КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Г) Развязка1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. Wroclaw, 1966. “Развязка действия. Восстановление равновесия благодаря победе одной из тенденций, выступающих в действии; приносит либо достижение цели героем, либо его крушение, т. е. победу сил противоположных (катастрофу)” (S. 229). 2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Развязка (Lösung), 1. вообще разрешение конфликта, проблемы, интриги как мотив действия в эпике или в драме; движение, встречное к “завязыванию узла”, или полный «выход». 2. в серьезной драме по классической драматургии — следующее за перипетиейи моментом последнего напряжения нетрагич. урегулирование или разрешение трагически обостренного конфликта: напр., через Deus ex machina или изменение в персонажах (драма развязки), которое избегает катастрофы перед своим наступлением, превращая трагедию в серьезную пьесу. Соответственно в комедии — улаживание комич. противостояния. Нормативная драматургия требует от Р. достоверности, вероятности и обязательности, которая успокаивает зрителя относительно дальнейшей судьбы главных персонажей. Совр. формы, такие как эпич. театр и драма абсурда, отказываются от удовлетворяющей, успокаивающей Р.” (S. 536). 3) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. “Развязка. Это может быть событие или события, следующее за главной кульминацией сюжета или распутывающее сюжетные осложнения в конце рассказа или пьесы” (p. 227). 4) Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. М., 1991. “Развязка.<...> это эпизод трагедии или комедии, который окончательно устраняет конфликты и противоречия. Нормативная поэтика (АРИСТОТЕЛЬ, ДЕ ВОССИЮС, Д’ОБИНЬЯК или КОРНЕЛЬ) настаивает на правдоподобии, естественности и емкости развязки: deus ex machina <...> может быть использован лишь в исключительных случаях <...> Зритель должен получить ответ на все вопросы, поставленные им относительно судьбы героев и завершения действия. “Открытая” драматургия (эпическая или абсурдистская, например), напротив, отказывается придавать действию вид окончательной и однозначной схемы” (с. 274). 5) Ревякин А. Развязка // Словарь литературоведческих терминов. С. 307-308. “Р. — исход событий, решение противоречий (конфликта) сюжета. Р. определяется завязкой. Но по воле автора З. может быть и естественным, логическим выражением завязки, мотивированным всем ходом развивающегося конфликта, и ложной, привнесенной извне. <...> Р. может быть внезапной, неожиданной, совершенно механистически прерывающей развитие действия <...> В связи с этим возник термин Deus ex machina <...>“. 6) Калашников В.А. Развязка // КЛЭ. Т. 6. Стлб. 154-155. “Р. — заключительный момент в развитии коллизии (конфликта) или интриги драматич. или эпич. произв., положение, возникающее в результате разрешения конфликта между действующими лицами, характерами. В отличие от концовки, эпилога, nachgeschichte Р. является составной частью сюжета произведения <...> Как правило, Р. дается в конце...“.
|