КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рождение человека. С наступлением половой зрелости душевное тело ребенка становится самостоятельным
С наступлением половой зрелости душевное тело ребенка становится самостоятельным. То, что в течении второго семилетия было воспринято человеком как своего рода музыка мироздания, продолжает в нем свое развитие. Все, полученное в образах, все, что стало живым музыкально-пластическим достоянием души, усваивается теперь интеллектом. Но теперь человек воспринимает не то, что ему было навязано в интеллектуалистической форме, а то, что он сам в себе взрастил совершенно иным путем. Если предшествующее развитие было здоровым, оно подготовило главное, чем человек должен обладать после наступления пубертета - способности самостоятельно понять уже воспринятое прежде.Все, когда-то усвоенное в образах, теперь из живого внутреннего источника принимает в себя разум. Обретя интеллект, человек вглядывается в самого себя. Это - постижение человеческого существа в самом себе и через самого себя. Он приходит к правильному внутреннему переживанию свободы. Подлинная свобода является внутренним переживанием. Но для этого педагог должен вложить в ребенка нечто, к чему его существо (которое для педагога остается неприкосновенным) впоследствии почувствует влечение, с чем оно внутренне соединиться. Воспитывая в человеке все, что не является его собственным, я предоставляю его собственному самому принять то, что я дал как воспитатель. Таким образом, я не позволяю себе грубо вмешиваться в развитие человеческой личности, но я подготовляю почву для ее развития, которое должно начаться вместе с наступлением половой зрелости. Если я интеллектуалистическое развитие начинаю раньше, я совершаю насилие над ним, я грубо вторгаюсь в его личность.
Долг
В возрасте между сменой зубов и наступлением половой зрелости в человеке развивается способность испытывать удовлетворение от морального и отвергать аморальное через здоровое чувство почитания авторитету взрослого. В следующую эпоху его жизни мы, не принуждая его напрямую, делаем так, чтобы он сам - хочет он того или нет - пережил могущество логики. В это время долг должен стать нашей внутренней склонностью, когда вся мораль рождается из чисто человеческого начала. Долг проистекает из источника доброй воли человека. Деятельность современного педагога, понимающего задачу своей эпохи - это стремление с помощью воспитания и преподавания помочь человеку обрести человеческое отношение к самому себе и к истинным потребностям нашей культуры. Подросток чувствует импульс: ты должен делать то, что нравится тебе как добро; ты должен отказаться от того, что тебе не нравится. Тогда из содержимого его личности рождаются моральные принципы; тогда возрождается, уже на духовном уровне, возвышенная самоотдача миру. Та самоотдача, которая была природной в первом семилетии и душевной - во втором семилетии его жизни. Моральное, нравственное чувство и моральные импульсы воли становятся теперь тем, что направляет его поступки так, как будто этот моральный импульс находится в нем самом. Такой долг - истинен! Это - суть откровения его личности, а не что-то навязанное извне. Если воспитание было правильным, после достижения половой зрелости из глубин человеческой природы все возрождается и рождается соответствующим самому существу человека. Но подросток будет лишен переживания такого возрождения, если педагог не заботился о том, что бы закладывать в ребенка то, что тот смог бы понять лишь впоследствии.
|