КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лечение стремления к показному.Для каждой болезни имеется средство лечения, о котором одни знают, а другие — нет. Есть различные лекарства и против таких болезней, как стремление к показному и всего того, что несовместимо с искренностью, и среди прочего к числу их относится нижеследующее: 1 – Каждый дееспособный мусульманин должен хорошо усвоить, что он является не кем иным как рабом Аллаха, а раб не имеет никаких прав на возмещение или плату за службу своему господину, так как он должен служить ему уже в силу своего положения. Что же касается платы или награды, которую он может получить, то это является не возмещением, а проявлением милости и благодеянием со стороны его господина. 2 – Понимание того, что Аллах оказывает ему милость и содействие, что он способен делать что-либо не сам по себе, а только с помощью Аллаха, и что его действия обусловлены волей Аллаха, а не его собственными желаниями…Таким образом, любое благо есть не что иное как милость Аллаха Всевышнего. 3 – Изучение собственных недостатков и упущений и стремление к пониманию того, что исходит от самого человека, а что – от шайтана, поскольку немного найдется таких дел, к которым не приложил бы руку шайтан, даже если его роль и будет незначительной. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) я спросила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о поворотах человека в разные стороны во время молитвы, он ответил: «Это – то, что похищает шайтан из молитвы раба»». Но если здесь речь идет о поворотах тела, то что же тогда сказать об обращении сердца к чему-либо помимо Аллаха?![9] 4 – Напоминание душе о том, что Аллах велел стремиться к совершенствованию и очищению сердца, а также о том, что человек, делающий что-либо напоказ другим, будет лишен помощи и содействия Аллаха. 5 – Страх перед тем, что когда Аллах увидит стремление сердца к показному, это вызовет Его ненависть. 6 – Старание как можно больше заниматься делами поклонения втайне, например, молиться по ночам, раздавать милостыню так, чтобы об этом никто не знал, плакать от страха перед Аллахом в одиночестве, когда тебя никто не видит. Аль-Хурайби сказал: «Они[10] считали желательным, чтобы человек совершал благие дела настолько тайно, чтобы не знали об этом ни его жена, ни другие люди». 7 – Проявление почтения к Аллаху Всевышнему, выражающееся в исповедании единобожия и поклонении Аллаху и распространяющееся на Его прекраснейшие имена и высочайшие атрибуты. 8 – Постоянная память о смерти с ее агонией, могиле с ее ужасами и Последнем дне, события которого заставят поседеть и младенцев. 9 – Старание познать скрытые стороны стремления к показному и то, как это стремление формируется в душе человека, чтобы иметь возможность уберечься от подобных вещей. 10 – Понимание того, какие последствия в мире этом и в мире вечном может повлечь за собой совершение действий напоказ другим. Раб Аллаха должен понимать, что даже если все люди соберутся для того, чтобы сделать для него что-то полезное, они сумеют сделать лишь то, что уже предопределено ему Аллахом, о чем говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своем наставлении Ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими. И именно поэтому один из наших предшественников сказал: «Познавший людей обретет покой». Другой же сказал так: «Борись с душой своей, чтобы удалить от себя все то, что подталкивает тебя к показному, стремись к тому, чтобы люди уподобились для тебя животным или малым детям, ибо когда ты занимаешься делами поклонения, тебе безразлично, присутствуют при этом животные и дети или нет, знают они об этом или остаются в неведении, и довольствуйся тем, что об этом будет известно одному лишь Аллаху». И да будет доволен Аллах ‘Умаром, который сказал: «Аллах защитит от людей того, чьи намерения будут связаны только с истиной даже вопреки желаниям его души, и опорочит того, кто станет стремиться украсить себя тем, чего в нем на самом деле нет». Давая свои пояснения словам повелителя правоверных «…и опорочит того, кто станет стремиться украсить себя тем, чего в нем на самом деле нет», Ибн аль-Кайим сказал: «Поскольку человек, стремящийся украсить себя тем, что ему неприсуще, является антиподом искреннего и старается показать людям нечто противоположное тому, что он представляет собой на самом деле, Аллах отвечает ему тем, что приводит его к тому, что противоположно его цели, и подобное наказание установлено шариатом и предопределено. И когда искренний раб за свою искренность получает награду в этом мире в виде симпатии, любви и уважения в сердцах людей, то же самое касается стремящегося украсить себя тем, чем он на самом деле не обладает, и поэтому уже скоро наказанием для него становится то, что Аллах покрывает его позором среди людей, поскольку сам он опорочил себя перед Аллахом, и это находится в полном соответствии с прекраснейшими именами Господа и Его высочайшими атрибутами» «И’лям», 3/180. Что касается наказания за показные дела, которое понесет виновный в этом в мире вечном, то об этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так: «Аллах ославит того, кто будет стараться, чтобы его услышали другие, и выставит напоказ того, кто станет делать что-либо напоказ другим» Аль-Бухари и Муслим. Кроме того, из хадиса, который передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, который был приведен нами выше, следует, что люди, делающие нечто благое напоказ другим, окажутся в пламени ада первыми. 11 – Необходимо обращаться к Аллаху с мольбами о том, чтобы Он помог тебе быть искренним и защитил от стремления к показному. Это значит, что мусульманин должен почаще обращаться к Аллаху с просьбами о том, чтобы Он защитил его от стремления к показному и всего того, что побуждает человека к этому, на необходимость чего указывает хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Многобожие, (скрывающееся) в вас, незаметнее ползущего муравья, но я укажу тебе на то, благодаря чему ты сможешь избавиться как от малых, так и от больших (проявлений) многобожия. Говори: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы поклоняться кому-нибудь еще, кроме Тебя, сознательно, и прошу у Тебя прощения за то, о чем я и сам не знаю…» /Аллахумма, инни а‘узу би-кя ан ушрикя би-кя уа ана а‘ляму ва астагфиру-кя ли-ма ля а’ляму/» «Сахих аль-джами’ ас-сагир», 3/233. Таким образом, способов лечения стремления к показному существует множество, и мы просим Аллаха помочь нам воспользоваться ими и применить их!
О СМЫСЛЕ ПОНЯТИЙ «СИДКЪ»[11] И «АМАНА»[12] В ИСЛАМЕ
Правдивость («сидкъ») 1 — Правдивость есть соответствие сказанного тайным помыслам человека и тому, о чем это было сказано им. Аллах Всевышний сказал: [О те, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми!] «Покаяние», 119. Что же касается эпитета «сиддикъ» (правдивейший), то под этим подразумевается тот, кто всегда говорит одну только правду. Аллах Всевышний сказал: [(Он[13] сказал): «Йусуф, о правдивейший, растолкуй нам (сон) о семи тучных коровах…»] «Йусуф», 46. Качеством, противоположным правдивости, является лживость, а Аллах Всевышний сказал:
[Поистине, измышляют ложь те, кто не верует в знамения Аллаха, - они-то и есть лжецы] «Пчелы», 105. Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: «Поистине, правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит к раю, и (если) человек (всегда) остается правдивым, то записывается он пред Аллахом как правдивейший. И, поистине, ложь приводит к нечестию, а нечестие приводит к аду, и (если) человек (всегда) лжет, то записывается он пред Аллахом как отъявленный лжец» Аль-Бухари и Муслим. Правдивость является таким качеством, которое может проявляться в убеждениях, словах, делах и всех взаимоотношениях человека с другими людьми. О проявлении правдивости в убеждениях свидетельствует их соответствие истине, что находит свое выражение в вере в существование Единого Бога, делающего то, что Он пожелает, и не имеющего ни равного Себе, ни сотоварища, равно как и в вере в Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и в то руководство, которое он принес с собой. Для этого необходимо, чтобы убеждения основывались на изучении и рассмотрении, что позволит обрести уверенность и в результате чего убежденность станет искренней. Аллах Всевышний сказал: [И поклоняйся Аллаху, будучи искренним в религии…]ü«Толпы», 2. Правдивость в словах проявляется в их соответствии тайным помыслам и истине. Так, например, верующий может сказать: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха», - однако если то же самое скажет лицемер, то он не будет правдивым в своих словах, поскольку, несмотря на то, что слова его соответствуют истине, они расходятся с его тайными помыслами, а, значит, являются лживыми. Аллах Всевышний сказал: [О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха и говорите слова правильные] «Сонмы», 70. Правдивость в делах проявляется в соответствии действий человека его убеждениям и реальному положению вещей, если внутренне он проявляет искренность по отношению к Аллаху, хочет снискать Его благоволение и остается свободным от примесей лицемерия и стремления к показному. В одном из хадисов сообщается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Больше всего я боюсь, что впадете вы в малое многобожие!» Люди спросили: «А что такое малое многобожие, о посланник Аллаха?», — и он сказал: «Совершение (благих) дел напоказ (людям)» Ахмад. Правдивость во взаимоотношениях с людьми проявляется в свободе этих взаимоотношений от обмана, козней, плутовства и лжи. Правдивость такого рода способствует увеличению благодати (барака) имущества человека. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покупатель и продавец свободны в своем выборе до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли[14], то сделка их будет благословенной, если же они обманывали друг друга и скрывали, то благо их сделки будет уничтожено» Аль-Бухари и Муслим.
2 – У правдивости имеются определенные внутренние основания, которые и побуждают человека проявлять ее. К числу подобных оснований относится нижеследующее: Любовь к истине, когда возникает внутреннее ощущение того, что именно истина является той высшей целью, к достижению которой человек должен стремиться, не жалея ради этого сил, поскольку истина есть не что иное как опора всей жизни. В результате человек начинает любить истину, и эта любовь охватывает собой его душу. К числу этих качеств относятся также смелость и откровенность, поскольку смелого человека отличают собой правдивость и искренность, и он не знает, что такое угодничество и заискивание, не обманывает и не лжет.[15] К числу этих внутренних оснований относятся также чувство собственного достоинства и внутреннее благородство. Гордость побуждает человека хранить свою честь от всего низкого и очищаться от всего того, что несовместимо с понятием чести и достоинства, чтобы душа его устремлялась к высокому и не утрачивала своих благородных качеств. Истоком такого достоинства как правдивость является вера в Аллаха, который знает о том, что скрыто в сердцах, и ничто не остается скрытым от Него. Если раб Аллаха боится своего Господа и не утрачивает уверенности в том, что Он наблюдает за ним, жизнь его становится правильной во всех отношениях. Это значит, что он достиг ступени искренности[16], а Аллах Всевышний сказал: [Поистине, Аллах с богобоязненными и с теми, кто придерживается искренности] «Пчелы», 128. Правдивость укореняется в душе, когда человек помнит о мире вечном и о том воздаянии, которое его там ожидает, стремясь к награде Аллаха и не забывая, что правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит к раю. Благодаря правдивости поведение человека становится правильным, он не отступает от искренности ни внутренне, ни внешне и возвращает доверенное ему, поскольку привычка исполнять обещания относится к проявлениям правдивости в делах и словах. Если люди отличаются правдивостью, они открыто произносят слово истины, искренне исполняют свои обязанности, не боятся порицаний порицающего и не страшатся притеснений несправедливого.
3 – Правдивость оказывает благотворное влияние на личную и общественную жизнь, а также на жизнь человека в мире вечном. Правдивость оказывает свое влияние на личную жизнь мусульманина в том отношении, что помогает развитию его личности, поскольку он начинает дорожить собой, чувствовать свою ответственность и побуждать себя к обретению достойных человеческих качеств, способствующих обретению им стойкости в истине и уверенности в своих силах, удерживающих его от всего пустого, удаляющих его от всего дурного и защищающих его от промахов, к которым приводит людей ложь, отклонений, вызываемых ею, и тех бедствий, что она навлекает на них. Влияние правдивости в сфере общественной жизни проявляется в том, что это качество способствует распространению любви между людьми. В результате этого члены общества продолжают доверять друг другу, укрепляется желанное взаимодействие между людьми, создаются необходимые условия для распространения и развития достойных качеств, а тем, кто ими обладает, другие отдают должное. Кроме того, в результате этого члены общества начинают испытывать почтение и уважение к истине, что ограничивает возможности подражания отклоняющимся и потворствования лицемерам. Всем своим поведением правдивые дают другим наглядный пример, что способствует распространению истины и показывает, как следует ее держаться, и этот хороший образец в наибольшей мере способствует улучшению общества и исправлению поведения всех его членов. Что же касается лживости во всех ее проявлениях, имеющих отношение к вере, словам и делам, то она является губительной болезнью, которая ведет к распаду общества, нарушению его внутренних связей и забвению его ценностей, в результате чего утрачивается доверие людей друг к другу, права их не соблюдаются, а среди членов общества получает распространение враждебность и взаимная ненависть. И, наконец, правдивость оказывает свое влияние и на то, что ожидает человека в мире ином, в том смысле, что она вырабатывает в душе мусульманина чувство ответственности и побуждает его неуклонно следовать истине, проявляя покорность Аллаху и стремясь приблизиться к Нему. В результате правдивый становится достойным внимания и поддержки Аллаха и оказывается заслуживающим того, чтобы Он привел его к успеху и блаженству в мире вечном. Аллах Всевышний повелел верующим быть вместе с правдивыми, указав, что Он облагодетельствовал пророков, правдивейших, павших за веру и праведников. Аллах Всевышний сказал: [А повинующиеся Аллаху и посланнику окажутся (в раю) с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за веру и праведников – прекрасные это товарищи!] «Женщины», 69.
4 – Человек может стать правдивым с помощью восприятия свойств и отличительных качеств правдивости, укрепления основ веры в своей душе и полного отказа от лицемерия, так как лживость и вера несовместимы. Аллах Всевышний сказал: […но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков, кто, несмотря на свою любовь к имуществу, раздавал его родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим и тратил его на рабов[17], совершал молитвы и давал закят; (благочестивы) верные данному обещанию и проявляющие терпение в беде, в нужде и в опасности. Это – те, которые правдивы, те, которые богобоязненны] «Корова», 177. Человек, стремящийся придерживаться правдивости в различных жизненных обстоятельствах, справляется с возникающими перед ним трудностями, а душа его привыкает быть правдивой и это становится ее обычаем. Обычай выбирать себе друзей из числа отличающихся надежностью правдивых защищает человека от столь пагубного качества как лживость, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его друг, так пусть же каждый из вас посмотрит, с кем он водит дружбу» Абу Дауд и ат-Тирмизи. Абу Бакр ас-Сиддикъ, да будет доволен им Аллах, дружил с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, еще до начала исполнения им его пророческой миссии, одним из первых уверовал в него, не разлучался с ним во время его пребывания в Мекке[18], поверил его сообщению о ночном путешествии и вознесении, тогда как другие посчитали рассказ об этом ложью, сопровождал его во время переселения, находился с ним в пещере[19] и вместе с ним принимал участие во всех походах и сражениях, что продолжалось до самой смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а самой большой наградой для Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, стало то, что пророк назвал его «правдивейшим» (сиддикъ).
ДОВЕРИЕ (АМАНА).[20] Слово «амана»[21] как и слово «аман»[22] происходят от слова «амн», что означает «безопасность; спокойствие». Здесь имеется в виду спокойствие души и отсутствие страха, ведь сколь бы обеспеченной и комфортной в других отношениях ни была жизнь, она лишится для человека всякой ценности, если он не будет ощущать покоя и наслаждения под его сенью, поскольку лишь это позволяет сердцам утверждаться в самих своих основах.
1 – Надежность (амана) близко связана с правдивостью, а в сочетании друг с другом эти два качества служат основой для всех прочих достойных нравственных качеств. Человек, лишенный правдивости, не будет чувствовать себя в безопасности, а ненадежный не станет правдивым. Кроме того, два этих качества относятся к числу наиболее явных признаков веры (иман). Вера как таковая представляет собой то, что отдано на хранение (амана) верующему, а поэтому человек, утративший такое качество как надежность, близок и к утрате веры, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не обладает верой тот, кто не отличается надежностью»Ахмад. Любое обязательство раба Аллаха перед его Господом, как и любые обязательства людей друг перед другом, являются тем, что отдано им на хранение (амана) и что следует вернуть, так как надежность есть не что иное как одно из ответвлений веры. Чем больше веры, тем большей надежностью отличается человек, а уменьшение веры приводит и к уменьшению степени его надежности, и это значит, что если человек не придает никакого значения грехам[23], то он пренебрегает и верой, и тем, что отдано ему на хранение, и договором, заключенным между ним и его Всемогущим и Великим Господом.[24] Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог (амана)[25] был ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали об этом из Корана и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет удален этот залог, сказав: «Заснет человек ненадолго, и будет взят этот залог из его сердца, после чего останется от него только легкий след. Потом снова заснет он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца (полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскаленный уголек и увидел, как то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет», - и говоря это, он взял камешек и уронил его себе на ногу, после чего сказал: «А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдет до того, что) будут даже говорить: «Есть среди людей такого-то племени надежный человек!»И о человеке будут говорить: «Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!», - несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!» И я дожил до такого времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем я стану вести торговые дела, ибо если человек был мусульманином, то (доверенное) обязательно возвращала мне его религия[26], а если он был христианином или иудеем, то обязательно возвращал мне это его правитель[27], а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то!» Аль-Бухари. Этот хадис относится к числу важнейших указаний пророчества, сообщая о том, что будет происходить с людьми с течением времени.
2 – В благородном Коране словом «амана» обозначаются также обязанности, возлагаемые шариатом на человека, а именно – обязанность исповедания единобожия и выполнения всех велений и запретов религии Аллаха. Это является величайшим залогом (аль-аманату-ль-кубра), с чем связаны ответственность и воздаяние в жизни человека, которого Аллах выделил среди прочих Своих созданий, наделив его разумом и свободой воли и вместе с тем сделав его слабым и малым по сравнению с размерами иных Своих творений. Аллах Всевышний сказал: [Поистине, предложили Мы это залог небесам, земле и горам, но отказались они понести его, устрашившись, и понес его человек, будучи несправедливым (по отношению к самому себе) и невежественным] «Сонмы», 72. Ислам узаконил необходимость заверения договоров и ссуд, которые следует оформлять письменно в присутствии свидетелей, чтобы полностью исключить возможность возникновения вражды, взаимной ненависти и всевозможных распрей. Если же это в силу каких-нибудь причин оказывается невозможным, то для заимодавцев достаточной гарантией должен послужить залог[28]. И ислам достигает вершины в этом отношении, объявляя, что для уверенности достаточно только залога, и побуждая должника к выполнению того, что он обязан сделать, с помощью напоминания о необходимости бояться Аллаха. Аллах Всевышний сказал: [А если вы доверяете (что-то) друг другу, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и пусть боится он Аллаха, Господа своего!] «Корова», 283. А после этого следует веление возвращать все доверенное вообще независимо от того, идет ли речь о договоре с Аллахом относительно выполнения обязанностей, возлагаемых на человека шариатом, или же о договорах с людьми. Аллах Всевышний сказал: [Поистине, Аллах велит вам возвращать доверенное владельцам его…] «Женщины», 58.
3 – Различные сферы применения понятия «амана». Это понятие используется во всем том, что связано с обязанностями людей. Любая обязанность, возлагаемая исламом на человека, есть нечто доверенное ему, и мусульманин не сможет вернуть этого до тех пор, пока не выполнит ту или иную обязанность, начиная с обязанностей по отношению к своей семье, родным и друзьям и кончая своими обязанностями по отношению к государству и представителям власти. И это понятие используется в сфере имущественных взаимоотношений. Так, частная собственность, которую ты приобретаешь, является доверенным тебе, и с тебя спросится о том, как ты приобрел это и как использовал. То же самое относится и к общественной собственности, которая принадлежит государству, и тебе придется давать отчет в том случае, если ты будешь обращаться с ней небрежно или несправедливо, так как это имущество принадлежит всем мусульманам. И это применимо также и к личной жизни человека, поскольку и его жизнь доверена ему, и с него спросится, на что он потратил каждый день и каждый час своей жизни? Была ли эта жизнь серьезной и плодотворной или же пустой и тщетной? И его спросят, на что он потратил свое время: на то, что угодно Аллаху или же на то, что вызывает Его гнев? И доверены ему его здоровье и органы его тела, поскольку все это – дар Аллаха человеку и милость, оказанная ему, а это значит, что он должен использовать дар правильно, иными словами, так, чтобы это принесло ему пользу в мире этом и в мире ином и способствовало бы усилению и прославлению его общины. Знание человека также является доверенным ему имуществом, за которое он должен заплатить, прилагая усилия для его приобретения, проявляя осмотрительность при его передаче, стремясь к получению от него пользы и намереваясь распространять его. Сообщается, что Абу Барза аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Раб не сдвинется с места в День воскресения, пока не будет спрошен о жизни его: как он ее провел?, и о делах его: ради чего он совершал их?, и о деньгах его: как он приобрел их и на что потратил?, и о теле его: как он его использовал?»[29]» Ат-Тирмизи.
4 – Если каждый член мусульманской общины будет помнить о необходимости возвращения того, что дано ему на хранение Аллахом, жизнь вернется в правильное русло, поскольку функции общественной жизни и заключаются лишь в том, чтобы все члены общества должным образом заботились о выполнении возложенного на них. Так, чиновнику следует заниматься тем, что ему поручено. При этом для успешного осуществления своих функций он должен обладать двумя качествами: способностью выполнять свою работу и добросовестностью, ведь бывает так, что человек обладает большими способностями, но выполняет свои обязанности спустя рукава, а это значит, что он не обращается с тем, что ему доверено, должным образом. Аллах Всевышний сказал: [Одна из них сказала: «О отец мой! Найми его[30], поистине, он – лучший из всех, кого ты нанимал. Он силен и достоин доверия»] «Рассказ», 26. Функции и задачи государства многочисленны, а успешность осуществления каждой из них зависит от надежности того, кто конкретно будет их осуществлять. Достойный доверия чиновник выполняет возложенные на него обязанности, не отступая от правдивости и искренности, проявляя заботу о сохранении своей чести и достоинства и добросовестно исполняя свои обязанностии. Он не ведет торга относительно того, что может привести к ущемлению законного права любого человека, не опускается до того, чтобы превращать свою должность в источник получения взяток, не крадет время, которое принадлежит государству, попусту растрачивая его на своем рабочем месте, и не использует свою власть в ущерб делу, поскольку подобное поведение является проявлением вероломства по отношению к государству и причинением зла мусульманской общине в целом. Для того, чтобы зарекомендовать себя надежным человеком, чиновнику достаточно снискать уважение и доверие людей и быть способным к выполнению возложенных на него государством важных обязанностей, а помимо этого ему остается только стремиться к награде Аллаха Всевышнего в мире вечном. Для того же, чтобы зарекомендовать себя в качестве ненадежного человека, чиновнику достаточно всего лишь проявления презрения к людям, которые, в свою очередь, будут ни во что не ставить его, и тогда его постигнет заслуженное наказание в этом мире или же его сместят с должности, а в мире вечном его накажет Аллах, и мы уже разъяснили это раньше, приведя в пример хадис, в котором рассказывается об Ибн аль-Лютбийи.[31] Подумай! Если люди станут должным образом распоряжаться тем, что им доверено, в своей повседневной жизни, то мусульманская община придет к счастью, а вместе с ней станут счастливыми и все ее члены. И достижение этого не является столь уж трудным в исламской общине, членам которой их религия предписывает возвращать доверенное владельцу. Если же людей будут оценивать по их способностям и их надежности, это подтолкнет всех к неуклонному следованию прямому пути и добросовестному исполнению ими своих обязанностей. БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ (ТАКЪУА)
Быть богобоязненным значит обеспечить себе защиту от наказания своего Господа, о чем Аллах Великий и Высокий сказал так: [О те, которые уверовали! Защитите себя и свои семьи от огня…] «Запрещение», 6. Таким образом, богобоязненность является одной из важнейших обязанностей, к выполнению которых призвал людей ислам, и на это указывают благородный Коран и правдивая сунна. Аллах Всевышний сказал: [О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и не умирайте иначе как мусульманами!]«Семейство Имрана», 102. В этом аяте Аллах Всевышний побуждает Своих рабов быть богобоязненными и велит им бояться Его должным образом, повинуясь Ему, отказываясь от ослушания и придерживаясь в этом искренности по отношению к Нему. Давая толкование этого аята, Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Бояться должным образом), значит повиноваться Ему, а не восставать, помнить о Нем, а не забывать, быть благодарным Ему, а не проявлять неблагодарность» Аль-Хаким. Что же касается сунны, то своими благословенными словами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направляет нас к тому, чтобы мы явно и тайно страшились Аллаха Всевышнего, слава Ему, проявляя повиновение Ему и отказываясь от неповиновения. Сообщается, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Страшись Аллаха, где бы ты ни был, а совершив дурное, сделай вслед за этим и что-то хорошее, что сотрет собой дурное» Ат-Тирмизи. Аллах Всеблагой и Всевышний описал богобоязненных, сказав о них так: [Алиф, лям, мим. ~ Это Писание, в котором нет сомнения[32], - руководство для богобоязненных, ~ верующих в сокрытое[33], совершающих молитву и расходующих[34] из того, чем Мы наделили их, ~ тех, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя, убежденных в (существовании) мира вечного] «Корова», 1 – 4. Следовательно, стремящиеся к богобоязненности, повинуясь велению Аллаха остерегаться запретного, защищают этим себя от огня. Характерна для них вера в скрытое и вера в Последний день, и в посланников и в Писания. Еще характерно для них совершение намаза и раздача закята Для богобоязненных, которые защищались от гнева своего Господа и Его наказания повиновением, принимая Его веления и остерегаясь запрещенного Им, Аллах Всеблагой и Всевышний приготовил райские сады с плодородной землей, где растут раскидистые деревья, текут реки, стоят дворцы и разукрашенные дома. Этим людям уготовано блаженство, которое охватит собой их сердца, души и тела и поразит их. И они станут наслаждаться этим блаженством, радуясь тому, что дарует им Аллах и что не поддается описанию, ведь душа не предвидит, какие радости скрыты от них, чем порадуют их глаза. В мире вечном Аллах наделит их тем, что они любят, и спасет их от внушающего страх за то, что делали они то, что любит Аллах и отстранялись от того, что вызывает Его гнев, ведь Аллах Всевышний сказал: [Поистине, богобоязненные (окажутся) в райских садах и (будут испытывать) блаженство, ~ вкушая плоды, которые дарует им Господь их, и защитит их Господь их от мук ада] «Гора», 17 – 18. А в другом аяте Аллах Всевышний говорит: [Поистине, богобоязненные (окажутся) среди садов и источников…] «Рассеивающие», 15. Это значит, что те, для кого богобоязненность была девизом, а повиновение Аллаху – покровом, окажутся в райских садах, где будут собраны все виды деревьев и плодов, как имеющие, так и не имеющие подобий в этом мире, и ничего подобного не видели глаза человека и не представляло себе его сердце. В раю имеются бьющие ключом источники, которые орошают собой эти сады и из которых будут пить рабы Аллаха. Сообщается, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, богобоязненности, воздержанности и богатстве[35]!» Муслим. Мы видим, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просит своего Господа сделать его богобоязненным и наделить его благочестием. О Аллах, сделай же богобоязненными и нас, и спаси нас от мук ада и причисли нас к тем, кому в тот День, когда бесполезными окажутся богатства и сыновья, скажут: [Ешьте и пейте на здоровье…] «Гора», 19. —, в знак признания того, что они заслужили награду за свои дела в этом мире. И причисли нас к тем, кто в этот День будет возлежать лицом к лицу на стоящих рядом ложах! Аллах даст им в жены чернооких и большеглазых гурий, а прислуживать им и обходить их станут отроки, по красоте и сиянию своему подобные жемчугу, защищенному в раковине своей от любых повреждений. И тем самым им будет оказан почет, и это приведет их к блаженству в том месте, где Аллах, Великий Царь, будет доволен ими. Аллах Всевышний сказал: [Поистине, богобоязненные окажутся среди садов и рек (, находясь) на ложах правдивости[36] у Всемогущего Царя] «Луна», 54 – 55.
БЛАГОДАРНОСТЬ (ШУКР)
Если какой-нибудь человек сделает тебе добро и протянет руку помощи, не нанося при этом никакого вреда другим, ты почувствуешь себя обязанным ему, захочешь отплатить за это и выразить ему свою искреннюю благодарность. Что же касается Аллаха Всевышнего, слава Ему, то Он оказал тебе великое благодеяние, ведь Он придал тебе приятный и соразмерный облик, заботился о тебе на всех стадиях твоего развития, когда ты еще находился еще во чреве матери, и когда был маленьким ребенком, и когда стал подростком, и не оставлял тебя Своим вниманием ни в молодости, ни в старости, ни в горе, ни в радости. Он постоянно оказывает тебе милость одну за другой, из чего следует, что этот Благодетель, все время оказывающий тебе их, вправе ожидать, что ты будешь благодарить Его за все Его благодеяния, тем самым выполняя свой долг перед Ним. Выражением благодарности Аллаху за то, что Он даровал тебе здоровье и наделил тебя всеми чувствами, должно стать использование дарованного тебе для того, что было дозволено Им, и отказ от запрещенного Им, ведь Аллах Всевышний сказал: […поистине, слух, зрение и сердце – все они будут об этом спрошены!] «Ночное путешествие», 36. Выражением благодарности Аллаху за знания, которыми ты обладаешь, должно стать их применение на пользу другим, возвышение слова Аллаха и укрепление Его религии, и таким образом ты должен поступать в знак благодарности за каждую оказанную тебе милость. Если же дело будет обстоять иначе, это станет проявлением неблагодарности и непризнания, а Аллах Всевышний сказал: [Они знают о благодеянии Аллаха, а потом отрицают его, и большинство из них – неблагодарные] «Пчелы», 83. Это значит: им известно о благодеяниях и милостях Аллаха Всевышнего, оказываемых им, но тем не менее они отрицают их, не веруют в Него и приписывают другим ту помощь и средства к существованию, которые они получают от Него. Аллах Всевышний сказал: [Поистине, если вы будете благодарить, то Я обязательно умножу для вас, а если проявите неблагодарность, то, поистине, суровым будет Мое наказание!] «Ибрахим», 7. Это значит: поистине, Я обязательно умножу Свои милости, оказываемые вам, если вы будете благодарить Меня за них, а если проявите неблагодарность и станете замалчивать и отрицать Мои милости, то Аллах накажет вас, лишив вас этого и подвергнув вас суровому наказанию в мире вечном. В своем «Муснаде» имам Ахмад приводит хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, раб обязательно лишается своего удела за совершенный им грех». Нам не следует забывать как о том, что Аллах не нуждается в благодарности Своих рабов, ведь Он – Достойный похвал и Хвалимый, так и о том, что неблагодарность по отношению к Нему вызывается неверием в Него, а Всевышний сказал: [И сказал Муса: «Если проявите неблагодарность вы и все те, кто на земле, то (знайте, что), поистине, Аллах не нуждается в ваших похвалах. Ведь Он — Хвалимый!»] «Ибрахим», 8. Одно из проявлений милостей и благодеяний Аллаха Всеблагого и Всевышнего состоит в том, что Он прощает Своим рабам то, что они благодарят Его не за все Его милости. И если бы Он потребовал у них благодарности за все, то они, конечно же, не сумели бы выполнить это требование, а если бы приказал им, то они взялись бы за это неохотно и отказались бы от этого, даже в том случае, если бы Он подверг их наказанию за то, что они не выражают своей благодарности путем выполнения своих обязанностей и отказа от совершения запретного, ведь Аллах Всевышний далек от несправедливости по отношению к ним. Аллах – Прощающий, Милосердный, и Он прощает многое и вознаграждает за малое. Аллах Всевышний сказал: [А если станете вы считать милости Аллаха, то не сочтете их! Поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный!] «Пчелы», 18. В своем толковании этого аята Ибн Джарир, да помилует его Аллах, пишет: «Поистине, Аллах простит то, что вы забываете благодарить Его за некоторые из этих благодеяний, если вы придете с покорностью и стремлением повиноваться к Нему и станете следовать тому, что Ему угодно, ведь Он милосерден к вам и не станет карать вас после возвращения (инаба) и покаяния (тауба)». Так разве не должны мы приучать себя отдавать должное Аллаху Всеблагому и Всевышнему, который оказывает нам Свои благодеяния и милости, совершая земной поклон в знак благодарности Ему, когда Он оказывает нам какое-нибудь явное благодеяние или же когда нам удается избежать какого-нибудь явного бедствия, и поступая так по примеру избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «который всегда совершал земной поклон в знак благодарности Аллаху Всевышнему, когда случалось нечто такое, что доставляло ему радость»? Ат-Тирмизи. Что же касается сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то они следовали его примеру. Так, например, сообщается, что земной поклон в знак благодарности Аллаху Всевышнему при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершил Ка’б бин Малик, да будет доволен им Аллах, когда ему передали радостную весть о том, что Аллах принял его покаяние. Аль-Бухари и Муслим. ВОЗДЕЙСТВИЕ ОСЛУШАНИЯ. О ВРЕДЕ, КОТОРЫЙ НАНОСИТ ОСЛУШАНИЕ ЧЕЛОВЕКУ И ОБЩЕСТВУ
Почему Иблис был изгнан из Небесного царства, удален и проклят? Почему был он до неузнаваемости изменен, вследствие чего как внешнему, так и внутреннему его облику были приданы самые безобразные и отвратительные черты? Почему близость была заменена отдаленностью, милость – проклятием, красота - безобразием, рай – адом, вера – неверием, а поддержка близкого Покровителя – величайшей враждебностью и противодействием? Почему на смену словам прославления, почитания и подтверждения единобожия пришли слова неверия, многобожия, лжи, обмана и беспутства? Почему покров веры был заменен покровом неверия, нечестия и ослушания? Почему стал он в высшей степени презренным для Аллаха и упал в глазах Его до самого крайнего предела? Почему обрушился на него гнев Всевышнего Господа и Он низверг его? Почему ненависть Его по отношению к нему стала величайшей и наиболее губительной? И почему стал он предводителем для каждого беспутного и преступного, удовольствовавшись подобным руководством после этого поклонения и господства? Прибегаем к защите Твоей, о Аллах, от противодействия Твоим велениям и совершения того, что запрещено Тобой! Что привело к тому, что все обитатели земли погибли от потопа, а вода покрыла собой вершины гор? И в силу чего адиты были отданы во власть страшного ветра, который поверг их на землю бездыханными словно трухлявые пальмовые пни, разрушил их дома и уничтожил посевы и домашний скот, после чего остались они назиданием для всех народов до самого Дня воскресения?[37] И что привело к тому, что услышали самудяне[38] крик, от которого оборвались сердца их и все они до последнего упали замертво? И кто поднял селения соплеменников Лута так высоко, что лай их собак услыхали ангелы, и перевернул эти селения вместе с людьми так, что они упали вверх дном, погубив их всех до одного, после чего еще и ниспослал на них с небес камни, которые падали как дождь, тем самым подвергнув их такому наказанию, которому не подвергался ни один другой народ, которое уготовано и их собратьям, совершающим подобный грех, и которое недалеко и от других несправедливых? И что привело к тому, что к соплеменникам Шу’айба были посланы облака наказания, подобные тени, которые пролились огненным дождем, оказавшись у них над головами? И что утопило фараона и его народ в море, после чего перенесены были их души в ад? И что привело к тому, что Каруна вместе с его домом, богатством и семьей поглотила земля? И что погубило целые поколения людей, появившихся уже после Нуха и подвергшихся всевозможным наказаниям, и истребило их без остатка?? И что погубило криком соплеменников человека, о котором упоминается в суре «Йа син»[39], упавших замертво до единого? И почему к израильтянам были посланы люди, обладавшие большой силой, которые стали рыскать среди их жилищ, убивая мужчин и захватывая женщин и детей, а потом сожгли их дома и разграбили их имущество, после чего Он послал их во второй раз, и они уничтожили и разорили все, что могли? Почему подвергались они различным наказаниям – то истреблению, пленению и разорению их страны, то притеснениям царей, то превращению в обезьян и свиней? А завершением этого станет то, в чем поклялся Всеблагой и Всевышний Господь, который сказал: […до самого Дня воскресения будет Он направлять к ним тех, кто станет подвергать их суровому наказанию] «Преграды», 167. Имам Ахмад сказал: Передал нам аль-Валид бин Муслим: Передал нам Сафван бин Амр: Передал мне ‘Абд ар-Рахман бин Джубайр бин Нуфайр, что его отец сказал: «После завоевания Кипра, когда его население рассеялось и люди стали оплакивать друг перед другом свою участь, я увидел сидевшего в одиночестве и плакавшего Абу-д-Дарду и спросил его: «О Абу-д-Дарда, что заставляет тебя плакать в тот день, когда Аллах сделал могущественным ислам и тех, кто его исповедует?» Он сказал: «Горе тебе, о Джубайр, сколь мало значат для Аллаха Всемогущего и Великого те люди, которые пренебрегли Его велением! Были они сильными и одерживали победы, но не выполнили веления Аллаха, и ты видишь, до чего они дошли!»» Али бин аль-Джа’д сказал: Шу’ба передал нам, что Амр бин Мурра сказал: «Я слышал, как Абу-ль-Бухтури сказал: «Один из слышавших это своими ушами сообщил мне, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никогда не будут уничтожены люди, пока будут они заслуживать оправдания»»»[40]. В «Муснаде» имама Ахмада приводится хадис, в котором сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды), услышав, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если распространится ослушание в общине моей, Аллах подвергнет Своему наказанию всех членов ее!», - я спросила: «О посланник Аллаха, неужели в это время не будет среди них праведников?!» Он сказал: «Будут!» Я спросила: «И что же сделают с такими?» Он ответил: «Постигнет их то же самое, что и (всех остальных) людей, а потом придут они к прощению и благоволению Аллаха»». В «Марасиль» аль-Хасана приводится хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Этой общине будут оказываться благодеяния Аллаха и останется она под защитой Его до тех пор, пока чтецы ее[41] не встанут на сторону ее правителей[42], и пока праведники ее не станут оправдывать нечестивых и пока лучшие из этой общины не станут оказывать помощь порочным, а если они станут делать это, то Аллах (сначала) прекратит оказывать им Свои благодеяния, потом подчинит их власти тиранов из их же числа, которые подвергнут их худшим мучениям, а потом Аллах ввергнет их в нужду и бедность». В «Муснаде» приводится хадис, передаваемый со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, человек может лишиться своего удела из-за совершаемого им греха». Там же приводится и другой хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не замедлят наброситься на вас народы со всех сторон подобно тому, как набрасываются (люди) на (поданное) на блюде кушанье». Люди спросили: «О посланник Аллаха, (это случится) из-за того, что в тот день (нас будет) мало?» Он сказал: «В тот день вас будет много, но уподобитесь вы всему тому, что уносит с собой поток, и страх будет удален из сердец ваших врагов, а в сердца ваши будет помещена немощь». Люди спросили: «А что такое немощь?» Он сказал: «Любовь к жизни и отвращение к смерти». Там же приводится и передаваемый со слов Анаса хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вознесли меня (на небо), я прошел мимо людей с медными ногтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: «Кто эти (люди), о Джибриль?» Он сказал: «Это те, которые злословят о людях и бесчестят их.»» В «Джами’» ат-Тирмизи приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В конце времен появятся люди, которые будут выставлять напоказ свою религию, чтобы получить (блага) мира этого, и станут рядиться перед людьми в овечьи шкуры[43] (проявляя) мягкость, и речи их окажутся слаще сахара, но сердца их будут волчьими, и скажет (тогда) Аллах Всемогущий и Великий: «Неужели обманываются они относительно Меня?! Неужели осмеливаются (идти) против Меня?! Клянусь Самим Собой, нашлю Я на них такое бедствие из них же самих, которое и кроткого оставит в смятении!»» Ибн Абу-д-Дунйа передает, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Наступят для людей такие времена, когда не останется от ислама ничего, кроме названия, а от Корана – ничего, кроме формы[44]. В тот день мечети их будут полны, но не будет в них правильного руководства, а знающие среди них станут худшими из тех, кто (обитает) под этим небосводом: от них распространится искушение и к ним же вернется!» Сообщается, что ‘Абдаллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, что его отец сказал: «Если появятся в селении прелюбодеяния и ростовщичество, Аллах Всемогущий и Великий позволит уничтожить его». В «Марасиль» аль-Хасана сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если люди будут показывать знание, пренебрегая делами, и станут любить друг друга на словах, питая друг к другу ненависть в сердцах, и будут порывать родственные связи, Аллах Всемогущий и Великий проклянет их, и лишит их слуха и сделает незрячими их глаза!» В «Сунан» Ибн Маджи приводится хадис, в котором сообщается, что ‘Абдаллах бин ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) я оказался в числе десяти мухаджиров, собравшихся у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который повернулся к нам и сказал: «О мухаджиры, я молю Аллаха о том, чтобы не дожили вы до того времени, когда (получат распространение) пять вещей: (когда) о прелюбодеяниях среди людей станут объявлять во всеуслышание, за что они непременно будут поражены чумой и такими болезнями, которых не знали их ушедшие из жизни предшественники, и (когда) люди станут обмеривать и обвешивать, за что непременно постигнет их засуха, и сильный голод и притеснения правителей, и (когда) люди будут отказываться давать закят со своего имущества, за что непременно перестанет ниспосылаться с небес дождь, а если и будет он (ниспосылаться), то только ради животных, и (когда) люди будут нарушать договоры, за что Аллах непременно отдаст их во власть их врагов, которые заберут часть того, что будет им принадлежать, и (тогда) предводители не будут применять того, что Аллах Всемогущий и Великий ниспослал в своей Книге, и Аллах непременно распространит среди них зло их»». Таким образом, ослушание Аллаха наносит вред сердцу и телу, оказывает вредное воздействие на жизнь человека в мире этом и в мире ином и влечет за собой столь прискорбные последствия, что об истинных размерах этого известно только Всеблагому и Всевышнему Аллаху. Среди этих последствий можно выделить нижеследующее:
|