КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Словари. 1) Willems G. Form / Struktur / Gattung // Das Fischer Lexicon1) Willems G. Form / Struktur / Gattung // Das Fischer Lexicon. Literatur. B.1. “«Материал каждый видит перед собой, содержание находит лишь тот, кто нечто к этому прибавил, а форма для большинства — тайна». Если Гете требует по отношению к художественному произведению вообще и также к литературному художественному произведению критического разбора, который исходит из овладения его значением, наблюдений над его материалом и усвоения его содержания, чтобы обратиться собственно к его форме; если он характеризует продвижение вперед к превосходящей силе формы (vis superba formae), следовательно, возникновение осознания формы именно как предпосылку для такого восприятия художественного произведения, которое удовлетворяет его художественному характеру, то он формулирует тем самым позицию, которая впервые становится возможной и значимой в постпросвещенческом модернизме” (S. 680). 2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Форма (lat. forma — Gestalt), внешнее воплощение или форма проявления словесного художественного произведения как сумма многих отдельных компонентов (языка, стиля, ритма, метра, стиха, строфы, рифмы, звука, картины, структуры, композиции, членения, жанра, воплощения времени, перспективы и т. д.) в качестве творческого достижения поэта — в отличие от целенаправленной функции и предпосланного содержания или фабулы, однако никогда не в отрыве от них, но лишь будучи аспектом многослойного целого и теснейшим образом сплавленной с высказываемым содержанием, которое через нее впервые приобретает значение” (S. 303-304). “Содержание (Inhalt), в противоположность форме и в сочетании с (эстетической) содержательностью (Gehalt) — нечто большее, чем плоско материальная, свободная от оценки последовательность фактов поэтического творения, передаваемых рассказом, которая никогда не может сама заменить произведение: в ценимом поэтическом произведении форма и С. обусловливают друг друга и являются неразрывными. С. всегда также оформлено и в отдельности доступно только теоретическому анализу. Акцентирование С. в социологических методах или в науках о духе ведет к пренебрежению художественным произведением. Литературоведческое исследование содержания должно охватывать в качестве высшего понятия изучение источников, тем, фабул, мотивов и символов” (S. 409-410). 3) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Форма литературного произведения.Форма — способ существования и передачи содержания произведения. При анализе литературного произведения спрашиваем, как что-либо выражено (форма) и что выражено (содержание), имея только в виду известное методологическое упрощение, так как произведение представляет собой органическую целостность (единство формы и содержания). Рассуждения о форме приводят к обнаружению определенных сходств между произведениями, облегчают классификацию, позволяют оценить продуктивность различных художественных средств в передаче творческого видения (стиль, формы сообщения, эстетические категории, композиция и т. п.)” (S. 94). “Содержание произведения. Анализируя литературное произведение, рассуждаем, чтов нем получило выражение, и называем это содержанием в отличие от того, каквыразилось, т. е. от формы. Однако это только методологическое упрощение, так как в сущности содержание и форма составляют нераздельное целое. Поэтому произведение нельзя пересказать; можно пересказать только его фабулу, назвать тему главную и подчиненную и т. п. Практичней считать сущностью содержания идейно-тематическую концепцию произведения” (S. 288). 4) Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms. “Форма — общепринятое название для литературного вида, рода или жанра. Другими словами, форма приравнивается к структуре или общей конструкции, расположению материала. Можно возразить, что концепция структуры или текстуры способна завести в тупик, если рассматривать ее в отрыве от содержания. Концепция структуры, в частности, предполагает, что у автора имеется некоторое содержание, которое он пытается уложить в одну или другую форму. Но сама организация содержания способна это содержание изменить” (p. 57). 5) Dictionary of World Literary Terms / By J. Shipley. “Форма — характер объекта в его данности, или структура, которая организует отдельные элементы опыта или объекта. <...> Разделение самой вещи и ее формы является умственной абстракцией; в реальной вещи они едины, так как только благодаря их единству она и существует” (p. 127-128). “Структура — общая сумма элементов, составляющих форму произведения. Если структура содержит настолько различные элементы, что не удовлетворяет никаким требованиям логики, то она называется бесформенной структурой” (p. 313). 6) Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw. N.-Y., 1972. “Форма — способ организации и взаимного расположения составляющих частей, структурная модель произведения искусства” (p. 165). 7) Столяров М. Форма (и содержание) // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. 2. Стлб. 1034-1037. “...перед нами — неподвижный образ, поставленный как радуга; сквозь него — его не затрагивая и не определяя — рушится водопад “идей”. Что же такое образ? это — форма, именно внутренняя форма (по определению Потебни); к ней относимы в поэтическом произведении изображаемые события, характеристики, описания — весь, так сказать, его внутренний слой. К форме внешней относимы, с точки зрения Потебни, сторона ритмическая и собственно звуковая. Таким образом, поэтическое произведение оказывается — насквозь формой”. “...художественную форму всегда характеризует некоторое внутреннее единство и целесообразность, некая органическая целостность структуры; понятие приема является производным от этого понятия целостности и теряет смысл, будучи взятым вне его <...> принцип этой целостности не может быть заключен в самих выбранных поэтом приемах, ибо он есть то, что обусловило самый этот выбор <...> некое задание, цель или — содержание, но уже понятое не как абстрактная формула, а как конкретно-организующий смысловой импульс”. 8) Кожинов В. Содержание и форма // Словарь литературоведческих терминов. С. 362-363. “С. и Ф. — выделяемые в процессе анализа литературного произведения (или литературы в целом) его внутренние и внешние стороны, к-рые реально находятся в органическом единстве”. “...внешняя, звучащая организация (так! — Н. Т.) речи произведения (метр, ритм, интонация, инструментовка, рифмы) выступает как форма по отношению к внутреннему смыслу, значению этой речи. В свою очередь развивающийся смысл речи является формой сюжета произведения, а сюжет — формой, воплощающей характеры и обстоятельства, к-рые, наконец, предстают как форма проявления художественной идеи, глубокого целостного смысла произведения”. “...форма — это по сути дела содержание, как оно проявляется вовне, объективно, для нашего восприятия”. “Содержание вообще не может существовать вне той формы, в к-рой оно создано и существует”.
|