КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРЕДМЕТНОЕ И ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРАПредметное восприятие окружающей действительности — это непосредственное отражение в сознании человека окружающих объектов в их ограниченной контурами конкретной материальной форме. При предметном восприятии объекта видится цвет, объем, цена, функциональное назначение объекта, вес, рост, возраст, принадлежность объекта кому-либо или чему-либо, название, расположение и мера затребования этого объекта в обыденной жизни человека. Шофер такси рассказывает, какой возил по городу даму в поисках книги красного цвета, эта книга нужна даме для завершения комнатного интерьера. Данный пример как нельзя более иллюстрирует предметное восприятие книги с выхолощенным сущностным содержанием. Ценностное восприятие мира - это восприятие действительности, сопровождаемое проживанием отношения к объектам действительности как некоторой ценности для жизни человека. При такого рода восприятия мира субъект направляет свое внимание на роль объекта в жизни человека, на значимость объекта для счастливого проживания на земле, на скрытое внутреннее назначение объекта. Если бы шофер такси рассказывал о том, как они с дамой долго ездили по городу в поисках книги, без которой дама не могла решить своих жизненных проблем или без которой дама считала бы себя лишенной огромного духовного наслаждения, то мы могли бы указать на этот эпизод как на пример ценностного восприятия той же книги (которая могла быть в красном переплете, но и в черном или синем). Современный культурный человек сочетает при восприятии окружающей реальности предметное и ценностное восприятие объектов реальности, а точнее, его пред- метное восприятие обогащено ценностным, он одновременно, воспринимая предметную изолированность объекта, обнаруживает значимость предмета для жизни человека на земле, наполняет предмет ценностным содержанием, помимо функциональной предназначенности предмета. Карандаш — инструмент для записи сведений, средство для фиксирования мысли, замечательное изобретение разумного человека, но и товар, личная собственность, оружие аналитической работы разума, а также техническое средство графического отражения прекрасного мира на картоне. Карандаш обретает при таком восприятии высокую значимость, а взаимодействие с этим объектом наполняется значимым для человека содержанием. Попутно заметим: по восприятию одного и того же предмета можно судить о личности, а значит, в работе с детьми правомерно использовать анализ восприятия предмета как одну из возможных диагностик. Посмотрим на фотографии школьников. Фото № 1: дети рисуют на асфальте. С точки зрения предметной, это бессмысленное и неприличное занятие, ибо рисунок не сохранится, нарисовать не удастся аккуратно, гигиенические нормы явно нарушаются. Но смысл данного занятия выходит за пределы предметного рисования — дети весь свет оповещают о своем личностном видении мира, о своих идеях, им предоставлена свобода творчества пространством в площадь, а число зрителей, на общение с которыми выходит ребенок, необозримо. Здесь "Я" школьника выходит на общение с миром. С точки зрения ценностной, такого плана деятельность имеет большой педагогический смысл. А теперь рассмотрим фото № 2: веселые дети у школы, их много, вместе с ними учителя. Поверхностное (предметное) восприятие благоприятное, потому что всегда радостные лица детей рождают радость любого нормально развитого человека. Что-то однако заставляет насторожиться. Может быть, кулаки, поднятые вверх? Кулак всегда сигнализировал борьбу, протест, угрозу, подавление противника. Каждый ребенок стоит отдельно от всех. Их много, но они не вместе... Картинка теряет свою прелесть, если не ограничиваться предметным восприятием. Ах, если бы ладошки детей были открыты, если бы дети чувствовали свое единство, если бы они выражали своё содружество... Ценностное восприятие иначе видит веселую картинку. Владея ценностным восприятием, услышишь то, чего не слышат уши, увидишь то, чего не видят глаза. Дети ведут беседу о дружбе. Говорят, что друга приобрести можно, если «булочкой поделиться», если «купить и подарить что-то», если «дать карандаш». Молодой педагог удовлетворен активностью детей, согласно кивает головой, присоединяясь к идее «приобретения» друга, как если он тот был предметом, который покупаешь. Педагог не заметил, как беседа о дружбе переросла в разговор о способах манипулирования человеком, использования другого как средства. Учительницу по имени Миляуша Гайнановна дети называют Людмилой Григорьевной. Учительница не возражает, объясняет: им так удобнее. Это тоже предметное восприятие человека. Пренебрежение уникальностью человека. Непризнание его национальной принадлежности. Сведение личности к особи без имени. Сто лет назад Петр Федорович Каптерев, выдающийся русский педагог, говорил о пагубной роли утилитарного восприятия красоты, то есть, предметного восприятия, лишенного скрытой сущности прекрасного. Он называл это "узким утилитаризмом", потому что шоры предметного восприятия только и позволяют человеку увидеть в предмете лишь корыстный интерес. Каптерев писал: — ...Один пятилетний мальчик, приведенный матерью на одну из передвижных выставок в Петрограде, делал такие замечания о картинах: при виде дачного пейзажа, с летней природой, с обществом дачников, со столом, на котором стоял чайный прибор, мальчик заметил, что он хотел бы попить чаю; при виде сцены проводов на вокзале он сказал, что тоже хотел бы ехать по железной дороге и т.п. ...Если при великолепном закате солнца человек только и может думать о том, что предвещает назавтра этот за- кат - дождь иди вёдро; если при виде прекрасной статуи или картины, изображающей обнаженное человеческое тело, у человека только и в голове, что желания чувственной любви, то для него нет закатывающегося солнца как эстетического предмета, а есть солнце как предмет хозяйственных соображений; нет статуи или картины как произведений искусства, а есть лишь предметы, возбуждающие желание обладания1. Когда педагог владеет ценностным восприятием, поле его профессиональной работы расширяется, он сам видит богатый мир, способен и детям предъявить это богатство. Профессиональная палитра его взаимодействий с детьми нескончаемо разнообразится, он становится интересен для детей и - добавим - незаменим в своем индивидуальном предъявлении детям мира, который он воспринимает. Чтобы понять преимущество ценностного восприятия мира перед предметным восприятием, следует сопоставить их. Сделаем это.
Воспитательные методики педагогов предметного и ценностного восприятия мира тоже разительно отличаются: ' Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1992. С. 394-395. - первый «показывает» мир, второй «предъявляет» мир детям; - первый призывает детей к «запоминанию», второй - к «осмыслению»; - первый научает детей через инструкцию и контроль, второй - инициирует их активность и самоконтроль; - первый оценивает, второй выражает свое «Я», откликаясь на действия ребенка; - первый требует, чтобы дети были похожи на него, второй - предоставляет свободу проявления индивидуальности. Проверить данные альтернативные характеристики легко, достаточно взять в руки какой-либо предмет и принести его детям. Например, яблоко. При предметном восприятии дети недолго станут рассматривать его, им захочется попробовать яблоко, они станут даже спорить, кому дать этот плод, кто-то вспомнит, что на рынке полно бананов, винограда, киви и других экзотических фруктов, интерес к яблоку увянет... Ценностное предъявление яблока ^красота, жизнь, дар природы, привет солнца, совершенство формы!) надолго удержит внимание детей, их лица осветятся добрыми чувствами, на предложение съесть яблоко они закричат: «Нет-нет! Пусть пока живет!»... Неуловимость педагогического мастерства кроется, прежде всего, в ценностном восприятии мира и, следовательно, в ценностном предъявлении мира детям. Поэтому все, что делает такой педагог, принципиально отлично от того, что делает другой педагог предметного восприятия мира и предметного сосуществования в мире. Иметь ценностное восприятие - значит при восприятии какого-то объекта вскрывать его внутреннюю сущность, вмонтированность объекта в человеческую жизнь, видеть глубоко от поверхностного образа объекта, понимать предназначенность объекта для современной жизни. Такой характер восприятия проявляется всегда, даже в коротких эпизодах жизненных событий. Педагог говорит: - Какая разница , на каком стуле сидеть?! Ведь стул -всего лишь средство для отдыха и удобства работы, не более того... Педагог утверждает: - Речь - платье нашего достоинства, дурные слова -грязная форма, в которую облачает себя человек... Педагог бросает реплику: - Как жалко бабочку - одна жизнь погибла... . А дети слышат и видят мимику педагога, приобщаются к умению философски обобщать отдельные предметы, извлекая из их единичности общее явление. Но зачем надо совершать такое восхождение с детьми на уровень ценностного восприятия жизни? Мы не можем научить ребенка, как нужно жить, ему постоянно придется делать собственный выбор , ежедневный и ежечасный. Бесчисленное множество объектов и беспредельность ситуаций либо заставят его поступать как все, либо каждый раз заново решать проблему с новым объектом и в новой ситуации. Ценность есть некоторое обобщение объектов мира. Если к ценности выработано отношение, то не надо каждый раз заново производить непосильную работу - пытаться определить значимость отдельного предмета. Выбор общего плана сделан, поэтому в уникальной ситуации человек легко справляется с проблемой. Конформисты и импульсивные дети -продукт «предметного» воспитания детей. И тот, и другой вариант - тревожное и грустное явление: педагогических сил затрачено много, а результативность ничтожна, потому что дети обречены либо на подражание окружающим, либо на полную зависимость отданного самочувствия и состояния, диктующих реакцию. Воспитанные дети - это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, то есть, на уровне философического восприятия предметной многообразной беспредельной реальности, поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте которой они родились. Облегчается процесс воспитания для ребенка, но облегчается и профессиональная работа педагога по воспитанию ребенка. Педагогу не надо беспокоиться о дисциплине, если он формирует у детей общее отношение к человеку как ценности, ему нет необходимости излагать правила поведения и следить за их исполнением, если он ориентирует внимание детей на проявляемые отношения к обществу, людям, самому себе. Педагог может забыть о запретах и наказаниях, если он допускает свободу поведения в пределах уважения наивысших ценностей жизни. Короче: педагог освобождается от надзирательской функции, если он помогает ребенку выстраивать свою жизнь на основе ценностей достойной жизни. И, конечно же, он вынужден надзирать за детьми, если не ориентирует детей на отношения, держит их в рамках правил поведения. Девочка подымается на сцену, споткнулась, упала. Дети ахнули, но сидят неподвижно, будто прикованные к креслам актового зала. Ни один не бросился на помощь Неужели так холодны и жестоки эти дети? Их приучили сидеть послушно, ими не распорядились, им не приказали помочь. Они привычно исполняют требуемое. Инициатива убита была ещё тогда, когда им рассказывали, как надо вести себя хорошему человек у, но забыли рассказать, как надо быть хорошим человеком. Их не учили отношению, их учили исполнению. Отношение формируется в процессе его п р о ж и в а-н и я. И если не удается организовать педагогу такое проживание отношения, то есть, если не совершился реальный акт деятельности по отношению к объекту, то нет оснований говорить о становлении либо развитии отношения к данному объекту. «Передать» отношение невозможно. «Передаче» подвластно лишь знание. Формирование отношения совершается в момент деятельной связи с объектом. Издревна было замечено, что трудолюбие рождается в труде, любовь к книге - в процессе чтения, почтение к стари- кам - в повседневном проявлении такового, а человеколюбие - в реальных актах заботы о людях, Традиционная система воспитания в советский период возводила в качество содержания воспитания деятельность, и надо признать, что подобное решение не было безрезультативным. Однако в тот период мы постоянно встречаемся с поправкой в виде дополнительной категории «воспитывающая деятельность» («воспитывающий урок», «воспитывающий труд» и т.п.) и поисками связующего звена между действиями и отношениями ребенка. Но, разорвав единый воспитательный процесс на «обучение» и «воспитание», педагоги того времени загнали себя в тупик, не находя искомого связующего звена. Если сузить мотивацию деятельности (ради чего совершаются активные усилия?) до предметного её результата, то деятельность не перестает оставаться отношением, но это отношение жестко ограничено рамками предмета, который подвергается действию (вытер, протянул, сел, убрал, открыл...), а значит, деятельность являет себя как предметное отношение (к доске, стулу, приказу, двери...), лишается социального значения, духовного содержания. Духовность - это способность личности обнаруживать за предметом его социальное значение, его влияние на жизнь человека, его «вочеловеченное» значение и видеть в предмете личностный смысл, то есть значимость предмета для жизни этой личности, её состояния, самочувствия, хода личностных событий, содержания личностной жизни, а в итоге, обнаруживать ценность, скрытую в обыденном предметном мире. Предметное восприятие цветка, книги, автомобиля, старика полностью обусловливает действия в их адрес: как только эти предметы исчерпают любопытство, корысть, полезность, они отодвигаются из поля внимания и даже подвергаются разрушительному воздействию: их разрывают, выбрасывают, отталкивают, убивают. Жестокость, столь характерная для кризисного периода, не объяснимая, как кажется, ничем, на самом деле, объясняется, первую оче- редь, предметным отношением к человеку, утилитарным подходом к нему. Предметное отношение очень быстро исчерпывает себя, в то время, как духовное восприятие тех же объектов - восприятие ценностное - неисчерпаемо, потомучто многогранно влияние на жизнь любого отдельного объекта, и эти разные грани держат внимание человека на ценности объекта, поражая его всё более своей неисчерпаемостью (не могу наглядеться на цветы, не раз прочитывал книгу, всегда проживаю восторг при виде технического совершенства автомобиля, в каждом старике вижу разность жизненных историй и судеб...). Предметный результат достигается хорошим обучением действиям, но предметный результат приносит человеку счастье лишь при проживании отношения к тому явлению, что скрывается за полученным предметным результатом. Педагогически организованная деятельность всегда предполагает возвышение над предметным результатом, выявление в предмете человеческой сущности, «распредмечивания» предмета (К.Маркс), соотнесения его с общим ходом жизни, включения его в общий контекст жизни. Ничто не изменяет этой картины жизни, когда сменяется вид деятельности детей, будь это познавательная, трудовая либо художественная деятельность.Воспитание присутствует там, и только там, где присутствует отношение. И поэтому воспитание - это всегда формирование духовности подрастающего молодого поколения'. Отказавшись от воспитания, мы низвели весь мир ребенка к совокупности предметов и тем самым поместили и человека в качестве предмета в данную совокупность, поэтому неслучайно предметное отношение к человеку фиксируется как отличительная черта современного молодого человека, читай: бесчеловечное. ' Понятие «духовность» не имеет для нас средневекового религиозного наполнения. Одно из чудовищных лицемерии сегодняшнего периода общественной и педагогической сферы - провозглашение человека наивысшей ценностью и, одновременно, аннулирование воспитательного процесса, который только и мог бы раскрыть ребенку сущность человека как наивысшей ценности. ОТНОШЕНИЕ КАК СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ Педагоги помогают ребенку совершать нелегкое овладение культурным богатством, особым об разом организуя жизнедеятельность ребенка, а именно, направляя её на: -освоение культуры (ознакомление с миром и жизнью на уровне культуры); -усвоение культуры (взаимодействие с миром на уровне культуры); -присвоение культуры (проживание отношений к миру и жизни на уровне современной культуры). Итогом организованной таким образом жизнедеятельности ребенка являются знания о мире, умения взаимодействовать с миром, отношения к миру. Знания раскрывают перед ребенком суть окружающих объектов, их содержание, функции, проявления, а главное, их значение для жизни человека. В совокупность знаний о мире, помимо обыденных, входят и научные сведения, получаемые ребенком в роли школьника на уроке, позволяя ему понять закономерности многообразного и противоречивого мира (а урок, добавим мы, служит средством приобретения научного объяснения мира и жизни и, следовательно, элементом воспитательного процесса.) Умения взаимодействовать с окружающим миром расширяют возможности человека быть деятельным и в активном взаимодействии с миром (предметами, вещами, механизмами, явлениями природы, событиями, людьми, самим собою), проживать удовлетворенность жизнью, развиваясь, духовно обогащаясь, преобразуя мир вокруг себя и себя в этом мире. Отношения к жизни и ценностям человеческой жизни придают факту существования человека определенный смысл, окрашивают личностным смыслом содержание его жизни и отдельные эпизодические моменты жизни; жизнь, наполненная смыслом, расценивается человеком как счастливая жизнь. Это очень важно для человека как субъекта и стратега собственной жизни - быть счастливым: он не хочет простого существования, он хочет достойной для себя жизни, он стремится быть счастливым. Знания, умения и отношения составляют содержание воспитательного процесса, их формирование и развитие являются объектом внимания педагога, он всячески содействует максимальному овладению ребенком знаниями и умениями, обогащению ребенка высоким отношением к жизни как таковой и её разнообразным проявлениям. О том, что знания составляют содержание воспитательного процесса, догадываются даже дети. Они судят об учителе по качеству получаемых знаний на занятиях с ним: называют плохим того учителя, который не способен дать детям большие и глубокие знания, и считают хорошим того, кто открывает им научные истины и умения видеть закономерности мира. Жалуется выпускница школы: «Мне запомнилась плохая учительница алгебры Наталья Николаевна, которая ненавидела меня, потому что я ничего не понимала в математике... вместо того, чтобы объяснять непонятное, она просто ставила «двойки» из урока в урок»1. В противовес этой жалобе другой выпускник школы сообщает о своей радости обретения знаний, которому помог хороший учитель. Он пишет: «Мне помнится хороший учитель, который научил меня отличать Фета от Тютчева. Этих поэтов изучают одновременно, стихи их часто не могут различить. Фет и Тютчев кажутся одинаковыми. Так вот, учительница нам сказала, что для Фета природа самоценна, а для Тютчева природа - повод помыслить о мироздании. Я был ей за такую помощь благодарен»2. ' Воспоминания М.Подрябинниковой, студентки 1-го курса МПГУ им. Ленина. 2 Воспоминания А.Симакова, студента 1-го курса МПГУ им. Ленина. Знания и умения предметны, поэтому их легко обнаружить, выявить, оценить, очертить, описать, воспринять. Присутствие их легко фиксирует даже первоклассник. Отношения неуловимы, нематериальны, летучи и не поддаются фиксированию. О характеристиках отношения, скорее, догадываются и, проживая отношения, не замечают отношений. Для педагога-профессионала же отношения, в силу профессиональной компетентности, постоянно присутствуют в поле наблюдения, оценки, анализа. Педагог видит отношения, слышит отношения, наблюдает отношения в действиях. Он озабочен отношениями детей к миру. Для него это основной объект педагогического внимания, если, разумеется, педагог формирует не функционера для карьеры, а личность для счастья. Три содержательные единицы не рядоположны по своей значимости. Знания о мире и умения взаимодействовать с миром нужны человеку как средство жизни, и как средство они исполняют роль условия определенного отношения к миру. Проиллюстрируем сказанное: • Зная эсетическое правило композиционного центра и умея выстраивать из разнообразных элементов единую композицию, человек использует знание и умение во имя создания красивой композиции, радующей глаз и доставляющей наслаждение друзьям и самому человеку: например, красиво накрывает стол, обустраивает красивый интерьер, проводит красивый урок - и всё это на основании известной ему закономерности и освоенного им умения. • Желая созидать благо для людей, инженер-строитель ваяет дом, используя свои профессиональные знания и инженерные умения. • Владея некоторыми сведениями психологического плана, учитель использует их в совместной работе с детьми, помогает им мобилизовать силы и наилучшим образом выполнить работу. Кажется, что знания сами по себе могут доставлять счастье и быть содержанием жизни. Но, если проанализировать такое состояние, то мы легко обнаружим, что счастье -следствие приобретенного понимания жизни: узнанное об объекте, делает нас свободнее, мы независимы от этого объекта, потому что можем учитывать закономерности и смело выстраивать свое взаимодействие с этим объектом. А.С. Макаренко давно (30-е гг.) указывал на то, что основным объектом внимания педагога является именно отношение. Психолог В.Н. Мясищев (60-е гг.) привлекал внимание к отношению своими упорными исследованиями отношения как социально-психологического феномена. В 70-е - 80-е годы идея формирования отношений как сущности воспитательного процесса упорно пробивает себе дорогу, хотя и сегодня существуют сложности в понимании отношения как основного содержания воспитания. Содержание - это то, что наполняет нечто. Содержание кастрюли - приготовленная пища; содержание справочника - информация; песни - чувство; танца - общение, содержание урока - истина, а содержание беседы - идея. Человек волен наполнять бытие индивидуальным содержанием, изменять традиционное наполнение либо опустошать наличное. Можно справочник наполнить воспоминаниями, в песню вложить жизненные советы, танец преобразовать в угрозу, а содержание урока низвести к бессмысленному переписыванию (дети жалуются: «...всё упражнения, да упражнения - ничего другого»), беседу же наполнить инструкциями. Приведем пример уникального индивидуального содержания жилища. Говорит Морис Бежар, известный французский хореограф: - У меня дома всегда пусто - люди удивляются, не понимают, где же моя обстановка. Но неужели люди слепы? Они не видят, что у меня яблоку негде упасть - квартира битком набита, в неё не вмещается дружба моих друзей...1. 1 Морис Бежар. Мгновение в жизни другого. Мемуары. М., 1989. С.215. Признаком высокого профессионализма педагога является умение ввести содержание в каждый миг взаимодействия с детьми, каждый акт совместной жизнедеятельности наполнить отношениями к миру, и тому, что непосредственно рядом с детьми, и тому, что распростерто за пределами воспринимаемого. Рассказывает учительница первоклассников: - ...В классе суматоха! Фотограф решил сделать фотографию. Мы все привыкли к парадным и торжественным фотографиям. Серьезные лица, гордо вздернутый подбородок. А тут - свобода! Вставай куда хочешь! Лица - море, нет - океан радости! И среди этого всеобщего веселья вдруг слышу тоненький голосок Кати: - Ольга Анатольевна! А мне куда встать?.. Пройдет время, и снова и снова буду возвращаться я к этому трудному вопросу, а пока... - Катюша! Ты не волнуйся! Посмотри, ты найдешь свое место, мы тебе сейчас поможем, - Ребята, зовите Катю! Ну вот и все. Все нашли свое место. Мгновение - и снимок готов. Пройдут годы. Дети вырастут. А тот миг радости, сплоченности, единения останется'. Проживание отношения к определенному явлению жизни, с которым взаимодействует воспитанник и которое и составляет содержание его собственной жизни, определяет проживание им состояния счастья, если явление, с которым взаимодействует воспитанник, обретает для него личностный смысл. Поэтому, с этой точки зрения, воспитание есть широкое философическое «вочеловечивание» мира для ребенка, который, ознакомляясь с миром, обнаруживает ценность этого мира для своего «Я» и для жизни человека на земле. Исследуя практический опыт выдающихся педагогов, нельзя не отметить, что все они, истинно выдающиеся, были, прежде всего, философами и, вводя детей в жизнь, ' Соколова Ольга Анатольевна, учитель школы № 712 г. Москвы. раскрывая перед ними сущность и закономерности жизни, инициировали в детях поисксмысла жизни. На обыденный, поверхностный взгляд, провозглашение отношенческого содержания воспитания противоречит многолетней воспитательной практике. Кажется, педагог занят организацией деятельности детей, и она, эта деятельность, и составляет содержание воспитательной системы. Но деятельность, как отмечал А.Н. Леонтьев, - это активная форма отношения, это реальное, являющее себя для других отношение. Через цель и мотив как слагаемые деятельности она преобразуется в отношение к объекту деятельности, в отличие от действия, которое служит лишь средством выражения отношения, но не есть само отношение. Добавим и следующее: вот где скрыта причина многих педагогических неудач; педагог организует обучение нормативным действиям, сужая воспитание до обучения, вместо того чтобы вовлекать детей в деятельность как реальное сейчасное проживание активного отношения к вполне определенным явлениям жизни. Отношение-это реальная действительная связь, которую устанавливает чело век' с объектом окружающего мира в своем сознании; это связь личностного «Я» и объекта (предмета, лица, события, явления, факта, нормы и др.); будучи продуктом сознания, она внешне выражает себя в эмоциях, суждениях, действиях и не имеет одноразового и прямого своего проявления, что, разумеется, усложняет работу педагога, лишенного возможности разом и точно выделить отношение и квалифицировать его социальные характеристики, а также разом и прямо оказывать влияние на формирующееся отношение. Отношение к какому-либо объекту предполагает знание этого объекта и целый ряд умений, позволяющих воспринимать объект, взаимодействовать с объектом, оценить объект, разместить этот объект в структуре жизненных ценностей. Знания и умения опосредуют отношение, в конечном итоге, решительным образом влияют на характер формирующегося отношения, не будучи, правда, достаточным условием для формирования отношения. Вот почему в воспитании такое огромное значение придается процессу обучения, который может оснастить ребенка множеством знаний и большим количеством умений. Раскроем сказанное на примере. Любовь к человеку рождается из знаний о высочайших подвигах духа человека, счастье и страдании человека, красивых взлетах и неожиданных падениях, фантастических судеб и колоссальной воли, поворачивающей движение судьбы, об отчаянной борьбе за выживание и о сохранении человеческого достоинства в этом сопротивлении. Умозрительная любовь, выстроенная на такого рода знании, очень быстро угасает или перерастает в свою проивоположность, если человек не владеет умениями, воплощающими любовь к человечеству: умение слышать и видеть другого, умение принимать другого как данность, оказывать помощь, созидать ценности для других и во имя других. Драматическая потеря юношеских идеалов могла бы послужить доказательной картиной расставания с любовью к человечеству субъекта, лишенного практических умений взаимодействовать с этим далеко не образцовым человечеством. Место знаний о мире и умений с ним взаимодействовать как содержания воспитательного процесса отлично от того, какое занимает отношение.Знание и умение - средства формирования отношения. А обучение, обеспечивающее наличие знаний и выработку умений, является, в таком случае, средством воспитания. Хотя нельзя не признать самоценности данного средства, и древние люди проводили состязания в разного рода умениях именно потому, что уже тогда попадали под власть ценностного отношения к знаниям и носителю знания, к умениям и носителю умения. Сложная связь этих содержательных элементов воспитательного процесса осложняет и сам процесс: преувеличение либо недооценка одного из этих элементов немедленно приводит к негативным воспитательным результатам. И степень их неожиданности для педагога бывает столь большой, что педагог разочаровывается в своей профессиональной работе и отвергает надобность в воспитании. Формирование знаний сопровождается проживанием отношения к объекту знания. Оно, это отношение, складывается случайно, стихийно, если педагог не учитывает наиважнейшего условия. Укажем на это условие. Вчерашнее оснащение детей знаниями на уровне факта (научного, художественного, правового, морального, бытового и т.д.) должно быть преобразовано в овладение детьми знаниями на уровне явления, на уровне закономерности и, как следствие, на уровне нормы жизни. Процесс изучения мира -неважно, происходит ли он на уроке или вне урока, знакомят ли детей с объектом научного плана или же с предметом повседневной жизни, -должен пройти педагогическую интерпретацию, произвести философско-педагогическое восхождение от факта - к явлению жизни, от явления жизни- к закономерности жизни, от закономерности жизни - к норме жизни, признанной человеком «разумным». Вот тогда обучение исполняет свойственную ему роль компонента воспитания и средства воспитания, ибо в таком обобщении школьник подымается до ценности и, изучая конкретный факт, воспринимает его как одну из конкретных форм многообразного, но целостного единого мира. Момент познавания объекта приобретает все характеристики момента становления отношения, когда личность выявляет социальное значение объекта и личностный смысл данного объекта (для самого себя, для своей собственной жизни). Школьное обучение - своеобразное восхождение к познанию жизни в её разнообразных формах, закономерностях, проявлениях. Педагог как бы по ступеням ведет ребенка вверх к постижению нормы культурной жизни на уровне современности:
• вот ступенька ф а к т а, на ней школьник знакомится с единичным действительным, реально существующим, с тем, что происходит на самом деле (faktum - «сделанное», «свершившееся»), с тем, что установила наука; знание фактов дает много, но немногое, ибо факт вне контекста жизни малозначим для человека; • вот ступенька я в лени я, она позволяет раскрыться сущности предмета, процесса, события; на этой ступеньке школьник познает не единичное, а общее, свойственное жизни; ознакомление с явлением весьма значимо для школьника, ибо это есть познание той жизни, которую он ведет и которую ему выстраивать в индивидуальном личностном варианте; • вот ступенька закономерности, сообщающей ему о связи между явлениями, о причино-следственном непререкаемом свершении чего-либо; школьник познает огромное количество явлений, подчиненных действию законов, свершающихся вне воли человека; • теперь остается сделать один единственный -шаг вперед и вверх, чтобы сказать себе, каковой должна быть норма жизни для человека разумного, который хотел бы быть свободным и счастливым в этой жизни, построенной на жестких закономерностях. Чтобы совершить восхождение от факта к явлению, необходимо философическое восприятие мира, развитая способность к надситуативному восприятию, так чтобы за конкретным предметом легко обнаруживалось объективное явление мира. Только тогда, придя к детям, педагог естественно и ненатуженно, легко и просто будет работать с ними в контексте жизненных явлений и на уровне жизненных проблем человека выстраивать организацию любой конкретной деятельности. Скажем; - за юбилеем школы видеть способность человека оценивать и анализировать свою жизнь, - за музыкальной фразой услышать своеобразие языка души человека, обращенной к кому-то другому, - за малышами первого класса разглядеть пройденный этап собственной жизни, - за выполненным трудным упражнением обнаруживать сопротивление человека трудностям жизни. Так называемое воспитывающее обучение состоит вовсе не в том, чтобы к обучению «добавлять» воспитание. Более того, мы хотели бы снять термин «воспитывающее обучение», ибо обучение есть не что иное, как часть воспитания, а вернее, само воспитание личности, входящей в жизнь через познание жизни, а не познание знания. Знание же -средство познавания жизни и средство организации собственной жизни. Однако таким средством обучение становится лишь при условии философического раскрытия учебного материала. Не стоит бояться, будто пострадает учебный материал, он приобретает наибольший вес и значимость, потому что оказывается личностно ценностным для ученика. Еще раз обратимся к примеру. Учитель словесности рассматривает с детьми синтаксический знак многоточия. Интерпретируя его как явление недоговоренности, учитель (назовем его педагогом) отмечает, что недоговоренность -это одна из форм уважительного отношения к слушающему тебя или читающему тобой написанное. Многоточие -форма уважительной паузы, когда высокая оценка ума и нравственности человека вынуждает тебя остановиться в передаче информации. Подобная интерпретация нравится детям. Нравится им и многоточие. Они запоминают этот знак, с удовольствием пользуются синтаксическим правилом. Учебный материал не только не пострадал, он выиграл в мере усвоения. А мы добавим: и присвоения, потому что произошло личностное присвоение созданного наукой, дети будут использовать в жизни данное научное достижение. Урок - групповая работа педагога с детьми, содержанием которой являемся научная истина. Воспитательное мероприятие (будем пока так называть групповую работу педагога с детьми во внеурочное время) - тоже групповая работа с детьми, но содержанием его является идея как сформулированное отношение к определенной ценности. Различие между тем, что происходит на уроке, когда педагог работает с группой детей, и тем, что происходит вне урока, когда педагог работаете группой детей, прячется в объекте осмысляемого явления жизни. Различие же объектов принципиально: истина свободна и независима от субъекта, она объективна и существует вне воли субъекта, а значит, субъект несвободен по отношению к истине и вынужден принять её насильственно; идея же субъективна, она - создание воли и отношения субъекта и, следовательно, идея несвободна, но свободен субъект в принятии её, потому что субъективно свободно отношение. Содержание групповой работы педагога с детьми едино: и на уроке и вне урока речь идет о жизни, проблемах жизни, которые вечно суждено решать человеку. Э.Фромм, обозначая отличие человека от животного, указывает именно на постоянную необходимость решать проблемы жизни, от которой избавлены представители животного мира. Работа педагога с группой детей в контексте воспитательного процесса - это не что иное, какрассмотрение проблемы жизни, в процессе которого формируется и развивается способность ребенка ставить и самостоятельно решать проблемы жизни, уже решенные человечеством, однако каждый раз для каждого конкретного человека вновь и вновь возникающие в своей новизне. И всё-таки нельзя не признать, что концептуальная идея ценностно-отношенческого содержания воспитания сталкивается с большимипрепятствиями. Главное препятствие скрывается в неподготовленном профессиональном сознании педагога, нацеленного на «разностороннюю деятельность» как средство «разностороннего развития личности». Кажется, будто педагог испокон веков занимался именно «деятельностью». Переакцентирование профессионального внимания на «отношение» дезориентирует педагога, порождает ощущение некоего вакуума, пустоты, которой педагог, якобы, должен заниматься. И это не случайно, потому что субстанция отношения никак не улавливается; оно, отношение, бесплотно и бестелесно, в то время как познавательная, трудовая, художественная, игровая или, скажем, спортивная деятельность имеют вполне четкий контур, типовую фабулу и набор действий. Растерянный педагог останавливается перед незримым отношением: не есть ли это голое платье короля?! Но изученное, проанализированное, осознанное, осмысленное и понятое отношение принимается профессионалами-педагогами в качестве единственно возможного содержания работы педагога с детьми. Предметный характер деятельности внешне фиксирует присутствие определенного отношения к вполне определенному объекту. Более того, только предметная деятельность и предоставляет шанс выразить свое отношение к миру. Когда В.Франкл говорит, что быть человеком - значит постоянно решать ситуацию, которая одновременно шанс и выбор, то «сделать выбор» - это выявить отношение, осознать его для себя, а использовать шанс - это найти для отношения точные формы, которые снимут сомнения относительно качества этого отношения. Разбивать ли сосуд, питье которого нас уже не устраивает и кажется нам негодным? Или наполнить тот же сосуд желанным содержанием? Не надо ломать, уничтожать, 2* очернять вчерашнюю практику воспитания - позаботимся лучше о другом наполнении нашей работы с детьми. Бесспорно, искусство педагога утончается, психологизируется, и тогда обнаруживается непрофессионализм школьного работника, призванного воспитывать детей. Определение содержания воспитания сразу выявляет бессодержательность воспитания. Признаем и то, что неудовлетворенность делом воспитания не одно десятилетие высказывалось общественностью и педагогическими авторитетами, и констатация профессиональной непригодности большого количества школьных работников не поражает сегодня громом неожиданности. Хотелось бы добавить следующее. Как только педагог овладевает педагогическим профессионализмом влияния на отношенческую сферу личности, он обретает способность влиять на благополучие и счастье непрофессиональной сферы: семейной, приятельской, любовной, товарищеской. В частности, он легко выстраивает доброжелательные и уважительные взаимоотношения. Покажем на примере молодого педагога и молодой жены - двух ролей, которые одновременно были успешно «сыграны» одним и тем же лицом . - Настя, девочка 13 лет, приготовила для брата ко дню его рождения романс, она его разучила на занятиях хора. Но застеснялась гостей и готова была отказаться от преподнесения такого подарка. Я сказала ей, помня алгоритм «ситуации успеха»: «... не только Павлу, но и всем гостям это будет красивым подарком. Кроме тебя никто же не поет. Ты встань у пианино, тебе там будет удобно. Главное - не забыть последовательность куплетов... Давай повторим начальные слова каждого куплета... Ничего страшного. Даже если что-то не получится, здесь все друзья и все понимают, как трудно исполнять такое произведение... Ты готова? Я могу объявлять? (Настя кивает.) Уверена, что все получится замечательно... Ну!.. Начинай!»- 1 Наталья Морозова, студентка МПГУ им. Ленина, использовала сознательно педагогическую операцию «создание ситуации успеха», выявляя ее эффективность.
А вот аналогично проведенному она проводит воздействие на мужа: - У тебя просто превосходно получится плов. Только у мужчин он и получается... Ужин для гостей, мы должны удивить их. В этом деле на тебя вся надежда (муж: «Я не уверен, что получится».) Если будут проблемы, я выпишу способ приготовления из книги на лист и помогу тебе, буду рядом... Ну, давай. Роман, не волнуйся. Я уверена, что всё получится, ведь помнишь, однажды я пришла и сразу учуяла аромат жареной картошки, которую ты готовил. Помнишь, я даже сказала, не поменяться ли нам обязанностями...Чудный же будет плов, я уверена... Помощь нужна?.. Что принести?.. (муж говорит, что пока ничего не нужно, отсылает жену отдыхать перед приемом гостей.) Обе ситуации завершились успешно. Никто не знал, что успех принадлежал, в первую очередь, юному педагогу, овладевающему профессиональными тайнами. На случай, если кто-то упрекнет профессионала в «манипуляции» человеком, мы ответим просто и прямо. А актер на сцене, заставляя нас смеяться, плакать, сострадать, ненавидеть, любить, тоже манипулирует человеком, когда возвышает нас до высочайших, очищающих душу переживаний, помогая нам идти выше по лестнице жизни?! «Манипуляция» там, где есть корысть и использование другого как средства. Здесь же человек - цель. * * * Очертив систему ценностных отношений, мы тем самым определяем содержание воспитательного процесса правда, в его самом общем виде. Стройность и ясность такого описания, представленная в программе воспитания, порождает иллюзию простоты и легкости как вопроса содержания воспитания, так и реализации этого вопроса на практике. Однако, приступив к практическому делу, педагог очень быстро обнаруживает эту иллюзорность: добро уже не представляется бузупречным, красота кажется недостижимой, истина постоянно уступает место лжи, а ценность человека подменяется ценностью должности, карьеры, успеха, власти, силы. Да и сам педагог, к его собственному удивлению, вплетает в собственную жизнь квазиценности либо антиценности, и они тоже составляют содержание его жизни и профессиональной деятельности. Надо признать, что и дети не лишены способности замечать расхождения между содержанием школьной жизнедеятельности и содержанием бытовой повседневной, а в дальнейшем и общественной реальности. Они говорят: «В школе - одно, на самом деле - другое» или «Того, о чем говорили в школе, нет в жизни». Отбросим в сторону упрек профессионального плана: педагоги, якобы, плохо работают и не научили детей видеть за обыденностью ценностного содержания, а значит увериться в существовании того, о чем «говорили в школе». Хотя нельзя не признать, что такой упрек можно было бы сделать. Обратим внимание на противоречивость ценностей и ценностных отношений. Она, эта противоречивость, обусловлена амбивалентностью мира, в котором мы живем, его двойственностью, связанностью двух полярно противоположных сил, наличностью в любом явлении одновременно присутствующих противоположностей: верх-низ, сила - слабость, ум - глупость, свет - тьма, любовь -ненависть, много - мало... Амбивалентны и ценности жизни как основание жизни '| и как содержание воспитания. Это означает, что: - ценность не существует без своей противоположности («если бы не было хаоса, то не было бы и порядка»); - в этой диаде одно определяет ценность другого («как хорошо, что есть смерть, иначе жизнь потеряла бы свою ценность»); - ценность и антиценность находятся в постоянном противоборстве («чтобы обрести свободу, надо научиться принуждать себя»); - полярные противоположности легко перемещаются одна в другую («стремление к справедливости порождает элитарность»); - в противоборстве противоположностей победа одной немедленно возрождает новое противостояние («чем выше цивилизация, тем выше тяга к натуре»). Содержание воспитательного процесса удваивается, включая в себя полярную противоположность очерченных нами ценностей. В самом грубом виде содержательные диады можно было бы представить следующим образом: жизнь - смерть общество - индивид добро -зло истина - ложь красота - безобразное созидание - потребление познание - невежество общение - одиночество игра - долг счастье - страдание свобода - необходимость справедливость - элитарность совесть - отчуждение равенство -дискриминация братство - вражда любовь - ненависть Сам же человек выступает как продукт амбивалентного мира и носитель полярно противоположных отношений. С одной стороны, он ничтожно мал и слаб, с другой стороны, велик и высок в своих проявлениях; с одной стороны, он подобен всем человеческим особям, с другой стороны, индивидуален и уникален; с одной стороны, он продукт обстоятельств, с другой стороны, творец обстоятельств и себя самого; с одной стороны, он носитель природных начал, с другой стороны, носитель культурных достижений всего исторического периода существования людей на земле. Признавая амбивалентность как общую характеристику мира, педагог значительно расширяет содержание воспитательного процесса, выводя детей на всю палитру отношений, предъявляя противоречивость утверждаемых наивысших ценностей и фиксируя эту противоречивость «здесь и сейчас» в жизни ребенка, например, говоря «Как хорошо, что ты разозлился...» или «Замечательно, что у нас с вами ничего не получилось...». Опытные педагоги профессионально высоко оценивают моменты негативных проявлений всяческого плана (забыл, не выучил, не сделал, обидел, нагрубил и т. п.), используя возникающее противоречие как жизненную школу для подрастающих детей. Если амбивалентность жизни требует от педагога расширять палитру ценностных красок содержания воспитания, то многомерность жизни, как столь же широкая характеристика её, вынуждает расширять оценочный спектр жизненных явлений и ценностей мира. Оценки педагога гибки и подвижны в силу того, что одно и то же явление может быть рассмотрено с разных позиций, а значит, иметь разные оценки. Явления мира ни плохи ни хороши сами по себе, но они либо плохи, либо хороши, если на них взглянуть с определенных позиций: - жизнь страшна и сложна - прекрасна и проста. - общество сурово к человеку - помогает выжить ему. - природа беспощадна - лекарь и утешитель. - дисциплина - большое благо - большое зло. - истина предоставляет свободу - держит в своих цепях. - совесть содействует развитию - препятствует развитию. - счастье возвышает - развращает. - труд облагораживает человека - принижает человека. Остановимся в просмотре возможных противоречивых оценок, ибо каждая оценка имеетсвоим основанием какой-то ракурс взгляда на предмет. С разных точек зрения предмет предстает в своей особой значимости и своей особой
роли в жизни. Неслучайно, существует сильный профессионально-педагогический прием воздействия, получивший в практике название «зато». Суть его в том, чтобы в ответ на какую-то личностную характеристику, данную ребенку, сказать: «Зато он...» - и противопоставить данной оценке другую, чаще всего противоположную. Например, в ответ на упрек в адрес ребенка «у него всегда руки грязные» сказать: «Зато он работает замечательно и всегда выполняет ту работу, от которой многие отказываются». Вдумаемся в диалоги, которые ведутся на уровне многомерности жизни: - ... Нам не нравятся её уроки, она скучная. - ...Зато такие занятия приучат вас выполнять любую работу, в том числе, и скучную. Пригодится в жизни. - ...Мальчишки противные, вечно дерутся. - ...Зато в них много энергии, они активны. - ... А он не хочет ни с кем сидеть! - Что ж, вероятно, ему надо побыть одному. - У родителей денег не допросишься. - Значит, станем надеяться на фантазию! Попутно хотелось бы добавить: множество конфликтов было бы снято, если бы педагог не забывал о многомерности содержания воспитания, а дети были бы добрее и изящнее в своем поведении. Многомерность ни в коем случае не утверждает безграничного релятивизма, не отрицает критериев социально-культурологических оценок, но только лишь означает, что, оценивая окружающий мир и человека в нем, необходимо предварительно занять осознанную позицию взгляда на явление и только затем лишь производить суждение о нем. Протагоров тезис «человек есть мера всех вещей...» остается общим и неизменным критерием всех оценок. Третья характеристика мира -динамичность. Жизнь там и только тогда, когда и где есть движение. В движении существует живое явление, в один и тот же момент являясь и уже не являясь собою прежним. Либо это движение представляет собою развитие, либо оно есть падение, деградация, регресс. Остановки быть не может. А это означает, что и ценностное содержание воспитательного процесса всегда предстает перед детьми в какой-то момент его жизненной экспликации. «Счастье» то выступает как «радость», то развернется в виде «удовольствия», то обретет форму «удовлетворения», но может проживаться и как «наслаждение». Вожделенная «свобода» то выступает как «необходимость», а то вдруг проявит себя «желанием», «увлечением» и, преобразуясь в «целенаправленность», реализуется в «сознательное строительство жизни». Если «желание» застывает, не трансформируясь в программные необходимые действия, аннулируется «свобода». Точно так же, как воспроизводимое постоянно «наслаждение» уничтожает «счастье». «Любовь» существует только в динамике. «Дисциплина» теряет ценность, потеряв динамичность. «Общение» детства переливается в «общение юношеское», а то, в свою очередь, развивается в «общение зрелых людей», а далее приобретает новые существенные черты «общения старости». Нельзя с детьми говорить вообще о ценностях - их нет как таковых в конкретной реальной жизни, они всегда имеют свою динамическую модель, соответствующую возрасту, моменту, ситуации, уровню развития детей, социально-психологическому климату общества и группы. Признание динамичности жизни помогает понять детям, почему ценится «ум», но в такой же мере и «глупость» как один из моментов движения мышления, почему «смелость» имеет свой этап «страха», без преодоления которого нет смелости, и почему «наивность» лежит в основе будущей «искренности», «открытости» и, в итоге, «честности» как осознанного выстраивания уважительных взаимоотношений с людьми. Амбивалентность, динамичность и многомерность -характеристики содержания воспитания1; подчеркнем: по ' Еще раз отметаем примитивное представление о содержании воспитания, сводимое к суммированию «нравственного», «эстетического», «правового» и прочего .. воспитания. См., например, книгу Смирнова В.И. «Общая педагогика». стоянные характеристики, свойственные содержанию воспитательного процесса вне зависимости от вида и форм работы педагога с детьми. Это означает, что и на уроке, и на перемене, во время развлечений и в процессе глубоких размышлений, входе доверительного общения ценностные отношения не теряют своей динамичности, противоречивости и многомерности, проявляют эти характеристики неуклонно и объективно. Проиллюстрируем сказанное. Педагог предлагает детям серию игр - «На балу жизни», «В суете жизни», «В раздумьях о жизни», «В борьбе за жизнь». Фабула игр едина: комнатное пространство символически принимается за пространство жизни; четверо человек расположены в углах условного четырехугольного пространства; под музыку все четверо начинают двигаться по диагоналям условно очерченного квадрата, сталкиваются, вступают в пантомимическое общение, взаимодействуют... Музыка задаёт тональность игре, настроение играющим, служит отправным началом, экспромтом разворачивающегося сюжета. Психологическая атмосфера на игровой площадке кардинально меняется со сменой жизненной ситуации и музыкального сопровождения (например, вальс Хачатуряна из драмы «Маскарад» и фуга Баха); субъекты сталкиваются и немедленно разрешают проблему - каждая диада по-своему; поведение играющих никак не поддается прямой и однозначной оценке, субъекты избирают свои вариант поведения в согласии с индивидуальными особенностями. Перед детьми разворачивается своеобразная модель жизни с её особенностями протекания, если педагогу удается расставить точные акценты в ходе игровой деятельности, для детей, разумеется, игра остается игрой, не превращается в социально-психологический либо философский анализ. Можно ли отбросить философские характеристики жизни в работе с детьми? Безусловно, можно. Мы не вправе принудить педагога, если его не готовили в педвузе к воспитанию, возвыситься на такой уровень, тогда следует признать, что работа с детьми превращается в пустое дело «по поводу» (собрались по поводу дня рождения, сажаем деревья по поводу прощания со школой, читаем стихи по поводу традиционных мероприятий и т.д.), а сущность явления ускользает и не открывается детям вовсе. Однако зададимся вопросом: как овладеть новым содержанием воспитания? Если мы обратимся к педагогам-практикам с вопросом о сложностях перехода на новые содержательные позиции в воспитании детей, то услышим в ответ единодушное признание в личностной неподготовленности педагога к новой работе с детьми. Открытое признание производится двояким способом: либо горестно и прямо констатируется элементарная духовная неразвитость педагога («Мы сами дурно воспитаны, плохо образованы и духовно нищие»), либо утверждается противоречие между педагогическими новационными методиками и личностным отношением к этим методикам педагога. Вот как, например, фиксирует такое противоречие молодой педагог: - Любую методику я оцениваю с двух позиций, причем, делаю это подсознательно, а сейчас ясно понимаю это. Во-первых, смотрю с точки зрения практического внедрения в работу с моими детьми, то есть, профессионально Во-вторых, в моей личности что-то откликается или не откликается на предлагаемую методику - она мне лично нравится или же просто не нравится как человеку, как личности, и я ее отвергаю личностно в качестве человека по имени Анна, но не как педагог по имени Анна Васильевна. Первое и второе должны сливаться, тогда эта методика «моя»1. Однако было бы пустым утверждение о личностной неподготовленности педагога к новой работе и бессмысленным обвинение педагога в духовном отставании, пока не обнаружено то именно, в чем же собственно заключается данная личностная неподготовленность, тем более было бы 1 Анна Балыбердина, учитель школы № 960 г. Москвы. 44 постыдным вновь призывать нищего и униженного государством педагога к духовному восхождению, самосовершенствованию, жертвенности и святому служению, обременяя пустое утверждение пустым призывом. Посмеем игнорировать ссылки на общеизвестную, якобы, неготовность педагога к новому воспитанию. Будем соблюдать границы профессионального анализа. И тогда очевидное высвечивается в совершенно иных красках и предстаёт в иных очертаниях. Вот как видится данная профессиональная проблема. Подчеркиваем: переход на новые профессиональные позиции в связи с переходом на новое содержание воспитания есть проблема профессиональная, а точнее, проблема профессиональной подготовки, профессионального обучения педагога. Непонимание, а значит, неприятие нового содержания воспитания происходит не потому, что личность педагога низкого развития, но потому, что педагог профессионально ограничен вчерашней установкой на так называемые «качества личности». Согласно такой установке, в ребенке следует формировать качества личности, имеющие высокую ценность в обществе и культуре. Надобно развивать дисциплинированность, доброту, честность, уважительность, скромность и гордость, трудолюбие, вежливость, деликатность, совестливость, ответственность, активность ... и так далее до того момента, пока мы не обнаружим, что таких высоких качеств непомерно много, и не признаемся, наконец, что формирование длинного перечня блестящих личностных качеств - дело неперспективное и заведомо обреченное на неудачу. Качества личности - это устойчивые реакции на явления мира, реактивный отклик личности на определенный объект или событие, связанное с этим объектом, закрепившийся в определенной форме в истории личностного развития. Привычность - характеристика, выступающая гарантом сохранности качества. Чрезвычайно трудно изменить родившееся в истории жизни человека качество его личности. Это хорошо знает тот, кто однажды брался за соб- признать, что работа с детьми превращается в пустое дело «по поводу» (собрались по поводу дня рождения, сажаем деревья по поводу прощания со школой, читаем стихи по поводу традиционных мероприятий и т.д.), а сущность явления ускользает и не открывается детям вовсе. Однако зададимся вопросом: как овладеть новым содержанием воспитания? Если мы обратимся к педагогам-практикам с вопросом о сложностях перехода на новые содержательные позиции в воспитании детей, то услышим в ответ единодушное признание в личностной неподготовленности педагога к новой работе с детьми. Открытое признание производится двояким способом: либо горестно и прямо констатируется элементарная духовная неразвитость педагога («Мы сами дурно воспитаны, плохо образованы и духовно нищие»), либо утверждается противоречие между педагогическими новационными методиками и личностным отношением к этим методикам педагога. Вот как, например, фиксирует такое противоречие молодой педагог: - Любую методику я оцениваю с двух позиций, причем, делаю это подсознательно, а сейчас ясно понимаю это. Во-первых, смотрю с точки зрения практического внедрения в работу с моими детьми, то есть, профессионально Во-вторых, в моей личности что-то откликается или не откликается на предлагаемую методику - она мне лично нравится или же просто не нравится как человеку, как личности, и я ее отвергаю личностно в качестве человека по имени Анна, но не как педагог по имени Анна Васильевна. Первое и второе должны сливаться, тогда эта методика «моя»1. Однако было бы пустым утверждение о личностной неподготовленности педагога к новой работе и бессмысленным обвинение педагога в духовном отставании, пока не обнаружено то именно, в чем же собственно заключается данная личностная неподготовленность, тем более было бы 1 Анна Балыбердина, учитель школы № 960 г. Москвы. постыдным вновь призывать нищего и униженного государством педагога к духовному восхождению, самосовершенствованию, жертвенности и святому служению, обременяя пустое утверждение пустым призывом. Посмеем игнорировать ссылки на общеизвестную, якобы, неготовность педагога к новому воспитанию. Будем соблюдать границы профессионального анализа. И тогда очевидное высвечивается в совершенно иных красках и предстаёт в иных очертаниях. Вот как видится данная профессиональная проблема. Подчеркиваем: переход на новые профессиональные позиции в связи с переходом на новое содержание воспитания есть проблема профессиональная, а точнее, проблема профессиональной подготовки, профессионального обучения педагога. Непонимание, а значит, неприятие нового содержания воспитания происходит не потому, что личность педагога низкого развития, но потому, что педагог профессионально ограничен вчерашней установкой на так называемые «качества личности». Согласно такой установке, в ребенке следует формировать качества личности, имеющие высокую ценность в обществе и культуре. Надобно развивать дисциплинированность, доброту, честность, уважительность, скромность и гордость, трудолюбие, вежливость, деликатность, совестливость, ответственность, активность ... и так далее до того момента, пока мы не обнаружим, что таких высоких качеств непомерно много, и не признаемся, наконец, что формирование длинного перечня блестящих личностных качеств - дело неперспективное и заведомо обреченное на неудачу. Качества личности - это устойчивые реакции на явления мира, реактивный отклик личности на определенный объект или событие, связанное с этим объектом, закрепившийся в определенной форме в истории личностного развития. Привычность - характеристика, выступающая гарантом сохранности качества. Чрезвычайно трудно изменить родившееся в истории жизни человека качество его личности. Это хорошо знаеттот, кто однажды брался за соб- ственное перевоспитание. Персоналии великих, досконально изучаемые, свидетельствуют о том же. Педагог, направляющий свое профессиональное внимание на личностные качества детей и желающий преобразования этих качеств, встречается с величайшими трудностями. Ему кажется, что дети сознательно сопротивляются его благим воздействиям, он приступает к борьбе «против» нежелательных качеств и борьбе «за» планируемые. И приходит в отчаяние, не получая того, что планирует. Безысходность такого положения давно должна была бы заставить нас, педагогов, обратить внимание на то, что пресловутые «качества личности» есть не что иное, как показатели чего-то другого, более крупного и существенного для личности. Сами качества - выражение внутренней структурной личностной единицы, внешнее проявление того, что присуще личности и составляет её суть. Такой сущностной составляющей является отношение. Отношение личности к какому-либу объекту материализуется в практическом деятельном акте. Отношение динамично, противоречиво, многомерно, разновариативно. А главное, оно не имеет своей завершенности и потому подвластно влиянию и изменению. Если педагог целенаправленно содействует развитию отношений к ценностям, то и качества, как показатели отношения, становятся ценностными, то есть, социально значимыми. Таким образом, не занимаясь «качествами», педагог формирует «качества», формируя отношения. Лишь бы педагог видел отношение там, где оно не обнаруживается поверхностным глазом, и выявлял объект отношения, скрытый от поверхностного, но несомненный для профессионального восприятия. Обратимся к любому социально важному качеству человека и мы увидим скрытое в нем отношение к определенной ценности, а значит, обнаружим и стратегию формирования данного качества: • Воспитать дисциплинированность невозможно, если не формировать отношения ксвободе как ценности жизни человека; нарушая дисциплину, мы посягаем на свободу другого человека, а соблюдая дисциплину, расширяем рамки свободной деятельности окружающих нас людей. • Воспитать щепетильность как моральное качество нельзя без формирования положительного отношения к справедливости, ибо строгость до мелочей в отношениях к кому-либо или чему-либо становится качеством лишь того, кто жаждет гуманного сопряжения прав каждого из людей. • Взращивать товарищество можно только на почве отношения кобществу как таковому. • К принципиальности бессмысленно призывать и бесполезно ее насильственно внедрять, noкa не формируется у человека ценностное отношение кистине. • И честность, столь желательное качество и высоко ценимое в мире, но столь редкое среди людей, тоже не воспитывается автономно: оно показатель развитогодостоинства как отношения человека к своему «Я». Если рассмотреть любое педагогически желательное качество как отношение, то легко увидеть что
|