукта), ожидаемой инноватором в будущем при условии, что продукция появляется на рынке в момент Т. Величина этой квазиренты тем меньше, чем дольше период от принятия решения об инвестировании в НИОКР до появления новой продукции на рынке. В этих условиях, если предприятие не ожидает конкуренции со стороны имитаторов инновации, задача максимизации прибыли сводится к поиску наибольшего расстояния между VM и с(Т). Это соответствует запуску производства новой продукции в момент ТМ. Предположим теперь, что у инноватора имеется конкурент на рынке нового продукта. Если речь идет о фирме, копирующей новый продукт, то при выходе на рынок, эта фирм столкнется с неравномерным распределением квазиренты: большая часть квазиренты, возникающей в результате инновации, будет доставаться инноватору (Vii). В этой связи разумно предположить, что если бы фирма-конкурент была в равных с инноватором начальных условиях, то вряд ли она согласилась бы на роль аутсайдера в инновационной конкуренции. Таким образом, в случае олигополистической структуры мы будем иметь дело с конкуренцией по Курно. Последствия конкуренции в сфере НИОКР можно посмотреть и на рис 7.2. При наличии конкуренции линия дисконтированной квазиренты для инноватора поворачивается по часовой стрелке и смещается вниз. При более крутом наклоне наибольшее расстояние между Vii и с(Т) достигается при Т2 меньшем чем ТМ. Таким образом, наличие конкуренции на рынке данного товара приводит к сокращению эффективного срока НИОКР, а также сокращению получаемой в результате внедрения квазиренты, как для предприятия-инноватора, так и для всей отрасли в целом.
Рассмотрев ситуацию симметричного положения фирм на рынке, рассмотрим, что происходит в случае, если фирмы имеют разное положение на рынке. Анализ такой ситуации показывает, что более крупные фирмы имеют меньше стимулов для ускорения темпов НИОКР, в то время как мелкие фирмы заинтересованы в более раннем внедрении инновации, благодаря чему они существенно расширяют свою долю рынка. Предлагается самим проанализировать данную ситуацию. Чем более симметричными будут фирмы, тем более крутым будет наклон функции дисконтированной квазиренты типичной фирмы (так, функция Viii (в случае трех симметричных фирм) имеет более крутой наклон, чем функция Vii). Чем круче наклон, тем быстрее фирмы стремятся произвести НИОКР. Таким образом, рост числа симметричных фирм, с одной стороны ускоряет темпы НИОКР, а с другой стороны, сокращает суммарную величину квазиренты. Однако, существует предел роста числа симметричных фирм, это такое число N, при котором линия дисконтированной квазиренты начинает проходить ниже линии затрат на НИОКР (см. рис. 7.2). Если НИОКР должны осуществляться в любом случае, то они при любом периоде исследований приведут к убыткам для фирм. В результате это приведет к провалу рынка – каждая фирма будет воздерживаться от инвестиций в НИОКР, предполагая, что если все фирмы также начнут осуществлять НИОКР, то выгоды от внедрения инновации не возместят расходов на НИОКР. Здесь имеется и другая проблема. По мере роста числа фирм, усиливаются возможности ценовой конкуренции, что, в свою очередь, приводит к сокращению ожидаемой прибыли.
|