КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практические аспекты воспитания детей и дошкольников• Пробуждение их инициативы личным примером. • Использование игрового материала, который способствует пробуждению личной активности ребенка: простые предметы и материалы, которые оставляют больший простор для фантазии и побуждают к новым возможностям их использования. • Активация органов чувств и уход за ними. • Закладка хороших привычек регулярными действиями, с помощью маленьких ритуалов по утрам, во время еды, вечером перед засыпанием. • Ритмическая структура дня, недели, месяца, года. • Регулярное и безраздельное уделение внимания ребенку: например, когда он встает или ложится спать, а также периодически – в течение дня. • Преимущественно «невербальный» стиль воспитания, так как действие, пример – говорят ребенку, который испытывает потребность подражать – гораздо больше, чем слова. • Возможность переживать природу. • Избегание мультимедиа и технических игрушек. • Даже если день наполнен множеством важных дел, все равно помнить о ребенке, держать его в сознании, «мысленно носить его с собой». Это справедливо как для родителей, так и для воспитателей. Подобное внутреннее усилие помогает быстрее восстановить контакт при следующей встрече и быть заинтересованным в самом ребенке, а не в его школьных успехах. • Находить причины для радости и благодарности – больше всего дети любят веселую и полную благодарности атмосферу. Начиная с 9 лет на первый план выходит то, что стимулирует ритмические функции: это ощущения и чувства. Мы никогда не дышим так глубоко, как когда чувствуем себя хорошо, никогда наше сердце не бьется так ритмично, как когда радуются дети, или когда они погружены в кипучую деятельность. Между 9 и 15–16 годами педагогика и дидактика направлены на то, чтобы прежде всего задействовать процессуально–художественный и эстетический элемент во всех школьных предметах. То, что в спортивной гимнастике является точным и завершенным процессом движения, которому необходимо научиться, на уроках истории является дискуссиями и вопросами, в которых события рассматриваются с разных сторон таким образом, что ребенок в результате обретает целостное видение мира и испытывает эстетическое состояние, в котором он может почувствовать свое «созвучие» миру. На уроках естествознания это прежде всего эксперименты: ученик точно и внимательно наблюдает и документирует проявляющиеся закономерности. Он учится определять радиус действия данного явления и пользоваться этим. Математические законы – также несут красоту, поскольку они действуют не только в науке и технике, но и в жизни. Таким образом ученики знакомятся с характеристиками и «согласованностями» жизни, человеческой культуры и истории. На протяжении этих лет также рекомендуется воздерживаться от использования цифровых технологий. Машинам следует поручать лишь то, что человек и сам способен понять и сделать. Сначала следует научиться самостоятельно считать в уме, играть театральные пьесы, музицировать, танцевать, пережить ощущения от реальных поездок и открытий. Научиться строить взаимоотношения в реальном мире. То, что дома часто делаются слишком ранние уступки в отношении мультимедийной индустрии, должно тем более мотивировать к тому, чтобы в школе заниматься жизнью и реальностью, а не техникой и виртуальностью. Часто, чтобы мобилизовать родителей и детей к «временному отказу» помогает простая мысль о том, что изобретатели компьютера, будучи детьми, росли без его игровых возможностей. Чтобы изобрести новое, необходима креативность, а не выработка условного рефлекса.
|