КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определения. Социальная связь соединяет индивидов в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видахСоциальная связь соединяет индивидов в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Остановимся на том, какие формы таких устойчивых объединений мы можем наблюдать в повседневной жизни и в каких из них мы сами принимаем участие. Ведь каждый из нас принадлежит к семье, соседству как группе, локальной общности; детьми мы принадлежали к игровым группам, а сейчас мы постоянно имеем свой круг коллег и круг приятелей. Мы принадлежали к школьному классу и к целому школьному коллективу. Мы можем принадлежать или принадлежали к студенческим кружкам, к целевым организациям, например спортивным, идеологическим, политическим, культурным, религиозным. Мы можем быть членами Польского Красного креста, Лиги Обороны Страны, Общества Всеобщего Знания или другой массовой организации этого типа. Работая на заводе, мы принадлежим к коллективу предприятия или к более узкому — цеха, профессиональному союзу, клубу. Проживая в каком-либо районе, мы принадлежим к домовому или районному комитету, жилищному, потребительскому кооперативам. Проходя по улицам, мы иногда участвуем в сборищах, иногда в демонстрациях, стоим в очередях перед кассами и в магазинах. Бывая в кино, в театре, слушая радио или смотря телепередачи, мы становимся частью публики, посещающей кино, театры, проводящей время у радиоприемника или телевизора. Мы принимаем участие в кратко- [115] временных собраниях и массовках. Как читатели «Dziettnika Lodzkiqo» мы составляем часть читающей его публики. Выполняя работу преподавателя, мы принадлежим к этой профессиональной категории, являемся членами определенных социальных слоев и классов. Мы также являемся жителями города и принадлежим к территориальной общности, очерченной его границами, мы являемся гражданами государства и принадлежим к нации. Когда нас призывают на военную службу, мы входим в различные армейские части. Как следует из этого хаотического перечисления, каждый человек за время своей жизни участвует в самых различных формах общественной жизни, а это перечисление заведомо далеко от полноты, поскольку оно не упоминает о различных формах, существующих в первобытных обществах, например клане, племени, или о формах, существующих в других, докапиталистических, общественных формациях. Задачей социологии является проведение классификации этих форм совместной жизни, описание их составных элементов, их строения и процессов, в них происходящих. Введем сначала несколько различений. Будем называть социальным множеством (zbiorem) совокупность людей, обладающих каким-то общим признаком, выделенным внешним наблюдателем, независимо от того, осознают ли эти люди, что они обладают данным признаком[111]. Например, мы можем выделить множество блондинок, множество высоких людей, множество людей с черной кожей и т. п. Это будут множества, выделенные на основе соматических признаков; физическая антропология занимается исследованием именно таких множеств, различающихся соматическими признаками. Множество образуют также все люди, занимающиеся одной и той же профессией. Такие множества людей, занимающихся идентичной профессией, мы будем называть профессиональными категориями. Множество людей, относящихся к одной и той же возрастной группе, например имеющих 10—14 лет, мы будем называть возрастной катего- [116] рией. Люди одного пола составляют множество; которое можно назвать категорией пола. Каждое множество, выделенное на основе обладания определенным признаком, составляет социальную категорию. Социальные категории не объединены никакой внутренней связью. Люди, принадлежащие к одной категории, например профессиональной, возрастной, пола, имущественной, по доходу и т. п., всегда обладают каким-то или какими-то общими признаками. На этой основе социальные категории могут создавать внутреннюю связь, могут подвергаться институционализации, то есть создавать собственные общие институты. Когда социальная категория создает какого-либо рода внутреннюю связь, мы говорим, что она превратилась в социальную общность. Мы вводим понятие «социальная общность» как термин с широким объемом, охватывающим вое объединения людей, в которых создана и сохраняется, хотя бы в течение очень короткого периода, определенная социальная связь. В ходе нашего изложения этим термином мы будем обозначать все устойчивые формы совместной жизни. Это будет, следовательно, наш наиболее общий термин. Пока мы не вводим определения термина «общество». Сделаем это позже. Большинство упомянутых выше форм совместной жизни, в которых мы участвуем, составляют, таким образом, общности. Уже с первого взгляда видно, что они весьма разнообразны, что этот термин охватывает весьма различные формы совместной жизни, отличающиеся существенными признаками. Необходимо, следовательно, ввести дальнейшие различения. Среди общностей выделим прежде всего социальные группы. Этот термин употребляют весьма произвольно и применяют к достаточно различным формам совместной жизни, а поэтому мы должны определить его точнее[112]. Мы будем называть группой определенное число лиц (не [117] меньше трех), связанных системой отношений, регулируемых институтами, обладающих определенными общими ценностями и отделенных от других общностей определенным принципом обособления. Почему же не меньше трех лиц? Можно встретить социологов, считающих, что уже пара составляет социальную группу. Я полагаю, однако, что пара, то есть два лица, образуют особый вид, в котором возникают отношения, не имеющие характерных признаков отношений, возникающих в больших общностях и прежде всего в группах. Я полагаю, что группа начинается только там, где в рамках одной социальной организация индивид А находится в отношении не только к Б, но и к В, и в отношении к тому, что происходит между Б и В. Различие между общностями из двух и трех лиц можно представить графически следующим образом: Далее, мы считаем, что для появления группы существенна внутренняя организация, то есть институты, формы контроля, образцы деятельности. Поэтому мы не называем группами свободные образования, основанные только на контактах, не имеющие собственной организации. Могут существовать неформализованные группы, не имеющие ни формальных институтов, ни установленной формальной организации, но действующие на основе неформальной организации. И мы знаем, что такая организация может быть необычайно эффективной в деле руководства поведением своих членов и может придать группе большую устойчивость. Итак, образования, не имеющие внутренней организации, мы не будем называть группами. [118] Мы полагаем, далее, что группа должна иметь собственные ценности, то есть какой-то центр объединения, символы, лозунги, идеи, материальные предметы и т. д. Они необходимы для развития в группе чувства общности и принадлежности к группе. Среди этих ценностей или на их основе развивается специфическое чувство общности, выражаемое словом «мы». Это сознание «мы» является выражением психической связи, объединяющей членов, основой общности действий и солидарности группы. Наконец, группа должна обладать собственным принципом обособления, то есть тем, что отличает ее от других общностей и что ее члены определяют как то, что отличает их от других групп, и на основе чего другие люди, не принадлежащие к группе, определяются как «они», как «чужие». Это может быть идеология, обладание определенными предметами, проживание на определенной территории, выполнение определенных ритуальных действий и т. п. Нетрудно заметить, что этим четырем условиям удовлетворяют очень многие общности, и поэтому мы будем вынуждены также провести тщательный анализ и классификацию групп. Ибо имеются группы высоко формализованные, обладающие высоко развитой формальной организацией, группы с весьма большим числом членов и существующие очень долго; имеются также группы малые, неформализованные, существующие относительно недолго. От групп мы отличаем социальные круги. Круг — это совокупность лиц (.состав может быть меняющимся), постоянно встречающихся и поддерживающих постоянные яичные контакты, не обладающих ни четким принципом обособления, ни выкристаллизованной внутренней организацией. Вследствие этого происходящие в кругах явления и процессы значительно отличаются от процессов и явлений, происходящих в группах. Круг оказывает меньшее влияние на поведение своих членов, не контролирует их поведение столь эффективно, как группа. Существенным отличием является отсутствие устойчивых отношений, а потому и отсутствие устойчивых обязанностей членов по отношению друг к другу. В круге существует определенная солидарность и взаимная ответственность членов Друг за друга, определенное давление на поведе- [119] ние, но отсутствует четкая система контроля. Круг может преобразоваться в группу, и это происходит довольно часто. Как в социологии, так и в обыденной жизни очень часто употребляется термин «сообщество» (spotecznosc) или «община» (spolnota, англ. community, нем. Gemeinschaft). Этот термин обычно означает территориальную общность, в рамках которой члены могут удовлетворять основные потребности, например село, которое в известном смысле образует замкнутую общность, небольшое местечко, какая-то часть пригорода и т. п. Не все территориальные общности составляют сообщество. Например, большой город, будучи также территориальной общностью, не является сообществом. Сообщество, следовательно, невелико, поэтому в нем создается чувство общности и соседская связь, вызванная близостью проживания и сходством повседневных дел, постоянными личными контактами, сходным стилем жизни, множеством общих местных дел, общей системой ценностей. Сообщество, следовательно, — это специфического рода группа. Наконец, в нашем перечислении имеются такие многочисленные формы объединений, как толпа, публика, собравшаяся аудитория. В каждой из них существует определенная свободная внутренняя связь, хотя и далекая от вполне развитой связи, какую мы описали в предыдущей главе. Они являются очень важными формами совместной жизни, определяют весьма важные виды совместного поведения, и их необходимо будет рассмотреть особо. Часто мы встречаемся также с термином «социальная среда». Этот термин, заимствованный из биологии, сыграл важную роль в споре о влиянии наследственности на общественную жизнь. Он употребляется в двух основных значениях: а) в первом значении под средой мы понимаем определенное отношение организма с его генетически обусловленными свойствами к воздействиям, исходящим от предметов, находящихся вне этого организма; б) в другом значении средой называется система предметов и процессов, окружающих живой организм и находящихся с ним во взаимодействии[113]. Определяя социальную среду, мы будем придерживаться этого второго [120] определения и будем обозначать этим термином совокупность индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми личность сталкивается на протяжении своей жизни и которые оказывают влияние на ее поведение[114]. Необходимо, однако, подчеркнуть, что в понятии среды всегда содержится определенный элемент относительности — какая-то система предметов становится средой по отношению к организму или же группе, для которой она является средой, и поэтому нет двух идентичных сред, поскольку идентичные окружающие системы могут быть разными средами для двух различных организмов. Однако иногда в социологии термин «среда» употребляется иначе, а именно ряд кругов и групп, находящихся между собой в постоянном контакте и вырабатывающих вследствие этого определенные общие черты, установки или взгляды, также называют средой. Это, однако, неточное употребление термина, и его следует избегать. Когда говорят, например, о врачебной среде, о профессорской среде, о среде адвокатов и т. п., имеют в виду определенные круги и группы, принадлежащие к одной и той же профессиональной категории, находящиеся в более или менее свободных контактах и вырабатывающие определенные общие черты[115]. В социологическом анализе такую среду необходимо, очевидно, разложить на составные элементы и описать их отдельно, учитывая возникающие между ними связи, а термин «среда» применен здесь для краткости.
|