КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизнь тела и мыслительная жизнь – метаморфоза сил роста и регенерации в мыслительную деятельностьРудольф Штайнер не только углубил и расширил учение об органах чувств, и, тем самым – физиологию органов чувств, но и заложил новые основы для понимания человеческой мыслительной деятельности. Хотя современной медицине удалось ясно доказать, что духовность (в форме молитвы, медитации, созерцания, благоговения, заступнической молитвы) может положительно влиять на тело и душу и оздоравливать их, остаются неясными детали и то, как это происходит. Т.е. ясно – что происходит, но не понятно – как. Если проследить развитие способности мыслить, начиная с детства и далее, в период становления, во взрослом возрасте, в период старения и смерти, то можно увидеть совершенно другую функциональную динамику чем та, которая отражена на рис.1, где фазы построения и разрушения тела зеркальны друг другу. У здорового человека мыслительное развитие характеризуется другим функциональным жестом. Рудольф Штайнер называет систему сил самоисцеления, которые действуют в процессах роста, развития и регенерации, эфирным организмом или организмом жизнеобразующих сил. Совершенное им революционное для педагогики и медицины открытие состоит в том, что деятельность жизнеобразующих сил тождественна деятельности мыслеобразующих сил. Конгруэнтность мышления и жизни пронизывает все, что проявляется, например, в том, что в природе и в области чувственного опыта нет ни одной присущей им закономерности, которую нельзя было бы постичь мышлением. Рисунок 2: Процессы построения и разрушения в человеческом организме[7] Неразрешенный средневековый спор между реалистами и номиналистами заключался в выяснении вопроса о том, является ли мыслительная деятельность реальной, или же речь идет о простых «именах/ноуменах», которые человек переживает как реально несуществующие «просто мысли» по отношению к ощущаемым как «реальность» чувственным впечатлениям. Этот спор может быть решен лишь сегодня с помощью данных современных естественнонаучных исследований. Ведь только с их помощью, в особенности благодаря данным биохимии, физиологии и микро– и макроскопической анатомии были раскрыты способы функционирования жизни с их ритмами, регулярными циклами, взаимосвязями, функциональной динамикой, согласованностью и совместной работой всех органов с помощью гормонов, энзимов и других медиаторов. Эти данные доказали наличие систематически–целостного воздействия при наличии огромного множества деталей. Чем более дифференцированы размышления, тем более дифференцированными оказываются и результаты исследований. Помимо этой всеобъемлющей конгруэнтности мыслительно постижимых законов и мира явлений, природные процессы которого протекают именно в соответствии с этими закономерностями, существует еще одна, намного более впечатляющая конгруэнтность, касающаяся самого человеческого организма. С одной стороны – человек переживает свое тело извне со всеми его функциями, рассматривая его и управляя им, с другой стороны – в своем мышлении он может увидеть, как все эти функции тела могут проявляться в виде отдельных видов деятельности мышления. То, как это положение вещей отражается в биографии человека, представлено в следующей схеме: Нижеследующая таблица детально отражает конгруэнтность между жизнедеятельностью тела и мыслительной деятельностью.
То, что в жизненных процессах тела проявляется в удивительной согласованности с законами жизни организма, в мышлении становится свободно доступной функциональной возможностью. Взаимосвязи между воспитанием ребенка и его здоровьем в последующей жизни являются еще более глубокими. Что будет, если ребенок вырастает в присутствии гневного родителя или учителя и постоянно застывает при очередной вспышке их ярости? Кровообращение ребенка централизуется и он бледнеет. Но что произойдет, если подобный спазм сосудов вследствие централизации кровообращения будет возникать постоянно и не будет выровнен противоположно направленными событиями, такими как полное любви принятие, возможность перевести дух, совершать ошибки, получить помощь? У «односторонне воспитываемой» таким образом системы кровообращения возникнет легкая предрасположенность к недостаточному артериальному кровоснабжению. Таким образом, можно часто видеть, как то, что у взрослых присутствует на душевном уровне, переходит у детей на уровень тела, и те проблемы, которые имеются у взрослых на душевном уровне, возникают у детей в виде физической предрасположенности к болезни. Так, например, довольно часто у детей, которые заикаются, один из родителей имеет тенденцию к заиканию, которая проявляется, например, в том, что он говорит слишком быстро и несколько задыхаясь, но все же сам не заикается. Тем самым становится ясно, как болезни связаны с вопросами судьбы и с вопросами развития, и что способность к саморазвитию является основой любого воспитания, направленного на укрепление здоровья.
|