Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Семиотика и поэтика




1) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.

“Cемиотика, также Семиология(греч. semeion = знак ), общая знаковая теория и учение о языковом и неязыковом знаке человеческой коммуникации, расширяющие предмет дисциплины лингвистики; понимает письменный и устный язык как систему знаков, с помощью которой «отправитель» передает «сообщение» «получателю», который декодирует его посредством соответствующего кода. С. анализирует этот знаковый код и — систему, их предпосылки, их коммуникативные структуры и их функции в коммуникативном процессе. Дисциплины, входящие в ее состав, — 1. Семантика, учение о соотношениях между знаками (их материальным воплощением), соответственно, последовательностью знаков и их значением, т. е. сообщаемой с их помощью информацией о предмете и явлении внешнего мира; 2. Синтактика, учение о связи между отдельными знаками (их материальным воплощением) и их возможными сочетаниями; 3. Прагматика, учение о связях и возможных комбинациях между знаками (их материальным воплощением) и их потребителями”.

“Она исследует литературу как коммуникативный процесс, осуществляемый посредством специфической системы знаков, являющейся материальным субстратом значений, которая передается в качестве указания рецепиенту на их раскрытие, а также изучает своеобразие (литературность) литературы как вторичной семиотической системы, чьи знаки хотя и отклоняются от естественного языка, но не указывают на реальные объекты и к тому же независимы от систем других видов” (S. 844-845).

2) Dictionary of World Literary Terms / By J. Shipley.

“Общая знаковая теория — дисциплина (см. тж. семасиология, семиотика, семантика, сигнификология, сематология), которая изучает все формы образования знаков (образования «смыслов»), лингвистических и нелингвистических, как человеческих, так и животных, как естественных, так и условных. <...> Процесс образования знаков — это любой процесс, при котором нечто (х) позволяет чему-то другому (у) принять к сведению нечто третье (z), реагируя на х. Так, читатель (у) статьи (х) узнает о Китае (z), принимая к сведению печатные знаки статьи. При этом элементы у называются «интерпретаторами», х — «знаками», а z — «значением». В том случае, если означаемое (signified) реально существует, говорится, что оно «обозначено» («denoted») знаком (или является его «денотатом»). Знак может иметь значение, но не иметь денотата, как в случае со словом «кентавр»”.

Знаки могут обладать различными измерениями (или модусами). Знак является «указательным» в той степени, в какой он обозначает предмет, не оценивая то, что обозначается, и не предписывая ему какое-либо действие со своим к нему отношением; знак является «оценивающим» в той степени, в какой он устанавливает ценность (положительную или негативную) того, что обозначается. <...> Помимо различных модусов означивания, семиотика изучает различные функции, выполняемые знаками, и различные способы использования знаков. <...> Семантика — это раздел семиотики, изучающий значение знаков; «прагматика» — это раздел семиотики, изучающий использование знаков и их функции; «синтагматика» — это раздел семиотики, изучающий взаимосвязи знаков внутри системы, абстрагируясь от их значения и функций. Эти дисциплины в их взаимосвязи и составляют семиотику” (p. 302-303).

3) Греймас А.Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка.

“Поэтика <...> —2. С семиотической точки зрения, литературные тексты представляют собой частные манифестации литературного дискурса, который в свою очередь является одним из видов в общей типологии дискурсов. Постулировать в качестве отправной точки [признак] литературности или поэтичности одного отдельного класса дискурсов равносильно тому, чтобы ставить телегу впереди лошади: существует общий фонд свойств, приемов членения, форм организации дискурса. Поэтому положение П., рассматриваемой в качестве априористической дисциплины, уверенной в специфических особенностях своего объекта, в рамках семиотической теории является несостоятельным (с. 514-515).

4) Иванов Вяч.Вс. Семиотика // КЛЭ. Т. 6. Стлб. 746-749.

С. “наука о знаках и системах знаков, исследующая осн. характеристики любых знаков и их сочетаний (напр., слов и сочетаний языка, метафор поэтич. речи, химич. и математич. символов) и систем знаков (напр., устных и письм. естеств. языков, искусственных логич. и машинных языков, языков поэтич. школ и др.). Для каждого знакаобязательным является наличие двух сторон — воспринимаемой органами чувств означающей(материальной) стороны и означаемойстороны, рассматриваемой в особом разделе С. — семантике. Для слов естественного (обычного) языка означающей стороной является звучание или написание слова, означаемой стороной — его значение. Знаки одной системы (напр. слова языка) могут быть означающей стороной для сложных знаков другой системы (поэтич. языка), надстроенной над ними.

С т. з. С. поэтика, рассматривая литературный текст как сложный знак, выделяет промежуточные уровни (сюжета, тропов, ритма и т. п.) между означаемой стороной — темой и означающей стороной — словесным воплощением”.

Парадигматическиеотношения между знаками, входящими в одну и ту же систему (напр., между словами одного и того же языка), отличаются от синтагматическихотношений между знаками, из которых строится одно и то же сообщение (текст).

В знаковой системе образов поэзии большую роль играют метафоры, осн. на синтагматич. сближении слов, обычно парадигматич. разделенных <...> Правила синтагматич. сочетаемости знаков друг с другом играют особую роль в таких системах знаков, как монтажное кино и реалистич. проза ХIХ в. <...> Исследование этих правил <...> дает возможность создания «грамматики» повествования, определяющей возможные отношения между мотивами и ситуациями...”

“Любая система знаков может быть изучена с трех осн. точек зрения: синтаксической, семантической, прагматической”.

5) Лотман Ю.М. Семиотика // ЛЭС. С. 373-374.

С.“наука о знаках и знаковых системах.

Объекты, которые могут рассматриваться в качестве языков,являются предметом С. Среди языков различаются: 1) естеств. языки, т.е. исторически сложившиеся языки нац. коллективов; 2) искусств. языки — языки команд и программ в системе “человек-машина”; 3) метаязыки — языки, используемые для описания естеств. и искусств. языков; к ним относятся искусственно создаваемые языки науки; 4) вторичные языки (или т.н. вторичные моделирующие системы) — разнообразные языки культуры, возникающие на основе первичных естеств. языков (символич. системы мифа, ритуала, социоэтич. запретов и предписаний, языки различных искусств и пр.)”.

“В основе семиотич. механизма <...> лежит: 1) разграничение синхронногосостояния структуры языка <...> и диахронии— изменений структуры во времени <...> 2) разграничение языка как иерархической системы вневременных норм и правил и речи —материализации этих правил в знаковой реальности отд. текстов, находящихся в определ. пространстве и времени; 3) разграничение в языке оси парадигматики(набор исходных параллельных, но различных по значению форм, из к-рых в процессе создания текста осуществляется выбор) и синтагматики(соединения разнородных элементов на оси высказывания)”.

“Разработка теории знака также привела к выделению исходных противопоставлений. Из них важнейшими оказались: 1) разграничение условных знаков с немотивированным отношением плана содержания и плана выражения (напр., слово в естественном языке) и изобразительных (иконических) знаков с установленной системой связеймежду этими планами; 2) разграничение: а) семантики — отношения знака к миру внезнаковой реальности, б) синтагматики — отношения знака к другому знаку и в) прагматики — отношения знака к использующему его коллективу”.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты