КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, научно-педагогическая концептуальная раз работка вопроса содержания воспитания стягивает в единый педагогический узел целый ряд проблем воспитания и ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Итак, научно-педагогическая концептуальная раз работка вопроса содержания воспитания стягивает в единый педагогический узел целый ряд проблем воспитания и решительным образом определяет их теоретическое и практическое решение. Внутреннее освобождение теории воспитания от политического диктата расширило возможности научного анализа феномена воспитания и позволило обнаружить объективные закономерности этого феномена. Педагог не может пренебрегать обнаруженным, если хочет иметь профессиональный результат. Воспитание вмонтировано в продолжение и воссоздание культуры, оно не мыслится вне контекста культуры, оно само есть явление культуры, а значит, обусловливает жизнь общества как фактор культуры. Инерция старого педагогического мышления, преодоленная со временем и освобожденная от педагогических спекуляций в кризисный период общественной жизни, ослабнет в своем противодействии новой концепции. Практика воспитания свидетельствует, что такое преодоление свершается и практическую значимость теоретической картины воспитательного процесса можно отметить уже в настоящее время. Культурологическая концепция в своей практической реализации проста, доступна, естественна, не противостоит жизни своей логикой, а наоборот, воспитание, организованное на основании культурологической концепции, обогащает жизнь детей и жизнь педагога, содействуя состоянию счастья как обязательного условия жизни человека. Вопрос содержания воспитания, будучи центральным определяет систему воспитания как такое наличие взаимодействующих элементов воспитания, число которых необходимо и достаточно для получения воспитательного ре- зультата. Именно социально-психологическая природа ценностного отношения обусловливает совокупность таких элементов. Отношение становится тем общим результатом, который обслуживаетвоспитательная система. Ради отношения и выстраивается система, а вернее, отношение порождает систему, ибо в ней, этой системе, оказывают свое формирующее влияние факторы становления и развития отношения. Организация воспитательной поведенческой среды содействует формированию образа ценностного отношения у ребенка. Это первый элемент воспитательной системы, он задает импульс становлению ценностного отношения ребенка, которому неведомы принятые в обществе ценности. Первоначально ребенок принимает эти ценности как естественные и единственные в жизни. Деятельностный опыт проверит их личностную значимость, и от этого жизненного опыта будет зависеть ход эволюции отношения. Поэтому педагоги слагают систему воспитания, включив в неё второй элемент-организацию ценностно-ориентированной деятельности, которая становится для ребенка реальным действенным взаимодействием с ценностями жизни. Если условно обозначить эти элементы как «воспитательная среда» и «воспитывающая деятельность» (такие термины практикует современная педагогическая литература), то их тесное переплетение, представляющее собою жизнедеятельность школьника (или другого учебно-воспитательного учреждения), должно быть освещено постоянно растущим и углубляющимся осознанием значения и смысла происходящего вокруг в жизни и внутри в личностном мире. Подчеркнув ещё раз, что «система» - это ни в коем случае не упорядоченная сумма чего-либо, мы смеем утверждать, что создать систему воспитания - значит следовать логике учета природы становления отношения, выстраивая три основных элемента, обеспечивающих разную меру формирования у детей ценностных отношений современного культурного мира: широкую педагогическую среду, разнообразную педагогически организуемую деятельность и последовательное неуклонное осмысление детьми окружающих и проживаемых отношений к миру. Методической опорой организации совместной деятельности любого вида являются материалыантропологических наук, таких, как философия, этика, эстетика, психология, гигиена, юриспруденция, экология, социология, позволяющих педагогу и детям подняться над мелким предметным миром вещей, увидеть явления мира и, обнаружив закономерность, производить выбор на основании объективной закономерности. Научные данные адаптируются к возрасту детей в их предъявлении детям, и потому их использование в работе с детьми нисколько не отягощает ребенка - напротив, опора на житейско-обыденный опыт и житейский разум приводит в тупик педагога и ребенка, потому что конкретные ситуации в конкретных обстоятельствах конкретными людьми решаются настолько индивидуально, что могут служить лишь развлекательным материалом для любопытных. Но, обобщенный житейский материал, интерпретированный с позиции научного видения, может служить большим подспорьем для ребенка в решении им своих жизненных проблем. Профессиональная подготовка педагога в системе вузовского образования не отвечает педагогическим запросам времени. Педагога не подготавливают к формированию личности молодого человека, которому предстоит жить в современном сложном мире и быть счастливым в этой жизни. Будущего педагога оснащают лишь знаниями по отдельным научным дисциплинам и некоторыми умениями по приготовлению учебного материала для занятий с детьми в классе на уроке. Система такой подготовки вовсе не учитывает, что дети не являются послушными объектами, подвластными любому запланированному воздействию, что работа с группой имеет свои социально-психологические и педагогические закономерности, а значит, педагога следует обучать искусству учитывать данные закономерности, работая с группой детей. Поэтому можно сказать, что и к процессу обучения учителя в вузе тоже плохо готовят, и ему приходится по окончании вузовского обучения воспроизводить то, что он наблюдал школьником в школе вчерашнего дня. Слабая преподавательская подготовка усугубляется столь же призрачной профессиональной подготовкой к организации тонкого и сложного воспитательного процесса. Небольшое количество времени, отведенное на подготовку специалиста в области воспитания, вынужденно тратится лишь на изучение азов по организации некоторых форм работы с детьми вне урочной деятельности. Такая постановка дела сама по себе формирует у студента-педагога ложное представление о разрыве обучения и воспитания, об автономности этих процессов и независимости их друг от друга, а ещё хуже о приоритетности обучения над воспитанием и второсортности воспитательного процесса в сопоставлении его с процессом обучения. Извращенность таких представлений достаточно распространена и в школе среди педагогов-практиков. Исходя из нового научно-педагогического видения процесса воспитания, учитывая культурологическую трактовку воспитания, необходимо внести существенные коррективы в традиционную систему педагогического профессионального обучения. Три образовательных блока могли бы обеспечить должную педагогическую подготовку. Первый блок, состоящий из гуманитарных научных дисциплин, таких, как философия, психология, этика, эстетика, культурология (с акцентом на прикладной стороне этих дисциплин), мог бы заложить гуманитарную базу для работы педагога, вводящего ребенка в жизнь. Второй блок, состоящий из системы педагогических дисциплин теоретического, методического и технологического плана, вооружит будущего педагога непосредственными педагогическими профессиональными знаниями и умениями, позволяющими молодому специалисту выйти на практическую работу с детьми. Третий блок составит учебная и стажерская практика педагога, накоп- ление им опыта и развитие ключевых умений, которые приобретены студентом в процессе аудиторного обучения. Такая стройная система могла бы осуществить действительно профессиональную подготовку специалиста к воспитанию молодого поколения. ОГЛАВЛЕНИЕ
|