![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В) Перипетия и кульминация1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Перипетия. Внезапный перелом, перемена судьбы, осложнение в действии (драмы, романа)” (S. 190). 2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Перипетия(греч. peripeteia — внезапный переход), счастливый оборот, неожиданный внезапн. поворот в судьбе эпич. или особ. драмат. героя, который лишает его свободы действия; решающий перелом, который через обоснованное экспозицией действие дает поворот к хорошему (комедия) или плохому (трагедия); со времени Аристотеля <...> понятие поэтики, особ. драмы для обозначения высшего пункта внутреннего строения (часто находящегося в среднем акте), к которому стремится восходящее действие, который содержит развязывание узла, неожиданное из-за напряжения, однако не случайно возникающее <...> и после самого поворота переходит в падающее действие и наконец в катастрофу” (S. 672). 3) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. “Кульминация. Часть рассказа или пьесы (и многих повествовательных форм), в которой достигается наивысшая точка кризиса” (p. 152). “Кризис. Точка рассказа или пьесы, в которой напряжение достигает максимума. Разумеется, может быть несколько кризисов, и каждый из них <может> предшествовать кульминации” (p. 207). 4) Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. “Перипетия. <...>Неожиданный поворот ситуации или действия, резкая перемена. 1. В техническом смысле слова перипетия происходит тогда, когда судьба героя делает неожиданный поворот. Согласно АРИСТОТЕЛЮ, это переход от счастья к несчастью или наоборот. ФРЕЙТАГ считает, что это — «трагический момент, который в результате неожиданного, хотя и правдоподобного события в контексте ранее изложенного действия отклоняет поиск героя и основное действие в новом направлении» <...>. 2. В современном смысле перипетия уже не связывается с трагическим моментом пьесы; она означает взлеты и падения действия <...> или эпизод, следующий за сильным моментом действия <...> (с. 226). 5) Чернышев А. Перипетия // Словарь литературоведческих терминов. С. 266-267. “П. <...> неожиданные повороты, осложнения, резкие изменения в развертывании событий, сюжета литературного произведения, в судьбе драматического героя. Термин первоначально возник в древнегреческой поэтике. По определению Аристотеля, П. — это «превращение действия в его противоположность», один из важных элементов усложнения действия. <...> П. может носить не только трагический или драматический характер. П. может служить разрядке драматизма сюжета, поворота к лучшему (эпизод с внезапным переходом Мортимера на строну Марии Стюарт в одноименной трагедии Шиллера и др.). Совершенно иной характер П. приобретает в произведениях комического характера, где она играет роль своего рода qui pro quo (лат., букв. «кто вместо кого») — недоразумения, заключающегося в том, что одно лицо, понятие или вещь приняты за другие”. 6) <Б.а.> Перипетия // Клэ. Т. 5. Стлб. 673. “П. <...> по Аристотелю: неожиданный поворот в развитии трагич. фабулы, «перемена событий к противоположному» (у Софокла в «Царе Эдипе» пастух, являющийся, чтобы открыть Эдипу его происхождение и тем самым рассеять его страх, достигает обратного эффекта). Аристотель считал П. средством усложнения трагич. сюжетов, создания «запутанных» («сплетенных») фабул. Г.Э. Лессинг придал термину более широкое значение и толковал П. как поворотный пункт трагич. действия, знаменующий начало развязки...“.
|