Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Тема 29. Структура лирического произведения: автор, лирический субъект, лирический герой, герой “ролевой” лирики. Слово




Читайте также:
  1. Foreign Office – структура, функции…..
  2. I Понятие, виды, отличия и структура рекламы
  3. I. Вступительное слово преподавателя.
  4. I. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  5. I. Сущность и структура финансового рынка.
  6. II. Выберите слово, противоположное по значению данному.
  7. II. Жиры (ацилглицеролы). Их структура, классификация и свойства
  8. II. Проследите развитие мотивного комплекса, изменение лирического субъекта, учитывая жанрово-тематическую классификацию лирики Пушкина.
  9. III. Особенность пушкинского поэтического языка. Пушкинское поэтическое слово как образец для пушкинской и постпушкинских поэтических эпох.
  10. IV. Права людини: поняття та структура

I. Cловари

Лирика

1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich.

Лирика. Один из трех главных литературных родов (наряду с драмой и эпикой), в котором предметом представления являются чувства и душевные состояния, выраженные в языковом материале, сформированном специально с этой целью, а главная передающая форма — монолог, излияние лирического субъекта. Композиция произведения, в противоположность драме и эпике, основывается не на действии и причинно-следственных связях, а на предпосланной ситуации, единстве настроения и вариативных подходах к одной и той же теме, параллелизмах и т. п. Разделение лирики производится с учетом темы и видов выраженных чувств (напр., любовная, патриотическая, общественная, религиозная и т. п.) или доминирующих композиционных элементов: ситуации, отношения субъекта к представленному миру (личная, неличная), способа представления (персонажная, бесперсонажная) и т. п. В историческом развитии лирики сформировались ее типовые тематически-композиционные разновидности (среди прочих — эпиграмма, элегия, ода, сонет), а также разновидности, пограничные с эпикой и драмой (дума, баллада, лирическая монодрама и т. п.). (S. 142).

2) Kleines literarisches Lexicon.

Лирика <...> это непосредственное воплощение душевной встречи с миром без вмешательства события, в отличие от эпики и драмы. Непосредственное языковое воплощение чувства — исходный пункт. Это также причина того, что в области теории Л. отсутствует связная традиция. Поэтика никогда не сопровождает лирическое творчество так, как эпическое и драматическое. Но это выражение чувства обретает в языковом воплощении надолго запечатленную форму. Всегда существуют различные степени формирования. <...> При этом безусловный принцип воплощения в Л. — ритм, чаще всего Л. — стиховая поэзия, в большинстве случаев в основе отдельного стихотворения — метр. Из-за непосредственности и одновременно возможного художественного совершенства Л. выглядит поэтической праформой (французы понимают под «poésie» именно лирическую поэзию). Толчком к переживанию или мотивом Л. может быть все, что волнует нашу душу. <...> Некоторые главные группы переживаний таковы: одиночество-общность (как в форме любви, так и других переживаний общности); радость-страдание; душа-мир (прежде всего богатство природы как творения в широком смысле); сюда присоединяется также подъем к религиозному переживанию... (S. ).



3) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.

Лирика (от греч. lyra — лира), субъективнейшая из трех натуральных форм (жанров <родов. — Н.Т.>) поэзии; языков. воплощение душевных процессов в поэте, которые возникают благодаря переживаемому контакту с миром (переживание), возвышаются в языковом становлении от отдельного случая до общеобязательного, символического и раскрываются воспринимающему через проникающий резонанс. Непосредственность выражения позволяет Л. выступать в качестве праформы поэзии (франц. poesie — Л.). Она не прибегает к объективации в рассказанном событии (эпика) или действующих персонажах (драма) и предлагает поэтому, если не считать формальных правил рифмы и стиха, мало отправных точек для теории форм и нормативной поэтики, но ведет однако к эстет. запечатленной форме в языковом произведении искусства, свободного в различной степени — от истекающей песни души до осознаннейшей и одухотворенной художественной формы, не утрачивающей до конца родства с музыкой. Не одни только интенсивность сосредоточенного чувства, сила переживания и глубина ощущений, но наполненность и движение языкового материала к словесно-худож. воплощению являются существ. критериями Л., так как они впервые дают однократному восприятию вневременно-современную форму и освобождают стихотворение от творца для насыщенной собственной жизни. Невоплощенное, проистекающее из чистого случая и мгновенного настроения высказывание попадает в опасность расплыться и поэтому конкретизируется в конденсирующую смысл краткость картин, символов и шифров. Основание язык. связи образует ритм, в частности и так наз. свободный ритм, к которому могут присоединяться метрическая схема и рифма, а в качестве членения стих и строфа. Лежащее в основе одухотворенное переживание мира может быть испытано самим <автором> или усвоено из чужого опыта и разыграно в собственном Я; оно охватывает как душевн. настроенности (радость-страдание во всех возможных вариациях), так и соотношение Я с другими (одиночество-общность, как любовь, дружба, уважение) и наконец, души и мира (природа, творчество, бренность, религия, Бог). В частности, при этом могут быть вновь установлены все ступени возможных позиций: от не связанных ни с какими причинными зависимостями, местом и временем, чисто резонирующих в одиночном чувстве, едва оформленном первоначальном звуке в похожей на музыку песне природы с тоном наивной сердечности через интуитивно-темное предчувствие об элементарных прообразах, духовное видение символов и аллегоризирующе-дедуктивную медитацию до строго мысленно отобранного визави (лирика мысли) или от приоритета искусственной художественной формы до колымаги мировоззренч. влияния — позиций, которые меняются в зависимости от духа эпохи и индивидуального чувства жизни и в качестве крайностей <пределов> которых Г. Мюллер различал песню и оду. В разные времена и у разных народов возникали отсюда многочисленные разновидности и подчиненные жанры Л., частью с формальной точки зрения — причем каждый раз форма была созвучна способу высказывания, — частью с содержат. и мыслит. точки зрения” (S. 540-541).



4) The Longman Dictionary of Poetic Terms / By J. Myers, M. Simms.



Лирика (от греческого «лира», старинный струнный инструмент) — изначально поэзия, предназначенная для пения под музыку лиры или лютни. Сейчас этот термин используется для обозначения такой поэзии, которая (в отличие от повествовательной поэмы и драмы в стихах) имеет небольшие размеры, отличается насыщенностью выражения, субъективна в своем взгляде на мир, интимна по своему содержанию и напевна по звучанию. На самом деле, музыкальная аура такого произведения формирует определенный эстетический тип, как, например, ода, элегия, медитация... Оно может служить выражению разнообразного содержания: глубоких чувств, состояний ума, моральных, философских и этических ценностей и мировоззрения. Чаще всего оно стремится создать впечатление чего-то личного, нечаянно подслушанного” (p. 171-172).

5) Подольский Ю. Лирика // Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1. С. 407-414.

“Под этим словом разумеют тот вид поэтического творчества, который представляет собою раскрытие, выражение души (тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое не от лица автора, а непосредственной беседой, диалогом самих действующих лиц). <...> И эпос, и драма — лишь отвердение, кристаллизация первородного лиризма <...> Так как лирика является поэзией настроения и самое пленительное в ней, как и в музыке, это — ее тон, психологический и звуковой, то это и сближает ее, больше, чем другие виды поэзии, с музыкой именно”.

6) Квятковский А. Поэтический словарь.

Лирика <...> один из трех основных родов поэзии, установленных еще в античную эпоху. В Л. находят воплощение самые глубокие и задушевные переживания поэта как личности, осознавшей себя и свое отношение к обществу и миру в целом. <...> Cамонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной выразительности; в этом заключается и сила, и слабость его позиции как способа утверждения своей личности. Решающую роль здесь играет глубина поэтического мировоззрения, без которого невозможно создание значительных лирических произведений. Не касаясь отдельных лирических жанров (многие из которых устарели), Л. 19 и 20 вв. можно условно подразделить на четыре основные тематические категории: философскую, гражданскую и любовную” (с. 145).

7) Тодоров Л. Лирика // Словарь литературоведческих терминов. С. 174-175.

Л. <...> один из трех основных родов художественной лит-ры наряду с эпосом и драмой. <...> Выраженное в Л. состояние характера приобретает приметы художественного образа, и мы говорим об образе-переживании как об индивидуализированной и типической картине духовного мира человека. Изображение характера в его отдельном состоянии придает Л. черты, отличающие ее от других жанров. <...> Непосредственное переживание как бы отодвигает на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. В Л. перед нами живая взволнованная человеческая речь, художественно организованная в целостную выразительную систему языка — стихотворную речь. <...> Виды Л. устанавливаются чаще всего в зависимости от конкретного содержания, выраженного в них душевного движения. Таковы политическая, пейзажная, философская, любовная лирика, лирика дружбы и т. д. ”.

8) Тимофеев Л.И. Лирика // Клэ. Т. 4. Стлб. 208-213.

Л. <...> лит. род, характеризующийся особым типом построения худож. образа, представляющего собой образ-переживание, тогда как в эпосе или драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе <...> Лирич. образ — это образ-переживание,но переживание — общественно значимое, в к-ром индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей индивидуальности и автобиографичности, получаетобобщенноевыражение, тем самым уже выходя за пределы его личности. <...> В связи с этим в последнее время все чаще выдвигается понятие лирического героя, которое позволяет точнее осмыслить соотношение индивидуального и обобщенного, автобиографичности и вымысла в лирике”. “Обстоятельства <...> служат созданию целостного образа-переживания, представляют собой то, что можно назвать лирич. ситуацией <...> В отличие от эпоса и драмы, Л. не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя не исключает в частных случаях простейшей сюжетной организации, пунктирно намеченной событийной линии”. “Л. как лит. род представляет собой сложную систему лирич. видов <...> Существующая классификация либо строится на малопродуктивном тематич. принципе <...> или же механически объединяет те или иные исторически сложившиеся названия нек-рых частных видов (элегия, стансы, послание и т. п.)”.

9) Песков А.М. Лирика // Лэс. С. 183-185.

Л. <...> род литературы (наряду с эпосом и драмой), в к-ром первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому <...> Поскольку в Л. первостепенно выражение точки зрения лирического субъекта, изображение внешнего мира (картин природы, к.-л. предмета или события) также служит здесь целям самовыражения”. “В лит-ведении существуют классификации Л. по жанрам (см. ниже) и темам (любовная, гражд., филос., пейзажная); выделяют также Л. медитативную — размышления над вечными проблемами бытия (см. Медитативная лирика) и суггестивную, «внушающую», сосредоточенную на передаче эмоц. состояния (см. Суггестивная поэзия)”. “В лирич. стихотв. тексте особое значение имеет его интонационно-мелодич. оформленность, создающаяся при помощи ритма, метра, рифмы, аллитераций, ассонансов и т.д. <...> Интонация смещает текст из области «чистого» смысла в акустич. сферу, сближая лирич. произв. с музыкальным. Смысл каждого отд. слова как бы стирается в разлитой по всему произв. интонации. Но вместе с этим в Л. налицо и противоположная тенденция — к повышению значимости каждого минимального элемента”. “Конкретный лирич. текст — в известном смысле всегда фрагмент, адекватное понимание к-рого невозможно без учета того лирич. фонда, к-рый существует в памяти творца или воспринимающего”.

“Т.о., в основании Л. — единство антитетичных начал: «единственность» переживания лирич. субъекта и общечеловеческий смысл этого переживания; эстетич. «самодостаточность» текста и важность знания его внетекстовых связей; повыш. смысловое значение каждого слова и его включенность в общую словесно-музыкальную массу произв.; завершенность и целостность и — принципиальная (в указ. выше смысле) фрагментарность”.

10) Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экпериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. С. 39-54.

Лирика — один из трех литературных родов. Произведение лирического рода есть такое произведение, в котором весь текст принадлежит одному субъекту речи. Такова схема формально-субъектной организации лирического произведения. Весь текст лирического произведения организуется субъектом сознания с обязательной прямо-оценочной точкой зрения. Такова схема субъектно-объектных отношений лирического произведения” (с. 45).


Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 20; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты