КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯСтр 1 из 7Следующая ⇒ ISBN 5-93134-077-7 © Щуркова Н.Е., 2000 © Педагогическое общество России,2000 AD COGITANDUM ЕТ AGENDUM HOMO NATUS EST ) КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Воспитание протекает во времени, подвергаясь изменениям в согласии с пестрыми характеристиками времени. Уровень культуры текущего времени определяет уровень воспитания, созидаемого обществом. Воспитание - слагаемое культуры, фактор культуры, но и прямая зависимая от культуры. Поэтому стремление понять феномен воспитания приводит нас в первую очередь к необходимости понять социальную ситуацию общества, которая порождает педагогическую ситуацию. Поиск новых путей социально-политического и социально-экономического развития общества, сопровождающийся распадом системы социальных отношений, развалом общественных структур, идеологическим вакуумом, дегуманизацией и криминализацией общества, подверг разрушительному воздействию воспитание как одно из социальных и культурологических явлений. Традиционно сложившаяся воспитательная система в учебно-воспитательных учреждениях страны распалась под натиском разрушительных сил. Не имея потенциальной возможности функционировать по-прежнему, но, в силу прежнего тоталитарного характера, не обладая возможностью быстрого переустройства, в обстановке педагогического кризиса воспитание 1 Лат.: «Человек рожден для мысли и действия». аннулировалось как таковое и подменялось узким предметным обучением детей в школе. Спекулятивные игры в новации, которые всегда сопутствуют кризисному состоянию профессионального дела, нашли себе место на педагогическом поле. Педагогический авангардизм в погоне за новационными формами произвел опасную подстановку наивысших ценностей жизни, таких, как «человек», «общество», «труд», «добро», «истина», «красота», такими, как «сила», «мистика», «богатство», «секс», "индивидуализм". Последние в жизни культурного современного человека либо являются средствами и ни в коем случае не наивысшими ценностями, либо выступают в роли квазиценностей. Пропаганда последнего через каналы общественных коммуникаций породила растерянность и пассивность педагогов страны, но имела успех у детей и юношества, ибо апеллировала к природным наследственным данным, к натуре человека и не требовала от человека усилий для восхождения на уровень современной ему мировой культуры. Экспортируемые в Россию низкопробные продукты материального и духовного производства преподносились как достижения мировой культуры, и это психологически оправдывало распущенность и разнузданность, не свойственные российской культуре. Противоречивость вхождения страны в контекст мировой высокой культуры усложняла все вопросы воспитания, создавала небывалое социально-психологическое напряжение в сфере воспитания детей. Педагоги предоставили стихийным обстоятельствам формировать личность ребенка, и он среди дикости и варварства, разбоя и насилия мог избрать только жизненную позицию индивидуалиста, насильника, карьериста, захватчика либо жалкого обывателя, приспосабливающегося к обстоятельствам любыми способами для извлечения эгоистической пользы из античеловеческих обстоятельств. Волна преступности захлестнула наших детей, породив как явление подростковую преступность. Низкий уровень культуры характеризует учебно-воспитательные учреждения страны в ее кризисном этапе. Губительным последствием такой характеристики стало духовное падение личности российского педагога, теряющего свою профессиональную дееспособность. В такой сложной социально-психологической обстановке возникает острейшая необходимость научно-теоретического пересмотра педагогических позиций. С одной стороны, воспитание личности есть постоянный необходимый элемент общества и фактор социального развития, что доказывает вся история человечества, начиная с первобытного периода; с другой стороны, социальный кризис, когда не обрисована стратегия, не выявлена тактика общественного движения, не определены цели, не осознаны новые основания общественного переустройства, лишает воспитание социальных опор и достойного содержания. Культурологический взгляд на процесс воспитания разрешает множество ставших перед педагогами проблем. Избрать культурологическую позицию во взгляде на воспитание - значит анализировать ход педагогических событий через призму существующих культурных норм жизни и открытых культурой наивысших ценностей, значит учитывать прогрессивные тенденции мировой культуры и взращивать подрастающего молодого человека как гражданина мира, способного жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности культуры и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными. Такой подход соответствует явному стремлению человечества к единому мировому сообществу, а воспитание, в таком случае, выполняет роль реального фактора развития единства между людьми на земле. Культурологический подход к воспитанию обеспечивает каждому отдельному молодому человеку наилучшие психологические условия для проживания в мировом сообществе, оснащая его способностью к жизнедеятельности на данном уровне достижений культуры и предотвращая выбрасывание личности за пределы реальной культуры. Для педагогических решений культурологический подход открывает широкое пространство воспитательных средств, воспитательных методик и разнообразных методических форм работы с детьми. Открывается возможность обрести цель воспитания и, следовательно, придать воспитанию его сущностный целенаправленный характер. Надо признать, что осуществлять практическую воспитательную работу с позиции культурологической достаточно трудно в настоящее время: во-первых, обострены противоречия между содержанием воспитания и содержанием разворачивающейся в кризисе общественной жизни; во-вторых, низкий культурный уровень педагогов-профессионалов тоже вступает в противоречие с задачами воспитания; в-третьих, система профессиональной подготовки педагога в педвузе и педучилище все ещё ориентирована на тоталитарное рекомендательно-контролирующее воспитание прошлых лет. Однако в школьной российской практике, вопреки официальной воспитательной политике, подспудно, незаметно и упорно совершалась отчаянная попытка через совместную с детьми деятельность, прибегая к философическому анализу ситуации, отстоять нетленные наивысшие ценности жизни. В поисках новых педагогических оснований школа выходила к формированию духовной культуры детей как альтернативы пропагандируемому потребительству и накопительству в качестве цели человека'. Научно-теоретическое осмысление новых позиций и разработка культурологической концепции воспитания совершались одновременно с опытно-экспериментальной работой в школах, где на практике проверялась плодотворность культурологической концепции воспитания. Практика современного школьного воспитания чрезвычайно противоречива, воспитательные противоречия контрастны и динамичны. Порой их трудно зафиксировать, Первые шаги по реализации культурологического подхода к организации воспитания были сделаны педагогами Карелии, аза ними — Тюмени, Пензы, Смоленска, Калуги и других городов, в том числе, и Севастополя. проанализировать и понять. Для поверхностного восприятия происходящие изменения просты: вместо педагогического приказного императива появилась педагогическая просьба; жесткое выстраивание детей в ряд оттесняется формированием приятных манер; обращение «ребята» уступает высокостилевому «дамы и господа»; мутные дискотеки уходят в небытие, предоставляя место школьным балам; на уроках «истина» подменила «параграф» и мыслительная работа предпочтительнее выучивания. И в методике организации совместной деятельности с детьми вводится экспромт взамен вчерашней «репетиции». Однако даже поверхностный взгляд станет констатировать в школьной жизни факты безответственности и разгильдяйства, дерзкую власть интеллектуального распутства, неряшество в делах и взаимоотношениях, нечистоплотность тела и души, бесцеремонность поведения и низость речевой культуры, нечестность и бессовестность как. привычные основы новой, якобы, жизни. Иногда эти характеристики жизни поддерживаются школьными работниками, полагающими, что таковы нововведения так называемой новационной педагогики. Их заблуждения подкрепляются фактами алчности и грубости научных кадров, беспардонности и мздоимства управленческих кадров в сфере педагогической. Падение культуры общества не могло не сказаться на обвале культуры школы как воспитательного института общества. Видя такую тесную связь того, что происходит в обществе, и того, что совершается (или должно совершаться) в детском воспитательном учреждении, следует проблему воспитания рассматривать также в крепкой взаимной связи с проблемой жизни. Центральная проблема человеческой жизни -проблема соотношения содержания и средств жизни. В древней формулировке своей: «Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить»' каждым отдельным человеком эта проблема ' Non ut edam vivo, sed ut vivam edo. каждый раз решается заново. Современная культура решает вопрос следующим образом: материальное, то есть, средства благополучного существования, является средством жизни человека; духовное, то есть, проживание отношений к бесконечному разнообразию мира, составляет содержание жизни человека. Педагогические воззрения педагога в корне зависят от того, каким образом он решает для себя этот центральный и ключевой вопрос жизни: - либо он полагает, что воспитание призвано оснащать детей способностью делать карьеру, достигая благополучия материального, и тогда педагог сводит весь процесс становления личности к накоплению знаний и умений,тех особенно, которые нужны для карьеры; - либо он считает, что воспитание - это оснащение детей способностью решать жизненные проблемы, самостоятельно выстраивать свою жизнедеятельность в согласии с образом достойной жизни достойного человека, и тогда педагог объявляетотношение основным профессиональным объектом, и оно, с его точки зрения, занимает место основного содержания воспитательного процесса. История российской культуры и историческое развитие российской педагогической мысли всегда отдавали приоритет духовной стороне жизни. Эта отличительная черта русского человека хорошо известна за рубежом и всегда вызывала удивление западной цивилизации. Сведение воспитания к овладению ребенком способами достижения карьеры, богатства и положения в обществе никогда не было свойственно российской педагогике, и лишь бездумной американизацией общества объясняется сегодняшняя новомодная педагогическая линия обучения ребенка в дошкольном возрасте искусству бизнеса при забвении обучения его искусству быть человеком. Что наполняет нашу жизнь, когда мы едим, пьем, торопимся на свидание, даём уроки, взбираемся на высокий холм, прыгаем по лужам, слушаем музыку, вручаем цветы, покупаем новое платье или же танцуем, или красим забор? Мы проживаем определенные отношения, они наполняют нашу душу, эти отношения, а те действия, что мы совершаем, есть не что иное, как средство во имя проживания желаемых отношений. Наша социально-психологическая субстанция, «тело» нашей души - это отношения к жизни во всех ее проявлениях. Личность соткана из отношений, личность растет, когда обогащается отношениями. Она развивается, когда осознает свои связи с разнообразными объектами окружающего мира и себя как носителя этих осознаваемых, переживаемых и выявляемых в действиях связях. Вот почему при желании узнать человека (что за личность?) мы приглядываемся к его отношениям (к женщинам, старикам, детям, работе, самому себе, обществу, природе, искусству), квалифицируя их как содержание личности. И было бы странно, если бы мы, декларируя сущность личности как ансамбль отношений (используем идею великого мыслителя Маркса), искать бы начали содержание воспитания где-то вдали от содержания личности. Если, конечно, говоря о воспитании, мы имеем в виду не кошку, не собаку, не поросенка, а-личность, то есть только человека как личность, а значит, мы имеем в виду, что воспитание не может не быть «личностно-ориентированным» (в чем сомневаются апологеты новомодного принципа личностно-ориентированного воспитания). Спросим детей, нравится ли им учиться в пятом классе, когда так много перемен произошло в организации их школьной жизни по окончании начальной школы. И послушаем, что говорят дети: - Я надеюсь, что в пятом классе мы ещё больше подружимся... - Мне нравится в пятом классе, потому что я чувствую себя более взрослой... - Самым интересным оказалось общение с новыми учителями... - Я узнала очень много о Египте, и теперь моя мечта — попасть в Египет. Ответы детей свидетельствуют об отношенческом содержании жизни этих детей, и это содержание легко определяется. Оно в проживании отношений к динамичной реальности, предоставляющей детям новые объекты и новые состояния души во взаимодействии с данными объектами. Счастье или несчастье человека зависят от проживаемых им отношений, а деньги, действия, предметы, вещи, знания, умения - это все средства, благодаря которым реализуются отношения. Педагоги негласно делятся на две группы, работающие в двух противоположных направлениях: одно - воспитание личности как носителя ценностных для современной жизни отношений; другое - воспитание функционера, исполнителя обязанностей, роли, отправлений, производителя средств существования. Одни педагоги полагают, что подготовка к жизни состоит из формирования ценностных отношений к жизни и наполнения души ребенка способностью проживать эти жизненно важные отношения. Другие педагоги декларируют подготовку ребенка к выживанию и существованию, к добыванию средств существования, к карьере, которая гарантирует достаточные средства существования. Первые говорят: «Надо хорошо учиться, чтобы понимать жизнь, разбираться в ее сложности и управлять своей судьбой». Вторые говорят: «Надо хорошо учиться, чтобы иметь хлеб с маслом и безбедное существование». Расхождения педагогов начинаются не с определения того, что именно должно делать, а с понимания содержания жизни. Если жизнь человека никак не разнится от жизни волка, наполненной погоней за добычей, то правомерно второе направление воспитания, ограничивающее себя передачей знаний, умений. Если жизнь человека в корне отлична от животного существования тем, что он ищет смысл жизни, наполняя каждый момент проживанием отношения к жизненному явлению, то следует признать правомерным второе направление. Оно несет в себе достижение культурологической мысли человечества. Этот ключевой вопрос воспитания - функционер или субъект духовного внутреннего мира наш воспитанник в будущем? — обусловливает педагогические представления о воспитании, целях и задачах, содержании и методике, средствах и формах и даже системе воспитательного процесса. Споры неуместны, дискуссии бесполезны, аргументы бездоказательны, потому что исходная позиция педагога обусловлена его мировоззрением, а мировоззрение субъективно свободно и внешнему давлению неподвластно. Педагог, превыше человека ценящий деньги, и педагог, преклоняющийся перед властью, не способны на гуманистическое воспитание, так как в ситуации, где интересы ребенка столкнутся с интересами власти или денег, они безоговорочно станут на сторону, противоположную интересам ребенка (такое наблюдается сегодня очень часто в «авторских» школах, элитных школах, «опорных» школах, в которых дети используются как средство достижения администрацией своих карьеристских целей). Решение ключевого вопроса воспитания позволяет предъявить общее определение воспитания. Для того, кто готовит в школе будущего функционера, оснащенного хорошим документом и достаточными знаниями для поступления в вуз,воспитание-это формирование высоких знаний и умений для продолжения обучения и для приобретения хорошей профессии в дальнейшем. О том, как будет жить человек в будущем и станет ли он счастливее оттого, что обучался в школе, вопрос не ставится, он излишен. Для тех, кто с позиции культуры человечества взглянет на воспитание, а значит, озаботится содержанием жизни воспитанника, его способностью выстроить счастливую жизнь на уровне достижений человеческой истории, воспитание - это процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение ребенком способности жить на уровне культуры, воссоздавать её достижения и созидать новые материальные и духовные ценности. Жить в контексте культуры - значит быть свободным от натуры, точнее, быть возможно свободным от натуры, обретать всё большую меру духовной свободы, а одухотворяя природное в человеке, приобретать максимальную свободу в границах человеческого сообщества. Субъектом воспитательного процесса является педагог-профессионал. В ходе совместной с детьми деятельности (субъектами этой деятельности) и педагогического взаимодействия с ними педагог обеспечивает восхождение к культуре, вместе с детьми ежемоментно воссоздает уровень культурной жизни современного человека, вместе с детьми проживая контекст этой жизни. Процесс этот требует физических и духовных усилий от ребенка, так как человек от природы не получает в наследство через генетический фонд культурных завоеваний человечества и остается дикарем, если такого рода усилий не совершает. Таким образом, воспитание, отторгнутое и забытое в годы социального лихолетья, вновь предстало перед педагогами как сущностное содержание их профессиональной деятельности. Однако возвращенное воспитание обрело иной облик, порожденный новым временем и новой социально-культурной ситуацией. В этом повороте и возврате воспитание приобрело новые черты, существенно отличающие его от вчерашнего воспитания. • В центре системы воспитания стоит Человек, как наивысшая ценность жизни, альтернатива функционеру вчерашнего воспитания. • Процесс формирования личности протекаете контексте общечеловеческой культуры, и содержание культуры определяет содержание воспитания — альтернатива вчерашнему социальному заказу. • Свобода выбора формирующейся личности составляет основу методического решения воспитательных проблем — альтернатива социальной норме, не допускающей отклонений от общепринятого. • Границы воспитания расширяются и включают в свое содержание обучение и образование в качестве средства воспитания - альтернатива вчерашнему суммированию «обучение плюс воспитание». • Организация работы педагога с детьми опирается на фундамент профессионализма, а содержание профессиональной подготовки педагога к такой работе разрабатывается - альтернатива вчерашним инструкциям и административным предписаниям чиновников. • Главным же отличием вчерашнего воспитания от сегодняшнего - ключевой характеристикой последнего - является ценностное отношение, выступающее альтернативой вчерашним правилам поведения в их согласии со знаниями о «должном» и «правильном». Поэтому неслучайно все вопросы сегодняшней теории воспитания стягиваются в один узел «содержание воспитания». И точно так же неслучайным является то, что практическая работа с детьми в любом детском учреждении испытывает колоссальные трудности именно со стороны содержательной в организации воспитательного процесса детей. Когда педагоги заявляют открыто: «Мы не знаем, что делать с детьми, но хорошо знаем, что вчерашний наш опыт сегодня не отвечает запросам времени», - то полностью с таким заявлением нельзя согласиться, ибо во вчерашнем опыте накоплены интересные методики организации групповой работы, а сегодняшнее бессилие объясняется неготовностью к новому содержанию воспитательного процесса.
|