Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


II. Специальные исследования. “Содержанием лирического произведения не может быть развитие объективного действия в его взаимосвязях




1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. (Третья гл., II. Лирическая поэзия).

“Содержанием лирического произведения не может быть развитие объективного действия в его взаимосвязях, расширяющихся до полноты мира. Содержанием здесь является отдельный субъект и тем самым обособленность ситуации и предметов, а также способа, каким вообще при таком содержании доводит себя до сознания душа с ее субъективным суждением, с ее радостями, изумлением, болью и чувством” (с. 494).

“В пределах такой обособленности оказывается, с одной стороны, всеобщее как таковое, высоты и глубины человеческих верований, представлений и познаний: существенное содержание религии, искусства и даже научной мысли, коль скоро последняя приспосабливается еще к форме представления и входит в чувство. <...> Во-вторых, к сфере всеобщего внутри себя присоединяется затем сторона обособления, которая в одном случае так может переплетаться и сливаться с субстанциальностью, что какая-нибудь отдельная ситуация, чувство, представление и т. д. будут постигаться в глубочайшем своем существе и тем самым высказываться субстанциальным способом. <...> В другом же случае связь может достигаться таким образом, что некое множество особенных черт, состояний, настроений, происшествий и пр. ставится в ряд как действительное подтверждение широты взглядов и высказываний, словно живая нить пронизывая собою всеобщее” (с. 495).

“Содержание, предметы здесь совершенно случайны, речь идет только о субъективном восприятии и изображении <...> лирическое стихотворение обретает единство, совершенно отличное от эпоса, — внутреннюю жизнь настроения или рефлексии, предающуюся самой себе, отражающуюся во внешнем мире, описывающую, изображающую себя или же занятую каким-либо другим предметом и в этом субъективном интересе обретающую право начинать и обрывать почти везде, где угодно” (с. 496).

2) Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений [1921] // Жирмунский В.М. Теория стиха.

“Элемент тематизма присущ всякой человеческой речи как таковой. Каждое слово, употребляемое поэтом, есть уже тема и может быть развернуто в художественный мотив. Каждое предложение, которым нечто высказывается, есть зародыш развития поэтического сюжета” (с. 434).

“В произведении словесного искусства мы можем, конечно, как и в практической речи, и в большей степени, чем в практической речи, говорить о построении самого содержания, о тематической композиции. Повторения, контрасты, параллелизмы, периодичность, кольцевое или ступенчатое строение могут быть рассматриваемы как приемы чисто сюжетной композиции, без всякого отношения к словесному материалу. В художественной прозе мы нередко довольствуемся таким рассмотрением. В поэзии, однако, и в особенности в поэзии лирической, одновременно с тематическим построением организуется, подчиняясь общему композиционному заданию, и самый словесный материал” (с. 436).

3) Мукаржовский Я. Лирика [1935] // Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. С. 251-253.

“Так называемая субъективность лирики является следствием иного обращения с темой (содержанием), чем то, какое мы обнаруживаем в эпике. <...> В лирике временнóй последовательности нет. Время лирики — настоящее время, но отнюдь не актуальное настоящее <...> это время без признаков его течения <...> (praesens гномический). В силу неподвижности времени из эпики ближе всего к лирике стоят так называемые описательные пассажи (изображение) <...> Поскольку мотивы лирического стихотворения не связаны во времени, лирические темы внутренне значительно менее спаяны, чем эпические; нередко ради опыта можно перегруппировать строфы и даже отдельные строки лирического стихотворения без ущерба для его смысла. Следствием <...> является то, что отдельные мотивы <...> вступают в непосредственный контакт с творческим субъектом (поэтом), угадываемым за произведением; отсюда ощущение субъективности лирики как черты, отличающей ее от эпики. Поэтому также лирическая тема производит впечатление постоянного возврата к началу. <...> создается впечатление взаимной смысловой синонимичности следующих друг за другом отдельных мотивов...“ “Cинонимичность бывает характерной особенностью лирики и в языковом плане” (с. 251-252).

4) Сильман Т.И. Семантическая структура лирического стихотворения // Сильман Т.И. Заметки о лирике. С. 5-45.

“Внутренним движущим импульсом всякой подлинной лирики, ядром ее семантической структуры является момент постижения лирическим героем <...> того или иного явления или события, составляющего определенную веху в поэтической биографии.

Лирическое стихотворение — как тематически, так и в своем построении — отражает при этом особое, предельно напряженное состояние лирического героя, которое мы назовем «состоянием лирической концентрации» и которое уже в силу своей природы, «по заданию», не может быть длительным” (с. 6).

“Изображая краткий, но напряженно-существенный, весьма содержательный момент душевной жизни человека, лирическое стихотворение вместе с тем обычно дает хотя бы в минимальной степени доступное пониманию изображение этого момента, нечто напоминающее экспозицию и, далее, разработку намеченной темы, какие-то конкретные подробности, которыми по мере развития лирического сюжета обрастает абстрактное лирическое «я»” (с. 7).

“...попавшие в стихотворение скупо отмеренные эмпирические факты и подробности возникают и излагаются не столько в своей естественной последовательности (принцип традиционного эпического повествования), сколько «излучаются» в порядке воспоминания, суммирующего обобщения, предположения или пожелания, наконец, непосредственного вúдения все тем же переживающим субъектом. Сюжет, таким образом, развертывается не своим естественным путем, не первично, а отраженно, через переживания героя, который, с точки зрения перспективы изображения, находится в некоей пространственно-временной точке, соответствующей в психологическом плане состоянию лирической концентрации.

Назовем эту точку сюжетного развития стихотворения «основной точкой отсчета». <...> поэт <...> изображая различные события, предметы, различных людей в настоящем, прошедшем и будущем со своей формально не сдвигаемой, фиксированной точки зрения, проявляет стремление каждый раз после изображения тех или иных фактов или явлений возвращаться к «себе», т. е. к «теперь», к «здесь», к своему собственному «я», к однажды намеченной им для данного стихотворения точке отсчета.

Поэтому, хотя «точка отсчета» для каждого поэта и для каждого стихотворения глубоко индивидуальна, общий принцип подвижного соотношения между различными пространственно-временными планами и фиксированной точкой отсчета все же может считаться для лирики постоянным” (с. 8-9).

ВОПРОСЫ

1. Какие варианты ответа на вопрос о существовании лирического события, о его природе и возможности его развертывания в сюжет Вы находите в предложенных здесь выписках из справочной и учебной литературы?

2. Сопоставьте суждения разных исследователей о взаимосвязи между природой объекта изображения (события, ситуации, темы) в лирическом стихотворении и характерными для него способами развертывания художественного целого. Выделите и в этом случае основные варианты решения общей научной проблемы.

3. Сравните мнения Б.В. Томашевского и Т.И. Сильман о типической структуре лирического стихотворения. Чем Вы объясняете различия трактовок и какая из них представляется Вам более обоснованной и продуктивной (приведите аргументы)?

 

 

ЖАНРЫ

Тема 31. Канонические и неканонические жанровые структуры. Эпопея и роман: “канон” и “внутренняя мера”


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты