КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОСЛУШАНИЕ И ГРЕХИ ЛИШАЮТ ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВА СТЫДА. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Совершение грехов приводит к тому, что человек становится менее стыдливым, а иногда и вообще утрачивает это качество, в результате чего может получится так, что осведомленность людей о его дурных делах не будет оказывать на него никакого воздействия. Более того, многие из таких людей сами сообщают другим о своих дурных поступках, а причиной этого является отсутствие чувства стыда, и если раб Аллаха доходит до подобного состояния, то надежд на его возвращение к праведности уже почти не остается. Человек, лишенный стыда, умирает еще при жизни, а в мире вечном он окажется несчастным. Если человек стыдится Аллаха, прекращая грешить, то и Аллах постыдится подвергнуть его наказанию в День встречи с ним, если же он не устыдится, ослушавшись Аллаха, то и Аллах не постыдится наказать его. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если ты не стыдишься, то (можешь) делать, что хочешь» Этот хадис приводит в «Сахихе». Имам Ахмад сказал: «Это значит: если делая что-то, ты не чувствуешь перед Аллахом стыда за это, то можешь продолжать и дальше, ибо отказываться следует от того, за что тебе стыдно перед Аллахом». И я прошу Аллаха Всевышнего и Всемогущего удалить нас от ослушания и грехов, ибо Он может сделать все, что пожелает, и Он отвечает на мольбы! [1] С этими словами Аллах обратился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, велев ему передать людям то, что Он говорит им. [2] То есть: нарушившие закон, согрешившие. [3] То есть: совершил такой грех, который наносит ущерб ему самому. [4] – Аллах Всевышний сам возложил на Себя такую обязанность. [5] Это слово образовано от арабского глагола «ахляса» - проявлять искренность по отношению к кому-либо; быть преданным. Как шариатский термин «ихлас» (искренность; чистосердечие; преданность) означает исповедание единобожия в его чистом виде, что противопоставляется исполнению своих религиозных обязанностей напоказ («рийа») и лицемерию («нифакъ»). [6] Ханиф – человек, исповедующий религию единобожия и не отклоняющийся от нее ни в какую сторону. [7] –Существует множество других хадисов, заключающих в себе тот же смысл. [8] Один из авторитетных улемов. [9] Первые три пункта взяты нами из 1-й части «Мадаридж ас-саликин» Ибн аль-Кайима. [10] Имеются в виду сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует. [11] «Сидк» – правдивость, искренность. [12] «Амана» – надежность, верность, честность; вещь, отдаваемая на хранение; залог. [13] Имеется в виду один из тех, кто находился в темнице вместе с пророком Йусуфом. [14] То есть: если продавец не пытался утаить скрытые недостатки своего товара, а покупатель не прибегал к тем или иным уловкам при оплате и т.д. [15] Объясняется это знанием человека о том, что все это присуще только лицемерам. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Полным лицемером является тот, кому присущи четыре (качества), что же касается того, в ком есть хоть одно из них, то останется в нем одно из качеств лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. (Этими качествами отличается тот, кто) предает, когда ему доверяются, лжет, когда рассказывает о чем-либо, поступает вероломно, когда заключает договор, и преступает границы, когда враждует с кем-либо» Аль-Бухари и Муслим. [16] «Ихсан» – искренность, чистосердечие. Это слово переводится также как «совершение благого». В шариате под искренностью понимается прежде всего чистосердечие человека, противопоставляемое такому качеству как лицемерие. [17] То есть: на освобождение рабов. [18] Имеется в виду тринадцатилетний период жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он обращался с призывом к единобожию в Мекке, подвергаясь гонениям со стороны курайшитов. [19] Речь идет о пещере на горе Саур, где они прятались от преследовавших их курайшитов во время переселения из Мекки в Медину. [20] Поскольку слово «амана» является многозначным, оно переводится нами по-разному в зависимости от контекста. [21] Доверие. [22] Безопасность, спокойствие. [23] То есть: если он не видит ничего страшного в их совершении. [24] В Коране под словом «договор» (‘ахд) подразумевается завет Аллаха людям и обет, который люди дали перед Аллахом. [25] В данном случае под залогом Аллаха подразумевается свойственная человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия до тех пор, пока те или иные обстоятельства или наущения дьявола не свернут его с этого пути. [26] Имеется в виду, что человек вспоминал о сказанном в Коране относительно необходимости возвращать доверенное и не старался обмануть партнера. [27] Имеется в виду, что через наместника той или иной области всегда можно было взыскать причитающееся человеку в соответствии с установлениями шариата. [28] Здесь имеется в виду «аль-аманату-ль-кубра». [29] Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». [30] Имеется в виду пророк Муса, мир ему. [31] Ибн аль-Лютбийа – недобросовестный сборщик закята, заслуживший порицания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за присвоение собранного имущества. [32] То есть: нет сомнения в том, что это Писание – от Аллаха. [33] Имеется в виду все то, что недоступно разуму. [34] Здесь речь идет о выплате закята, а также о добровольных тратах средств на благие дела. [35] Здесь под богатством подразумевается отсутствие необходимости просить людей о чем бы то ни было. [36] Имееется в виду, что люди, оказавшиеся на этих ложах, не станут заниматься пустословием и не будут совершать ничего греховного. [37] О народе ‘ад, люди которого возгордились и были уничтожены Аллахом за свое неверие, сообщает целый ряд сур Корана. [38] О народе самуд также упоминается в нескольких сурах Корана. Они погибли, услышав звук, раздавшийся с небес. В соответствии с некоторыми комментариями, этим звуком был крик, который издал Джибриль. [39] В аятах 13 – 29 суры «Йа син» рассказывается о том, как Аллах направил к жителям некоего города двух Своих посланников для того, чтобы они призвали их к единобожию. Люди не прислушались к их словам, и тогда к ним с тем же призывом обратился один из жителей этого же города. Они не придали никакого значения и его словам, после чего были умерщвлены криком, раздавшимся с небес, а их соплеменник получил в награду за свои слова прощение и ему было сказано: «Войди в рай!»«Йа син», 26. [40] Имеется в виду, что не подвергнутся истреблению те, кто в качестве оправдания сможет сказать, что к ним не приходили посланники и увещатели от Аллаха Всевышнего. [41] Имеются в виду чтецы и знатоки Корана и ученые. [42] То есть не станут поддерживать и оправдывать действия притеснителей. [43] Т.е. они будут показывать свою невинность и чистоту, на самом деле являясь преступниками. [44] Это не значит, что Коран лишится своей ценности или утратит свое значение. Имеется в виду, что люди будут читать его, не вникая в суть его слов, не придавая ему должного значения и не следуя его установлениям на практике. [45] То есть: упаси их от наказания за то плохое, что они совершили. [46] Имеется в виду День воскресения. [47] Имеется в виду дар Аллаха, то, присутствие чего делает благословенным любую вещь или любое дело. [48] Это сообщение приводит имам Ахмад в книге «аз-Зухд» 69. Исследователь книги Ибн аль-Къайима «аль-Джауаб аль-кафи» — Амр Абдуль-Мун’им Салим говорит, что иснад этого асара достоверный. Однако шейх Махир аль-Къахтани говорит, что это сообщение из числа исраилият и что на него не опираются когда оно противоречит шариату Мухаммада. В некоторых версиях сказано этого асара передается, что Уахб говорит: «Всевышний Господь говорит в некоторых обращениях с сынам Исраиля...» Или говорит так: «В свитках, которые Аллах записал для пророка МУсы, сказано...» Как бы то ни было, это сообщение нельзя приводить в качестве довода, что грехи отца могут стать причиной проклятия или наказания Аллаха для сына или его внука, не говоря уже о седьмом поколении, и это противоречит нашему шариату, в котором Всевышний Аллах сказал: «Ни одна душа не понесет чужого бремени!» (аль-Ан’ам 6: 164, аль-Исра 17: 15, Фатыр 35: 18, аз-Зумар 39: 7). Более того, известно, что сын Абу Джахля — Икрима был из числа праведных сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха). А ведь его отец в свое время был главой неверных и наихудшим из врагов Ислама и мусульман, за что на него даже говорили, что он был как фараон. Аллаху а’лям. [49] То есть: вернутся от ослушания и совершения грехов к повиновению Аллаху.
|