КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А) действие в целом1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Действие(Akcja). Система тех событий, представленных в произведении, которые определяют судьбу героев и связаны хронологической последовательностью, зависимостью причинно-следственной и телеологической (развертыванием в порядке, определенном целью), переход одних событий в другие. <...> Основным фактором, динамизующим действие, является конфликт” (S. 22-23). “Противодействие (Kontrakcja). Деятельность лиц или групп, противоречащая основному направлению развития событий, создающая препятствия, задерживающие достижение намеченных целей. Может также повернуть направление действия и довести до катастрофы” (S. 133). 2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Драма, <...> Расколотости мира как внутреннему закону Д. противостоит в качестве внешнего закона единство действия: оно требует строго причинной и убедительной связи и мотивации с целью однозначного воздействия траг. необходимости или соотв. комич. ситуации. Внимание к сценичности означает потребность в самой напряженной врем. и фабульной концентрации происходящего, самого тесного взаимопроникновения, взаимных воздействий внутри узкого изображенного отрезка действия. Необходимая для понимания хода событий предыстория с находящимися в прошлом предпосылками конфликта лишь редко резюмируется в прологе, прелюдии или в экспозиции первого акта, но часто открывается только постепенно в ходе драмы, отчасти осознанно впервые в ее конце <...> С точки зрения членения развития действия на отдельные ступени важнейшими считаются экспозиция, перипетия и катастрофа; традиционная 5-ступенчатая и пирамидальная схема Густава Фрайтага с [1] экспозицией, повышением с помощью [2] «волнующих моментов» к осложнению в [3] высшем пункте, [4] «падающим действием», прерываемым благодаря ретардирующему «моменту последнего напряжения» и предуказанным финалом в [5] катастрофе или развязке соответствует членению классич. драмы в пяти актах, будучи пригодной однако лишь для целевой драмы, но не для аналитической драмы... (S. 207-208 — Продолжение статьи, цитированной выше. — Н.Т.). “Действие, перемещение психологического выражения воли в поступок, содержательный и структурный элемент прагматических жанров: течение событий в эпике и особ. неустранимые причины конфликта в драме, где единство Д. является неизменным требованием по меньшей мере для закрытых форм, и также открытые формы близки ему в принципе при всей многомерности. В драматической структуре различают Д., восходящее к перипетии, и нисходящее к катастрофе Д.; по важности внутри пьесы — главное и вплетенное в него побочное Д. (ср. эпизод); далее — «внешнее Д.», Д. переднего плана как ход событий и «внутреннее Д.» как душевно-духовное, моральное и т. д. развитие. Ср. — фабула, сюжет (Plot)” (S. 358). 3) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. London, 1992. “Действие(action). Различаются два основных значения: (а) главная фабула («сюжетная линия» на кинематографическом жаргоне) в пьесе, романе, рассказе, поэме и т. д.; (b) совокупность главных событий, которые вместе образуют сюжет. Действие является основополагающим в драме и предполагает движение вперед. Часто действие достигается без физического движения на сцене и даже вообще без слов. Основная часть действия — это развертывание характера и сюжета” (p. 8-9). “Действие (act). Основное деление в пьесе. Каждое действие может состоять из одной или нескольких сцен” (p. 8). 4) Dictionnaire de la théorie et de l’histoire littéraires du XIX siecle a nos jours / Sous la direction de L. Armentier. Paris, 1986. “Действие. Развертывание событий в рассказе, фильме, пьесе” (p. 35). 5) Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. М., 1991. “Действие <...> последовательность сценических событий, происходящих глав-ным образом в зависимости от поведения персонажей, одновременно это воплощенная в конкретную форму совокупность процессов театральных, протекающих на сцене и характеризующих психологические и моральные изменения персонажей <..> действие является преобразующим и динамическим элементом, позволяющим логический и временной переход из одной ситуации в другую. Оно является логико-временным продолжением различных ситуаций. <...> Разница между действием и интригой соответствует противопоставлению фабулы (значение 1 Б) как материала и рассказанной истории , временной и причинной логики актантной модели, и фабулы (значение 1 В) как структуры рассказа (повествования) и дискурса рассказывающего, конкретной последовательности дискурсов и перипетий; субъекта (см.: Фабула в трактовке ТОМАШЕВСКОГО <...>), а именно как реальное расположение событий в повествовании”. “Действие связано, по крайней мере для драматического театра (см.: Форма закрытая), с появлением и разрешением противоречий и конфликтов между персонажами и между персонажем и ситуацией. Именно нарушение равновесия в конфликте заставляет одного или нескольких персонажей действовать, чтобы разрешить противоречие; но его действие (реакция) влечет за собой другие конфликты и противоречия. Эта непрерывная динамика создает движение пьесы”. “Вплоть до кризиса и его разрешения в катастрофе (трагическойразвязке) действие идет по восходящей линии (поднимающееся действие). Сцепление событий становится все более и более быстрым и необходимым по мере того, как приближается завершение. Действие, идущее по нисходящей линии (опускающееся), заключено в нескольких сценах, даже в нескольких стихах в конце пьесы...“ (c. 62-65). 6) Холодов Е.Г. Действие // Клэ. Т. 2. Стлб. 559-560. “В драме объем произв., ограничиваемый кратким временем театр. представления, диктует более скупой отбор и большую концентрированность Д. <...> Одни авторы пытались при этом соблюсти, более или менее строго, требование единства не только Д., но и времени и места, другие стремились порвать, в той или иной мере, с этими требованиями. Эти две тенденции привели к кристаллизации двух типов драматической композиции — замкнутой и открытой. Классич. образцы замкнутой композиции можно найти у П.Корнеля, открытой — у У.Шекспира, но каждый из них испытывал непреодолимое тяготение к противоположной и, казалось бы, противопоказанной ему композиц. системе...“/ 7) Хализев В.Е. Действие // Лэс. С. 88. “Д., 1) поступки персонажей эпич. и драматич. произведений в их взаимосвязи, составляющей (наряду с событиями, происходящими независимо от воли героев) важнейшую сторону сюжета. Элементарные единицы Д. — высказывания, движения, жесты, мимические акты персонажей, выражающие их эмоции, мысли, главное же — намерения. Д. может быть преим. внешним ,основанным на перипетиях, что, напр., характерно для У. Шекспира, либо гл. обр. внутренним , при к-ром, как это бывает у А.П. Чехова, переменам подвержены более умонастроения героев, нежели их практически-жизненное положение. <...> В эпич. жанрах причинно-следств. связи между поступками персонажей, изображаемыми событиями нередко ослабляются либо отсутствуют вовсе <...> . 2) Часть драматич. произв. или спектакля (см. Акт)”.
|