Этот раздел предназначен для того, чтобы пробудить понимание закономерностей, которые участвуют в формировании судьбы, и усилить мотивацию к саморазвитию. Даже если что-то на первый взгляд покажется надуманным, все же не следует отказываться от возможности поразмышлять о данных судьбоносных взаимосвязях. Они взяты из книги Карла Риттерсбахера[8], который проработал педагогические лекции Рудольфа Штайнера с точки зрения этих закономерностей.
Воздействие воспитания
| Эффект в зрелом возрасте
|
Опыт переживания радости, симпатии, счастья и любви
| Физическое тело дольше остается пластичным и гибким, легче вступать в отношения с людьми и миром
|
Удивление и восхищение
| Умение любить мир
|
Находить в жизни прекрасное, уметь принять что-то, принять из любви к авторитету
| Общая удовлетворенность жизнью, умение наслаждаться жизнью
|
Воспитание интереса к миру
| Все более сильный интерес к людям
|
Считать жизнь своим учителем
| Наличие внутреннего стержня, который помогает жить
|
Возможность спокойно подражать
| Свободное, открытое взаимодействие с миром, открытость характера
|
Самостоятельные поиски истины
| Мужество и инициативность
|
Восприятие религиозных образов, религиозное настроение
| Склонность к религиозной терпимости и доброжелательное поведение
|
Учиться молиться в детстве
| Умение благословлять в зрелом возрасте
|
То, в какие игры и как играет ребенок
| То, как взрослый человек относится к жизни, как он действует в разных жизненных обстоятельствах
|
Знакомство с миром растений и развитие умения любить его
| Склонность к живым, подвижным понятиям
|
Знакомство с миром животных и развитие умения любить его
| Укрепление воли
|
Увлеченность загадками мира, наполненность вопросами
| Здоровое человеческое отношение к власти и к эросу (отсутствие принуждения и зависимости)
|
Материалистическое воспитание
| Снижение интереса к миру
|
Восприятие математических закономерностей без задействования эмоций
| Склонность к материализму
|
Воспитание критически–скептического отношения к жизни (нехватка идеализма)
| Предрасположенность к душевной подавленности
|
Абстрактное преподавание грамматики
| Предрасположенность к функциональным заболеваниям желудочно–кишечного тракта
|
Отсутствие поддерживающего человека (отсутствие любимого авторитета)
| Предрасположенность к душевному надлому, нехватка сил для помощи самому себе, для того, чтобы «прийти в себя»
|
Интеллектуальные перегрузки и перегрузка памяти в начальной школе
| Склонность к склерозу и преждевременному разрушению в области нервной системы в преклонном возрасте
|
Слишком раннее обучение критике и вынесению суждений
| Склонность к холодным, жестким суждениям
|
Нехудожественное, односторонне–интеллектуальное преподавание
| Предрасположенность к нарушениям ритма, особенно к чрезмерному вдоху; смещенный ритм дыхания и соответствующая предрасположенность к чувству стеснения и астматическим осложнениям
|
Поверхностное, «быстро понятное» знание
| Склонность к раннему душевному старению, поскольку человека ничего глубоко не затрагивает и не побуждает к внутренней душевной работе и к расширению своих познаний
|
Эти и другие указания пронизывают все педагогические доклады Штайнера. Независимо от того, какова индивидуальная судьба и домашняя обстановка, за многие часы, проведенные в детских садах и школах можно сделать все необходимое для того, чтобы сбалансировать, развить личность и дарования ребенка. Это положение вещей делает педагога истинным «помощником в развитии». Педагог становится ключевой фигурой современной превентивной медицины. Воспитание – как говорит Штайнер – становится «тихим исцелением».