КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трагедия1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Трагедия. Жанр драмы, возникший в древности; изображает конфликт исключительной личности, стремящейся к возвышенной цели, с превосходящими силами, которые фатально приводят ее к катастрофе. Поражение героя пробуждает тревогу и жалость, что в соответствии с классической теорией сопровождает состояние очищения (katharsis), вызванное трагизмом” (S. 285-286). 2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Трагедия (греч. tragodia — козлиная песнь или «песнь козлов» с трагич. хорами в козлиных масках или “песнь о козле” как награде и жертве), в сущности, равнозначно с «трауершпиль» <в русском языке нет аналогичного термина — Н. Т.>, наряду с комедией второй главный жанр и высший вершинный пункт драмы; поэтич. воплощение трагического как изображения остающегося неразрешимым трагич. конфликта с нравств. миропорядком, с извне приступающей судьбой и т. д., который ведет событие к внешней или внутренней катастрофе, однако не обязательно к смерти героя, но завершается его поражением перед безвыходностью («Торквато Тассо» Гете, «Медея» Грильпарцера). По структуре необходимо строго различать аналитическую драму и драму цели. Основное переживание трагического находится в соответствии с настроением возвышенности (пафосом), а его формальные художественные выражения изменяются по эпохам и выделяются из религиозных источников, однако Т. постоянно ставит последние вопросы бытия человечества — о свободе и необходимости, характере и судьбе, вине и искуплении, Я и мире, человеке и Боге” (S. 959-960). 3) Dictionary of World Literary Terms / By J. Shipley. “Трагедия. Истоки трагедии тесно связаны с первобытными ритуалами, с вегетативными, похоронными, анцестральными, тотемическими и инициационными обрядами, играющими важную роль в экономической и социальной жизни сообщества. Характерным конфликтом здесь является конфликт героя (мифологического, героя-предка, полуисторического героя) и антагониста, высшей точкой которого является смерть героя и его воскресение, отражающие природный цикл умирания и возрождения. <...> Аристотель возводил истоки трагедии к представлению сатиров, где персонажами были полулюди, полукозлы. Термин стал применяться ко всем пьесам серьезного содержания с несчастливым концом или без него. Хор, который составлял большую часть в такой пьесе, придавал трагедии не только рефлективность и философское содержание, но и размах, поскольку рассуждения и комментарии хора напоминали о живом прошлом, связанном с настоящими событиями. <...> Характер действующих лиц был всегда возвышенным в силу их героического статуса, мифологического происхождения, героического сюжета и поэтической формы трагедии” (p. 336). 4) Rétif A. La tragédie // Littérature et genre littéraires / Par J. Bessière et al. “Трагедия, зародившаяся в античной Греции, находится у самых истоков театра. <...> Греческая трагедия выводила на сцену не только богов; иначе драма была бы лишена трагичности, поскольку боги невозмутимы или, по крайней мере, бессмертны. Трагедия воссоздавала персонажей, человеческих по своей природе или полубогов, предков, героев или их двойников. Эти персонажи тщетно сражались с превосходящими их силами, которые одерживали над ними победу, против мрачной неизбежности и непобедимого рока. <...> У истоков трагического чувства лежит правовой конфликт” (p. 215-216). “Чувство трагичного заложено глубоко в сердце человека и всегда вызывается благодаря таинственному конфликту предопределенности и свободы” (p. 224). 5) Пави П. Словарь театра. “Трагедия <...>. Пьеса о каком-либо роковом человеческом действии, часто заканчивающемся гибелью главного героя. <...> Трагическое произведение характеризуют несколько существенных элементов: катарсис, то есть очищение страстей посредством страха и сострадания; гамартия, или поступок героя, с которого начинается процесс, приводящий его к гибели; гибрис, гордость или упорство героя, который сохраняет приверженность чему-либо, несмотря на предостережения, и отказывается изменить ей; пафос, страдания героя, которые трагедия передает зрителям. <...> трагическая история подражает человеческим поступкам, совершаемым под знаком страдания и сострадания вплоть до момента взаимного узнавания персонажей или до момента осознания источника зла” (с. 382). 6) Волькенштейн В. Трагедия // Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1. Стлб. 959-965. “Трагедия. Трагедия есть драматическое произведение, в котором главное действующее лицо (а иногда и другие персонажи — в побочных столкновениях), отличаясь максимальной для человека силой воли, ума и чувства, нарушает некий общеобязательный (с точки зрения автора) и неодолимый закон; при этом герой трагедии может или вовсе не сознавать своей вины — или не сознавать ее долгое время — действуя либо по предначертаниям свыше (напр., античная трагедия), либо находясь во власти ослепляющей страсти (напр., Шекспир). Борьба с неодолимым законом сопряжена с большими страданиями и неизбежно кончается гибелью трагического героя; борьба с неодолимым законом — его переоценка при неизбежном торжестве — вызывает в нас духовное просветление”. 7) Диев В. Трагедия // Словарь литературоведческих терминов. С. 416-421. “Трагедия. <...> один из видов драмы, в основе к-рого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой Т. оказывается перед превосходящими его силы препятствиями. Т. отличается своеобразием природы конфликтов и характеров. Содержание Т. определяет, как правило, конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития, духовное состояние человечества”. 8) Михайлов А.В. Трагедия // Лэс. С. 441-442. “Трагедия <...> драматургический жанр, осн. на трагич. коллизии героич. персонажей, трагич. ее исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Т. отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутр. противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение худож. символа; не случайно большинство трагедий написано стихами. Исторически Т. существовала в разл. проявлениях, но сама суть Т., как и эстетич. категория трагического, была задана европ. лит-рам древнегреческой Т. и поэтикой”.
|