КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальный контроль. Рассматривая институты, мы говорили, что они являются составным элементом системы социального контроляРассматривая институты, мы говорили, что они являются составным элементом системы социального контроля. Что такое контроль и каково его отношение к социальной связи? Начнем с «наивных» вопросов. Как получается, что знакомые при встречах обмениваются поклонами и улыбками? Почему на Новый год мы посы- [101] лаем пожелания знакомым? Зачем люди посылают своих детей в школу? Почему в городах не ходят по улицам босиком? И т. п. Словом, почему люди выполняют свои повседневные функции одинаково, изо дня в день, а многие из них и из поколения в поколение? Краткое размышление позволит нам уяснить, что эта «монотонность» общественной жизни — существенное условие ее непрерывности и гладкого хода. Ведь она позволяет правильно предвидеть реакции людей на наше поведение, и таким образом взаимодействия людей гармонизируются, взаимно приспосабливаются друг к другу, и каждый член группы знает, чего может ожидать. Проезжая по дороге, я знаю, что автомобили, едущие с противоположной стороны, не будут наезжать на меня, а если мне кто-либо загородит путь, я буду требовать его наказания. Точно так же, входя в магазин, в учреждение, в школу, я знаю, как должен вести себя, и знаю также, каких реакций на мое поведение можно ожидать. Схематически: каждый член группы отдает себе отчет в том, как он должен себя вести в отдельных ситуациях, чтобы быть понятным, знает, чего от него ожидают другие члены, и знает, каких реакций на свое поведение он может ожидать. Следовательно, «организованный» ход общественной жизни основывается на том, что взаимно предусматриваемое и ожидаемое поведение членов общности действительно имеет место. Если, однако, такое поведение не имеет места, если реакции на действие выходят за пределы реакций, признанных в данной группе за допустимые, тогда они сталкиваются с санкциями. Каждая социальная группа вырабатывает, следовательно, ряд мер, способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, систем принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, систему способов выражения признания, отличия, наград, благодаря которой поведение подгрупп и индивидов приводится в соответствие с принятыми образцами деятельности, осуществляется с соблюдением критериев ценностей — словом, при помощи которой формируется конформизм членов. Эту системумы называем системой социального контроля. Не всякое поведение в одинаковой степени поддается надзору со стороны общества. Сфера частной жизни, которой в любой социальной группе располагает каждый [102] человек, может быть уже или шире в зависимости от внутренней сплоченности группы, от характера ее институтов и от положения, какое индивид в данной группе занимает. Например, индивид, занимающий очень важное для группы положение, имеет более узкую сферу частной жизни, то есть круг неконтролируемых действий, поскольку его действия важны для группы как целого. Кроме того, существуют действия, которые касаются группы как целого, и они контролируются сильнее, чем действия, касающиеся только индивида. Скажем, группа меньше интересуется тем, как кто-либо укладывает вещи у себя на столе, в крайнем случае знакомые или коллеги с пренебрежением отметят, что у того-то царит хаос, или с уважением отзовутся о царящем у него дома порядке. Сильнее контролируется личная гигиена, и грязный человек встречает осуждение. Еще сильнее группа интересуется тем, кто как одевается и, как мы уже упоминали ранее, ни один студент не отважится прийти на занятия босиком, хотя это и не является ни преступлением, ни грехом, ни нарушением моральных основ. Семейная жизнь, развод, оставление семьи и т. п. уже четко регулируются предписаниями закона, религии и морали. Воровство встречается репрессиями, а убийство — высшей мерой наказания. Короче говоря, чем больше поведение касается группы как целого, чем больше угрожает ее совместной жизни или чем больше какие-либо действия потребны и необходимы для ее хода, тем сильнее контроль со стороны целого. Действие этой системы контроля зиждется на нескольких основах: а) на всеобщем в данной группе признании ее культуры и ее критериев ценности. Как известно, поведение вызывается биопсихическими импульсами, которые составляют его основу. Но эти импульсы могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств их удовлетворения зависит от системы ценностей, воспринятых через культуру. Поэтому признание общих ценностей вызывает сходство или идентичность поведения членов данной группы; б) на привитии путем воспитания образцов поведения, действий и реагирования на действия допустимым образом, то есть признанным за Допустимый в группе. Семья, школа, соседи, государство, Церковь, влияние более широкой социальной среды учит молодежь, вступающую в общество, основам приличного [103] поведения, основам Морали, обычаям. Это знание становится второй «рамкой» (сверх биопсихических импульсов и системы культурных ценностей), определяющей конформистское поведение; в) на внутренних механизмах индивидуальных особенностей человека, обусловливающих то, что каждый стремится к признанию и к чувству безопасности. Признание необходимо для сохранения внутреннего равновесия личности. Человек, систематически лишенный признания в течение длительного времени, теряет равновесие, и его личность подвергается дезинтеграции. Подобным же образом постоянное ощущение угрозы и чувство опасности также оказывают дезинтегрирующее воздействие на личность. Конформистское поведение дает и признание и безопасность; г) на системе неформальных и формальных институтов, которые создают как бы систему барьеров, внутри которых индивид может действовать и которые дают возможность активно вмешиваться в поведение индивидов[101]. На эти основы опирается система социального контроля. Каковы элементы этой системы? Ими являются привычки, обычаи и системы санкций. Привычка — это установленный способ поведения в определенных ситуациях, который не встречает негативных реакций группы. Каждый индивид может иметь свои привычки, например рано вставать, заниматься гимнастикой, ходить в кафе, носить особого покроя головной убор или одежду и т. п., свою привычку разговаривать или здороваться. Могут существовать привычки, принятые всей группой или подгруппой. Привычки возникают на основе навыков, устанавливаются традициями, становятся уважаемыми или терпимыми. Некоторые привычки могут быть пережитками давних обрядов или празднеств, прежних профессиональных функций и т. д. Нарушение привычки не вызывает обычно негативных санкций, хотя поведение, соответствующее привычкам, принятым в группе, встречает признание. Обычай — это установленный способ поведения, с которым группа связывает определенные моральные оцен- [104] ки и нарушение которого вызывает негативные санкции. Обычай предполагает определенное принуждение в признании ценностей и принуждение в определении ситуации. Обычай требует уступать место и помогать беспомощному человеку, уважать достойных людей, вести себя по отношению к лицам, занимающим высокое положение в группе, согласно этикету и т. п. Обычаи, следовательно, связаны с системой ценностей, признанных группой, затем с установленными определениями ситуаций, в которых эти ценности могут находиться, и с образцами поведения по отношению к ним. Эти ценности имеют для группы определенную важность, и потому неуважение обычаев подрывает внутреннюю сплоченность группы. Таким образом, принуждение со стороны группы побуждает отдельных членов соблюдать в определенных ситуациях образцы поведения по отношению к этим ценностям. Санкции. Слово это уже неоднократно появлялось в ходе изложения. Мы могли бы определить санкции вообще как реакции группы на поведение индивида в социально значимых ситуациях. При этом необходимо подчеркнуть, что социально значимым является очень широкий круг поступков каждого члена группы, даже многие из тех дел, которые относятся к сфере его частной жизни. 'Поэтому круг санкций также широк. Это продукт общности, необходимый для руководства поведением своих членов, для стимулирования желательного поведения и пресечения нежелательного, для обеспечения внутренней сплоченности и непрерывности общественной жизни. Санкции могут быть негативными (наказания) и позитивными (поощрения). Обычно в обиходном языке под словом «санкции» подразумевается только система наказаний. Мы здесь, однако, расширяем объем этого слова также и на позитивные реакции со стороны группы на поведение ее членов. Далее разделим санкции на формальные, то есть реакции формальных институтов на определенное поведение, и неформальные, то есть реакции, имеющие своим источником общественное мнение, круг товарищей и соседей, неформальные институты. Наконец, с точки зрения «содержания» давления, оказываемого санкциями, выделим: правовые санкции, или систему наказания и отличий за определенные действия, предка [105] усмотренные" предписаниями закона; этические санкции, или систему отличий, порицаний, замечаний, вытекающих из признанных моральных принципов[102]; сатирические санкции, или систему насмешек, издевок, пренебрежения, которым подвергаются люди, ведущие себя иначе, чем это принято; религиозные санкции, или награды и наказания, предусмотренные системой догматов и верований любой религии за соблюдение или нарушение ее предписаний и запретов[103]. Эти четыре рода санкций взаимно дополняют друг Друга. Они определяют, какое поведение индивида можно считать особенно полезным для жизни группы, а какое — особенно вредным. Действуя совместно, они имеют наибольшие шансы обеспечить высокую степень конформизма поступков. Если между этими системами санкций возникают противоречия, если, например, правовые санкции не соответствуют моральным чувствам и обычаям данной общности, тогда степень их эффективности снижается. Какие специальные виды санкций встречаются обычно в цивилизованных обществах? Дадим их обзор согласно следующей классификации. Неформальные негативные санкции — это выражение удивления, огорчения, неудовольствия, насмешки, отказ подать руку, означающий моральное порицание, отказ поддерживать товарищеские отношения, недоброжелательные сплетни и т. п. Санкции эти действуют потому, что за ними следуют более важные социальные последствия в виде лишения определенных выгод, исключения из определенных защитных социальных отношений и т. п. Формальные негативные санкции — это целый арсенал наказаний, предусмотренных предписаниями закона, а именно всякого рода предостережения, замечания, штрафы, арест, заключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь, отлучение от церкви, наложение покаяния и т. п. Эти наказания действуют посредством устраше- [106] ния, угрозы, но вместе с тем и как потенциальное предостережение, предупреждающее о том, что грозит за совершение асоциальных или антисоциальных поступков. Они являются выражением самообороны группы от агрессии, от нарушения ее интересов независимо от того, интересы ли это всего целого или же только интересы господствующего класса. Неформальные позитивные санкции, или реакции социальной среды на позитивное поведение, соответствующее образцам и системам ценностей и выгодное для группы, основываются на признании и поощрениях. Это могут быть молчаливое признание, выражение уважения, признание авторитета данного индивида в определенных вопросах, похвалы знакомых, похвалы и лестные упоминания в прессе, доброжелательные сплетни и создание позитивной «легенды», слава, почет и т. п. Формальные позитивные санкции — это публичное одобрение со стороны властей, вручение почетной грамоты, денежная награда, продвижение, награждение медалями и орденами, допуск к почетным функциям, допуск к высоким должностям и вручение высоких наград, чеканка медали в честь данного лица, сооружение памятников и т. п. Эта система санкций основывается, следовательно, на постоянном комбинировании правовых, этических, сатирических и религиозных санкций, причем некоторые из неформальных санкции могут быть особенно эффективными, как, например, сатирические санкции, поскольку люди вообще гораздо больше боятся осмеяния и презрения, болезненно затрагивающих их личные стремления и субъективное «я», нежели наказания. Об этом свидетельствует малая эффективность наказаний при репрессиях в отношении нежелательного поведения, если одновременно действия, преследуемые законом, встречают моральные признания среды (например, правовые репрессии оккупантов во время войны). Как вытекает из природы санкций, они применяются по отношению к нонконформистским поступкам и поведению, которые стали явными, то есть о которых знают Другие члены групп. Кроме того, каждое общество развивает также определенную систему надзора (czujnosci), которая складывается из формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Эта система складывается не только из организо- [107] ванных институтов полиции, сыскных бюро, детективных агентств и т. п., но также из повседневной заинтересованности, повседневного наблюдения за поступками со стороны окружающей индивида общественной среды. Эта неформальная система надзора, приобретающая различные формы в зависимости от тина культуры, обычаев, политического устройства, религии и т. п., особенно эффективна, когда речь идет о регулировании повседневного поведения при повседневных контактах, разрешении вопросов, выполнении профессиональных обязанностей и т. д. Она выражает надзор общественного мнения, или явно выраженных установок и взглядов индивидов и групп в отношении данного лица и его способов поведении. Следовательно, сущностью этой неформальной системы надзора является постоянная оценка поведения членов группы другими членами, оценка взаимная и сопряженная, с которой индивид должен считаться в своем поведении. Эта система контроля, основанная на системе институтов, обеспечивает то, что социальные контакты, взаимодействия и социальные отношения протекают в рамках, установленных общностью. Как знает каждый из собственного опыта, эти рамки не слишком жестки и, как роль в театре, всегда допускают индивидуальную «интерпретацию» исполняемой роли. Некоторые роли и связанные с ними функции, некоторые обязанности, вытекающие из природы социальных отношений, определены очень ригористично, другие — менее, в зависимости от значения, которое они имеют для группы как целого. Каждый коллектив по природе вещей предоставляет индивидам определенную сферу частной жизни и определенную степень свободы в выполнении нонконформистских действий. Некоторые социальные роли основываются на том, что они побуждают своих исполнителей к постоянному творчеству и поискам нового. Однако и над этими ролями изобретателей, ученых, артистов и т. п. группы осуществляют определенного рода контроль, не допуская, чтобы эта свобода превратилась в открытый бунт, угрожающий основным ценностям и сплоченности группы. Об этом мы будем говорить подробнее, рассматривая проблему социального развития и социальных изменений. [108]
|