КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этюдный методВ арсенале средств русского драматического театра есть метод действенного анализа. Суть этого метода в том, чтобы, анализируя текст пьесы – реплики персонажей, обстановку действия, предлагаемые обстоятельства – вскрывать поступки героев, их побудительные мотивы, истинные цели и способы достижения. Приступая к работе над пьесой, режиссер обязан, подобно маститому детективу, разгадать намерения персонажей, уловить все изменения, происходящие с героями и обнаружить ту единственную нить, на которую нанизаны все события пьесы. Эта нить будет воистину путеводной, она подскажет, что стало причиной конфликта и столкнуло героев в непримиримой борьбе, и захватило всех участников событий, и увлечет зрительское внимание, потому что тогда это будет сама жизнь. Да, да, ведь в жизни все взаимосвязано и мотивировано, и драматург (настоящий!) воспроизводит эту взаимосвязь! Но делает он это не в виде некоего приложения к тексту, не в виде формулы или схемы, а в виде художественных образов. Он сам, чего греха таить? – не в состоянии вычленить эту субстанцию из текста пьесы. Его ведет вдохновение, а не расчет, он кодирует действенную линию в словах, поступках, ремарках, его ведет чувство художественной правды, которую можно уловить тоже только чувством. А режиссер обязан еще и разумом. И тут ему на помощь приходит метод действенного анализа, ведущий свою родословную от метода физических действий, разработанного Станиславским и получивший свое продолжение в творчестве выдающихся отечественных режиссеров. Моим педагогом по курсу действенного анализа был Александр Михайлович Поламишев. [v][vi] Он утверждал, что метод настолько могуч, а правильно выполненный действенный анализ настолько плодотворен, что режиссеру уже не нужно даже выстраивать точные мизансцены, а актерам – учить текст, потому что все произойдет само собой, как в жизни. Преувеличение, наверное. Но вдохновляющее. Метод действенного анализа предполагает и особый способ репетирования, который называется этюдным методом. Суть его в том, что, проведя действенный анализ пьесы, актеры определяют события, из которых состоит эта самая путеводная нить. Определяют цепь взаимосвязанных событий пьесы, которые ведут от исходного события к главному. И начинается проверка правильности сделанного анализа. Актеру предлагается сразу же действовать в предлагаемых обстоятельствах и действовать от себя, постепенно уточняя и усложняя магические «если бы», превращая их из простейших в “многоэтажные”. Идя от себя, то есть представляя себя в предложенных автором обстоятельствах, артист постепенно вживается в образ и действует так, как если бы происходящее с ним совершалось впервые здесь, сегодня, сейчас. Так происходит перевоплощение артиста в сценический образ. Окружив себя предлагаемыми обстоятельствами роли и тесно с ними сжившись, исполнитель уже не знает, “где я, а где роль”. При подготовке театрализованных представлений студенческого волонтерского движения «Молодые – молодым» мы активно используем этюдный метод репетирования для того, чтобы приучить неопытных актеров в любом элементе представления (даже самом мелком) выявлять действенную задачу и искать пути её решения в зависимости от складывающихся обстоятельств. Непосредственное, живое, сосредоточенное внимание является основой для появления живых человеческих чувств в ходе выполнения действенной задачи. Но к этюдному методу репетирования мы обращаемся и с другими целями. Еще на стадии создания текста, когда составлена цепь событий, происходит проверка достоверности материала, этюды на тему «Я в предлагаемых обстоятельствах». Импровизированный текст актеров, рождающийся во время исполнения этюдов, записывается на электронный носитель и впоследствии сценарист опирается именно на него. Такой способ создания текста делает его, во-первых, естественным и достоверным, а во-вторых, облегчает процесс запоминания текста актером, потому что чаще всего это – его собственные речевые находки, близкие ему по духу и по лексике. Евгений Рожков, режиссёр
|