Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


От радости в зобу дыханье сперло




(зоб - это кожный мешочек у птиц на горле, в который попадает еда при глотании). "В зобу дыханье сперло" -означает, что Ворона чуть не задохнулась от похвал..."

 

. . . . .

Басню нужно рассказывать ребенку раз в день и объяснять ее примерно так, как я это изложила. Некоторые дети могут понять всю басню сразу, а кто-то - всего лишь несколько строк. Не спешите! Тогда ребенку захочется повторять все более и более длинные отрывки басни.

N.B. После того, как малыш уже прослушал басню несколько раз, перемените тактику - повторяйте то, что ребенок только что сказал. Таким образом, вы побудите его продолжать басню дальше уже самостоятельно.

Следующие, более длинные басни. Когда ребенок уже познакомился с относительно короткими баснями, можно перейти к более длинным, таким, как "Лисица и Аист", "Лисица и Козел", "Волк и Собака".

Вы даже можете сами сделать книжечку, разделив басню на отрывки, и к каждому подготовить рисунок.

Лиса, скупая от природы,

Вдруг хлебосолкою затеяла прослыть.

Да только как тут быть,

Чтоб не вовлечь себя в излишние расходы?

Вопрос мудрен, решит его не всяк,

Но для Лисы такой вопрос пустяк.

Плутовка жидкой каши наварила,

Ее на блюдо тонко наложила.

И, Аиста зовет преважно на обед.

На зов является сосед,

И оба принялись за поданное блюдо.

Ну, кашка хоть куда!

Одно лишь худо,

Что Аист есть так не привык...

Он в блюдо носом тык да тык,

Но в клюв ему ни крошки не попало;

А Лисонька меж тем в единый миг

Всю кашу языком слизала.

Вот Аист, в свой черед,

Чтоб наказать Лису, а частью для забавы,

Ее назавтра ужинать зовет.

Нажарил мяса он, сварил к нему приправы,

На мелкие кусочки накрошил

И в узенький кувшин сложил.

Меж тем Лиса, почуяв запах мяса,

Пришла голодная, едва дождавшись часа,

И ну, что было сил,

Давай вокруг стола юлить и увиваться.

И, щедрости соседа удивляться.

Но лесть ей тут не помогла:

По клюву Аисту кувшин пришелся впору,

У гостьи ж мордочка чресчур была кругла...

И жадная Кума ни с чем, как и пришла,

Поджавши хвост, к себе убралась в нору.

Каждую страничку этой книги объясняйте так же, как я делала это при анализе "Вороны и Лисицы". Вот вы раскрыли смысл первого кусочка басни, затем второго; советую вернуться опять к первому, рассказать и объяснить еще раз оба кусочка вместе и таким образом прочесть с ребенком всю басню.

Вводите выражения Лафонтена в повседневную жизнь. Если у вас есть такой же кувшин, как у Аиста, скажите малышу, что у этого кувшина, как и у того, длинное и "узенькое" горло. Когда ребенок будет слушать пение птиц, напомните ему: "...при красоте такой и петь ты мастерица..." Сравните тщеславие мачехи из сказки о Белоснежке с тщеславием Вороны. О приготовленном вами супе скажите, что это уж никак не "жидкая каша", и т.п.

Если ребенок привык к подобному усложненному языку, можно знакомить его не только с баснями, но и со стихами. Я предпочитаю читать детям поэтов XIX века, которые о "вечных" темах писали прекрасным и ясным языком. Я считаю, что ребенок гораздо ближе по своим вкусам стоит к взрослому, чем подросток. Главная цель ребенка - понять вселенную, овладеть ею и выжить. У подростка этих проблем нет, он совершенно не сомневается в своем существовании, цель его в другом: он жаждет утвердиться в этом мире. Очень часто ребенка принимают за "пред-подростка", и это неверно. Закрывая для детей мир взрослых, который их неодолимо влечет, вы готовите, таким образом, для вашего малыша трудное отрочество - он будет вынужден противостоять миру, не научившись разбираться в нем. Именно поэтому следует обязательно затрагивать важные жизненные темы, в том числе и печальные, в которых ребята тем больше хотят разобраться, чем усиленнее такие проблемы от них скрывают. Это относится, например, к темам смерти, заточения в тюрьму и т.п.

Встретившись с понятием смерти или наблюдая сам факт смерти, ребенок пытается разобраться, что это такое. В обсуждении этой проблемы вам может помочь стихотворение Виктора Гюго "Внук":

Смотри, мой мальчик, он - рассвет,

А я - вечерняя заря.

Он появляется на свет,

Навеки угасаю я.

Он примеряет колыбель,

А я - могильной ночи сон.

Но что увидим впереди -

Не ведаем ни я, ни он. [20]

Очень часто в книжках дети читают, что кого-то заточают или бросают в тюрьму, они могут узнать об этом из передач радио и телевидения. Сколько раз вам приходилось слышать, как ребенок говорит: "Вот я тебя сейчас в тюрьму отведу!"

Чтобы малыш лучше понял, что означает быть лишенным свободы и не иметь возможности уйти и прийти, когда тебе этого захочется, прочтите ему стихотворение А. С. Пушкина "Узник":[21]

Сижу за решеткой в темнице сырой,

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим.

И вымолвить хочет: "Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.."

А если ваш ребенок любит поэзию и учится музыке, познакомьте его с Восьмым сонетом Шекспира, который, безусловно, поведет его за собой в эту таинственную страну:

Ты - музыка, но звукам музыкальным

Ты внемлешь с непонятною тоской.

Зачем же любишь то, что так печально,

Встречаешь муку радостью такой?

Прислушайся, как дружественно струны

Вступают в строй и голос подают, -

Как будто мать, отец и отрок юный

В счастливом единении поют.[22]

Я совершенно не хочу давать здесь целую антологию поэзии, просто эти примеры могут помочь в выборе подходящих стихотворений тем, кто не сможет сделать этого сам.

Не следует также забывать о поэзии эпической и юмористической, которую дети очень любят. Например, знаменитая "Баллада о носе" из пьесы Э. Ростана "Сирано де Бержерак" сама по себе представляет прекрасный урок расширения словарного запаса. Детей, которые изучают историю Франции и знают, кто такой Наполеон, стихотворение "Ватерлоо" В. Гюго из цикла "Возмездие" заставит трепетать!

Но совершенно не следует погружать ребенка в океан поэзии. Достаточно в год прочесть несколько хороших стихотворений, выбранных в зависимости от интересов малыша в данный период его развития. Это поможет не только расширить словарный запас ребенка, но и будет способствовать тренировке памяти и, может быть, пониманию того, зачем вообще существует поэзия. Не говорю уже, что ребенку с хорошо тренированной памятью легче учиться в школе.

Родителям, которые начинают заниматься со своим ребенком позже, причем малыш уже испытывает некоторое отвращение к поэзии как к упражнениям для развития памяти. Сначала выучите какое-либо стихотворение с ребенком вместе; после чего прочтите его с малышом так: одну строку - вы, другую - он, а потом наоборот. Затем, наконец, повторите стихотворение целиком - каждый свою строчку. Покажите ему, что это занятие интересует и занимает вас, именно ВАС. Это единственный путь привить ребенку вкус к чтению стихов.

Театр. Если вы хоть чуть-чуть артистичны и сами интересуетесь театром, то к различным занятиям с ребенком можно добавить еще и театр. Добродушный юмор мольеровских комедий всегда будет иметь успех у детей, например, первая сцена комедии "Лекарь поневоле" или урок орфографии в "Мещанине во дворянстве" (акт II, явление 6). При этом героя Мольера вы можете сравнить с мещанином из басни Лафонтена "Лягушка и Вол".

Я выбрала Мольера, а не другого, более современного автора, потому что, прежде всего, нужно заботиться о развитии разговорного языка, о его чистоте. Ребенок находится под сильным влиянием языка средств массовой информации, школы и нас самих, нередко он слышит тот убогий и вульгарный язык, которым говорят герои современных пьес и фильмов. Но ведь малыш в этом возрасте очень любознателен и, именно сейчас, его нужно знакомить с образцами хорошего языка и стиля, а не через десять лет, когда он начнет восставать против авторитетов и классических языковых норм.

КНИГИ

Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Привить малышу любовь к чтению книг - ваша главная задача.

Контакт с книгой. Как можно скорее приучите вашего ребенка рассматривать вместе с вами книгу с картинками, при этом иллюстрации вы должны ему пояснять.

Приучите ребенка следить за тем, что вы ему рассказываете. Перескажите малышу книгу, где с помощью картинок изложена самая простая история: про утенка, который ищет свою маму, или же про щенка, который услышал мяуканье и стал всех на ферме расспрашивать, кто же сказал "мяу"... Или же возьмите книжечки из серии "Для самых маленьких", реалистические рисунки которых нравятся детям. Расскажите, например, малышу историю "Мартина больна" только по картинкам, не обращая никакого внимания на текст. В период, пока малышу один-два года, часто повторяйте одни и те же истории.

Когда вы почувствовали, что ребенок научился следить за ходом простого рассказа, подберите ему книжки на этот раз уже не для изложения по картинкам, а для чтения, с коротким и живым текстом. Беттельгейм выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребенка. По его мнению, детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т.п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства.

Обязательно пересказывайте ребенку то, что вы только что прочитали. Каждая последующая книжка должна быть несколько сложнее и длиннее предыдущей. Не читайте монотонно! Объясняйте ребенку новые слова. Разделите книжку на отрывки, которые будете читать малышу каждый день. Действуйте по методу Эхтернаха (Echternach): шаг назад, два шага вперед; то есть прочтите снова то, что ребенок слышал накануне, и только потом приступайте к следующему кусочку, который должны повторить ему завтра. Закончив книжку, перечитайте ее еще раз. Таким образом, каждую книжку вы прочтете малышу трижды и только потом перейдете к следующей. Трехлетнему ребенку можно читать книжки из серии "Классический Дисней", конечно, в зависимости от того, какой именно диснеевский фильм ваш малыш уже видел или какой фильм вы собираетесь ему показать.

Великие мифы. У трехлетнего ребенка уже, как правило, достаточно развита речь и накоплен определенный словарный запас. Теперь в программу занятий можно включить изучение великих мифов: Библии, греческой и римской мифологии. Только вы, и более никто будете изучать с вашим ребенком основы культуры, ведь школа от этого отказалась давным-давно. Тем более важно этим заниматься. Кроме того, вы сможете находить параллели в живописи (см. главу "История искусства и рисование"). Каждую книгу по мифологии можно будет читать долго, по частям.

Если вы с вашим малышом занимаетесь историей Франции, возьмите хорошую книгу на эту тему и прочтите ее. Следуя системе, которую я рекомендовала, начинайте прямо с Гуго Капета и дойдите до наших дней. После этого скажите ребенку: "Теперь давай посмотрим, что же происходило до Гуго Капета, когда Франции как таковой еще не существовало", и прочтите ему начало книги.

"Маленький принц" А. Сент-Экзюпери и "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла - вот две прекрасные книги, которые можно читать в первый раз детям в возрасте трех-четырех лет. Если вы хорошо "преподнесете" их ребенку, увлекательно объясните сложные места, то они просто очаруют малыша. Они запомнятся ему и войдут в его духовный мир, и ребенок прочтет их снова и снова, когда уже сумеет это сделать сам.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты