Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Подмышечные волосы, запах тела и акне 5 страница




При этом имеющиеся контакты чаще всего носят формальный характер и вызываются внешними потребностями. Единственно, с кем относительно легко находит контакт своевольный, - это подобострастные ему люди (зараженные подобной, такой же, как он, страстью). Своевольный может вынужденно, подчиняясь обстоятельствам, следовать обычному ходу жизни, может подчиняться чьей-то воле, но внутренне никогда с этим не соглашается, и как только представляется возможность, ведет себя «по-своему». Естественно противостоят своеволию послушание и смирение, отсечение своей воли и поиск во всем воли Божией.

Сдвиг мотива на цель механизм формирования новых мотивов, автор А. Н. Леонтьев. Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какомуто определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации.

При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.

Понятие сдвига мотива на цель в концепции Леонтьева. Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью. Пример: ученик готовится к экзамену. Изначально он читает книгу, потому что перед ни есть четкая цель (или даже необходимость): сдать экзамен. Предмет может и не нравиться ученику, но он внимательно читает данную книгу. Данное действие не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое. Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать неинтересный предмет. Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его. В этом случае как раз и произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо лишь в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается во втором случае на сам процесс чтения.

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения[1].

 

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3-х лет[2].

 

Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

 

Сензитивный период развития речи (0-6 лет)

Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)

Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)

Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)

Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)

Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Красивое слово «сенситивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный». Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сенситивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сенситивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сенситивные периоды универсальны, потому что, так или иначе, через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сенситивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сенситивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению с взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сенситивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом, обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сенситивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сенситивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сенситивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Сенсибилизация — концепция в психологии, объясняющая тот феномен, что люди после повторного приема вызывающего болезненное пристрастие вещества, независимо от вызываемого им чувства удовольствия и часто вопреки пониманию вреда, испытывают ещё большее пристрастие и тягу к повторному потреблению[1][2]. Концепция была предложена на основании опытов, в ходе которых экспериментальным животным вводили психостимуляторы, причём повторное введение лекарства вызывало усиленную психомоторную реакцию на введение прежней дозы[3][4]. Считается, что причина этого явления может быть связана со стойкими изменениями в прилежащем ядре, компоненте так называемого центра удовольствия.

 

Сенсибилизация — в разной степени выраженный у разных индивидов, специфический в отношении определенного вещества эффект, не связанный с перекрёстными реакциями, хотя она также может быть эффектом многих индуцирующих зависимость лекарств. Этот процесс является противоположностью формированию привыканию (габитуации). Сенсибилизация приводит к снижению чувствительности в области прилежащего ядра. Вследствие этого, ядро может активироваться уже минимальными дозами, а иногда и ассоциированными с наркотиком раздражителями. Так возникает «управляемая влечением» мотивация с импульсивным побуждением к действию. Эта мотивация манифестирует, прежде всего, в таких подкорковых центрах как полосатое тело. Эта так называемая «возбуждающая сенсибилизация» может объяснить феномен, заключающийся в том, что зависимый от какого-либо вещества больной, независимо от субъективного чувства удовольствия, испытывает чувство, вынуждающее снова найти и принять соответствующее наркотическое вещество. При этом данный процесс и следующие за ним действия и поступки в их целенаправленности не воспринимаются больным как насильственные, так как в этом случае не обязательно дело доходит до осознанной непреодолимой потребности в соответствующей субстанции.

 

Нейробиологический коррелят процессов сенсибилизации не вполне ясен. Возможно, этот процесс вносит решающий вклад в так называемою «наркотическую память», причем в её реализации, как полагают, участвует взаимодействие многих структур (в том числе, гиппокампа). В этой связи можно думать о вовлечении в процесс стойких изменений дофаминергической нервной передачи в прилежащем ядре, например, о повышении активности дофамина или сенсибилизации D1-дофаминовых рецепторов. Считается, что играть решающую роль при этом может развитие долгосрочного потенцирования в вентральном отделе полосатого тела и обусловленное им изменение глутаминергической нервной передачи[3].

сенсибилизация

(от лат. sensibilis — чувствительный) — повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. При применении сенсорных раздражителей С. обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов С. и адаптации может быть оценено параллельным измерением чувствительности к электрическому раздражителю и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением световой чувствительности (адаптацией) наблюдается повышение электрической чувствительности (С.). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и является прямым способом измерения С.

 

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

 

сенсибилизация

— повышение чувствительности центров нервных под влиянием действия раздражителя. При действии раздражителей сенсорных она обычно маскируется одновременно развивающимся процессом адаптации сенсорной. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации можно оценить параллельным измерением чувствительности к раздражителю электрическому и сенсорному.

Так, при освещении глаза вместе со снижением чувствительности световой (адаптация) наблюдается повышение чувствительности электрической (сенсибилизация). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и служит прямым способом измерения сенсибилизации (см. сенситизация).

 

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

 

Сенсибилизация

Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. Обычно сопровождается одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптпции. При использовании в качестве объяснения феномена паучения у животных, термин обозначает усиление реакции на часто повторяющиеся и важные стимулы — например, нападение хищников. Если лиса нападает на выводок цыплят и уносит одного среди общей суеты, то другие цыплята становятся более алертными и осторожными, тем самым повышая свои шансы на выживание, если лиса появится снова.

Синестези́я (греч. συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство) — в неврологии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.

 

Примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.

 

Цветной слух — способность человека испытывать ассоциацию слышимого звука с каким-либо цветом (у многих музыкантов и композиторов каждая тональность ассоциируется с каким-либо своим цветом). Возможно и обратное: японская пианистка и композитор Хироми Уэхара ещё в процессе обучения использовала не специальные музыкальные термины, а только цветовые характеристики: «Играй Красный», — когда требовалось показать темперамент, — «Играй Синий», — когда надо было показать грусть[1]. По словам пианистки, она не мыслит музыкальными категориями при создании музыки, а старается визуализировать звуки.

 

Слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, была открыта американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz) и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института[2].

 

Вкусовая синестезия — появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слушать любимую песню и каждый раз вспоминать вкус шоколада.

 

Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы, цифры и слова (например, каждая буква или цифра прочно ассоциируется с каким-либо конкретным цветом).

 

Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришёлся на рубеж XIX и XX веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Так, в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии в «Прометее» Александра Скрябина. В 1970-х были популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался «световой орга́н» — музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

 

Истоки причин соединения видимого и слышимого восприятия на человеческие рецепторы уходят в глубь веков. Ещё в древности существовало искусство под названием синкретика, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании первобытных предков принадлежали определенным предметам, а восприятие предметов было конкретным. Именно поэтому танец и свет от пламени костра, которые были обязательными ритуальными действами, являлись нераздельными и исполнялись в определенных и предназначенных для этого случаях.

 

По мнению Чарльза Осгуда, именно феномен синестезии, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, служит основой метафорических переносов и оценок и делает возможным метод семантического дифференциала.

Синестезия (от греч. synaisthesis — совместное чувство, одновременное ощущение) — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый —холода. По своей природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Своеобразные формы синестезии (например, визуализация слышимого) встречаются в патологии.

Что такое синестезия?

 

Синестезия – это особый способ чувственного переживания при восприятии некоторых понятий (например, дней недели, месяцев), имен, названий, символов (букв, звуков речи, нотных знаков), упорядоченных человеком явлений действительности (музыки, блюд), собственных состояний (эмоций, боли) и других подобных групп явлений («категорий»).

 

Синестетическое восприятие выражается в том, что перечисленные группы явлений непроизвольным образом приобретают в субъективном мире человека как бы параллельное качество в виде дополнительных, более простых ощущений или стойких «элементарных» впечатлений - например, цвета, запаха, звуков, вкусов, качеств фактурной поверхности, прозрачности, объемности и формы, расположения в пространстве и других качеств, не получаемых при помощи органов чувств, а существующих только в виде реакций. Такие дополнительные качества могут либо возникать как изолированные чувственные впечатления, либо даже проявляться физически. В последнем случае, например, цвета могут образовывать цветные линии или пятна, запахи - складываться в запахи чего-то узнаваемого. Зрительно или телесно синестет может ощущать местоположение объемных фигур, как бы чувствовать прикосновения к фактурной поверхности и т.д. Так, название дня недели («пятница») может быть затейливо окрашено в золотисто-зеленоватый цвет или, скажем, располагаться слегка справа в условном зрительном поле, в котором собственное расположение может быть и у других дней недели.

 

Раньше синестезию характеризовали как межчувственную связь или «кросс-модальный перенос». Однако это верно лишь отчасти. Такое понимание неточно описывает само явление и не указывает на его причину. В первую очередь синестезия хотя и в большинстве случаев, но все же не всегда вовлекает разные чувства. Например, при окрашивании букв - и знаки на бумаге, и их синестетический цвет принадлежат только зрению. С другой стороны, систематичная избирательность синестетических реакций (например, только «на буквы», но не на знаки препинания и другие печатные символы, или только «на музыку», а не на все шумы и звуки) указывает на то, что синестезия основана в большей степени на так называемой «первичной категоризации» - предсознательном группировании явлений на уровне восприятия.

Более того: все явления, способные вызывать синестезию – результаты практической или мыслительной деятельности человека. Это, как правило, условные обозначения, понятия, системы знаков, названия, имена. Даже такие, казалось бы, естественные проявления, как боль, эмоции, восприятие людей (которых некоторые синестеты могут воспринимать в виде цветовых пятен или «аур») – это определенные способы группирования или классификаций, пусть и бессознательных, но все же зависящих от личного опыта, то есть от жизни с другими людьми – от среды и культуры, а также от значения, которое и влияет на избирательность синестетических реакций.

 

Упрощая, можно сказать, что непроизвольная синестезия – это индивидуальная нейрокогнитивная стратегия: особый способ познания, который проявляется в определенный, очень ранний момент жизни в виде необычно тесной связи мышления и системы чувств (когнитивно-сенсорная проекция). В силу этого синестезия требует адекватных способов исследования, которые выходили бы за рамки «стимул-реакция» и включали бы в себя, в том числе, и представление о сложной, индивидуальной динамике мыслительной деятельности человека, выделяющей синестезируемые стимулы посредством наделения их особым значением.

 

Как проявляется синестезия?

 

Людей, отличающихся таким необычным способом восприятия, называют «синестетами» или «синестетиками» (мне ближе первый, менее «больничный» термин). У каждого синестета феномен синестезии может развиться очень индивидуально и способен иметь как единичные, так и множественные проявления. В последнем случае синестета называют «множественным» или «многоаспектным» - когда синестезия возникает не на одну, а на несколько групп (категорий) символов или явлений.

 

Существует синестезия «проецирующего типа», при которой синестет действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества как бы поверх предметов мира, воспринимаемого органами чувств. В противоположность этому типу выделяют тип «ассоциирующий», при котором у синестета субъективно возникают дополнительные качества в форме непроизвольного знания или в виде реакции на уровне стойких впечатлений, которые физически – то есть в виде проекций – никак не выражаются. Правда, такое деление весьма условно - часто можно обнаружить промежуточные варианты синестетического восприятия.

 

Например, какого цвета вентиль холодной воды? Вы наверняка ответите: «Синий». Ведь это знание сформировано вашим опытом: холодный кран чаще всего обозначают синим цветом. Но на самом-то деле цвет крана и температура не тождественны и никак не зависят друг от друга. У синестета тоже есть ощущения, что те или иные предметы, символы, звуки обладают какими-то качествами, которые в ощущении и в опыте других людей с ними не связаны. Но в отличие от вашего «синего крана», синестет не может точно вспомнить, что сформировало связи его ощущений.

 

В названии типов проявления синестезии традиционно принята формула «стимул-реакция». То есть, если вы слышите, что кто-то обладает «графемно-цветовой» синестезией, это значит, что он или она видит или чувствует изображение букв или цифр в цвете. Если вы сами воспринимаете музыку в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн, значит, вы – «музыкально-цветовой» синестет.

 

Термин «цветной слух», хотя и сохранился до наших дней, все же не совсем точен: он может обозначать цветовую реакцию как на музыку, так и на речь, а до определенного времени вообще был полным синонимом синестезии во всех без исключения её проявлениях - вероятно, по той лишь причине, что другие типы синестезии были мало изучены или совершенно неизвестны.

Есть и другие классификации типов синестезии. Например, мне кажется логичным разделять проявления синестезии на более базовые, чувственные (например, на звуки речи или эмоции) и более понятийные, «абстрактные» (например, на дни недели или цифры). Такое деление, по-моему, сосредоточивает внимание исследователя на механизмах вокруг непосредственной причины самого феномена синестезии: на первичной, предсознательной категоризации.

 

Синестезия переживается непроизвольно – то есть, помимо воли синестета. Однако большая часть синестетов может вызвать у себя синестетические ощущения путем припоминания тех понятий или явлений, которые у них обычно порождают синестезию. Сделать это без припоминания характерных понятий или явлений невозможно.

 

Чаще всего синестезией обладают, сколько себя помнят: с самого раннего детства. Вероятнее всего, развитие синестезии находится за временным порогом так называемой младенческой амнезии. Правда, некоторые синестеты утверждают, что могут непосредственно указать на момент своей жизни, когда впервые пережили синестетические ощущения. Я такой возможности не исключаю. Тем не менее, предполагаю, что запоминаются не самые первые синестетические ощущения, а, вероятнее всего, те, что произвели большее, чем обычно, впечатление. Другим, более сложным объяснением могло бы стать явление переноса, при котором, например, ребенок-синестет, воспринимающий отдельные звуки речи в цвете, при обучении чтению начинает «видеть» в цвете и написанные буквы - ведь каждая из них уже обладает для него «цветным» звучанием. Именно этот момент и запоминается как начало синестезии, по сути таковым не будучи.

 

Итак, если для ваших ощущений характерны приведенные выше описания, - то есть, они непроизвольны, постоянны, проявляются в виде «элементарных» качеств (всплесков цвета, объемов, фактур и т.д.) и вы не можете проследить, как и когда они у вас появились, то, скорее всего, вы - обладатель врожденной синестезии.

 

Почему появляется синестезия? Немного о теориях

 

Ученые всегда очень осторожны с выводами о сложных феноменах, каким является человеческий мозг в общем и непроизвольная синестезия в частности. Сегодня синестезию исследуют как бы «по частям», фрагментарно. Кто-то, выбрав одно конкретное проявление, пытается в нем разобраться подробнее. Кто-то исследует характер внимания и памяти у синестета. Кто-то изучает анатомию мозга и динамику нейронной активности. Кто-то – возможную склонность синестетов к образности мышления… Ситуация осложняется еще и тем, что в западной нейронауке сейчас нет общей теоретической базы - то есть, такой прагматической картины функций головного мозга и их физиологической основы, которую разделяло бы большинство исследователей.

 

Нейрофизиология, нейрохимия, биоэлектрическая активность, когнитивные стили, отдельные функции восприятия часто рассматриваются в вынужденной изоляции от целостной картины мозга (надо признаться, она пока не так ясна, как хотелось бы). Конечно, это облегчает исследование. Но в результате о синестезии накопилось огромное количество статистических и индивидуальных данных, которые чрезвычайно разрознены.

 

Да, появились оригинальные классификации и сопоставления, выяснились определенные строгие закономерности. Например, мы уже знаем, что у синестетов есть особый характер внимания - как бы «досознательный» - к тем явлениям, которые вызывают у них синестезию. У синестетов - немного иная анатомия мозга и кардинально иная его активация на синестетические «стимулы». Известно и то, что синестезия может иметь генетический характер, то есть передаваться по наследству. И многое-многое другое.

 

Тем не менее - а, может быть, именно поэтому! - общей теории синестезии (научно доказанного, универсального представления о ней) пока нет.

 

Однако существуют последовательные, непротиворечивые гипотетические описания, которые в науке называются «моделями».


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты