Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Военно-ленная Система




система феод. отношений и гос. строя, сложившаяся в Передней и Ср. Азии в период развитого феодализма (10-16 вв.). В раннефеод. период в странах Халифата преобладала гос. феод. собственность на землю и оросительные сооружения, причем рента-налог - поземельная подать (харадж), взималась с крестьян- держателей гос. земель. В 7-нач. 9 вв. войска Халифата состояли в основном из племенных ополчений арабов, получавших от халифа, помимо жалования (частью деньгами, частью натурой из сумм ренты-налога) и доли воен. добычи, также и землю (хима) на правах коллективного (общинного) владения. Воины, несшие службу в гарнизонах на периферии, получали там небольшие участки земли (катиа). При Аббасидах в 8-9 вв. вошел в практику феод. ин-т икта (широкое распространение получил лишь с 10 в.); первоначально это был своеобразный бенефиций - временное условное пожалование как воен., так и гражд. чинам ренты-налога с тех или иных гос. земель, таможен, рудников и т. д. В 9 в. гл. силой войска Халифата стали наемники и рабы-гвардейцы (гулямы). С развитием феод. отношений и ростом сепаратизма наместников областей и местных феод. властей вожди наемников и гулямов сыграли видную роль в создании новых гос-в, выделившихся в 9-10 вв. из Халифата. Из верхушки этих войск складывалась новая воен. знать, завладевшая прежними гос. землями на правах условного военно-ленного землевладения. В 10 в. в гос-вах Саманидов, Бундов и др. ин-т икта из пожалования ренты превратился в пожалование земли, формально временное (на время отправления должности) или пожизненное (за заслуги). Благодаря установившейся практике перехода должностей по наследству, икта нередко становился наследственным; иными словами, из бенефиция превращался в лен. С 11 в. воен. лены стали преобладающей категорией феод. землевладения и превратились в специфич. форму господства воен. знати тюркских и монг. завоевателей над местным оседлым земледельч. населением. Эти лены первоначально известны были под общим термином "икта", позднее появились и др. обозначения разных видов лена: удж (крупные пограничные лены в сельджукских султанатах), союргаль (в Ср. Азии, Иране, Ираке и Азербайджане с сер. 14 в.), зеамет и тимар (в Османской империи), джагир (в империи Великих Моголов), саранджам (в Махараштре) и т. д. К леннику-землевладельцу перешло от центр. власти право на все подати и повинности с населения своих ленов - право налогового иммунитета. В странах Бл. и Ср. Востока в 10-13 вв. наследственность ленов стала общей практикой, в 14-15 вв. она была закреплена и юридически. В 14-15 вв. в Иране и Ср. Азии ленники получили и право судебно-административного иммунитета. В интересах ленников установлено было прикрепление крестьян к земле (в Иране, Азербайджане и М. Азии - с 13 в., в Египте - еще раньше). На основе ленного землевладения строилась иерархическая структура земельной собственности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. 2 изд., т. 3, с. 23); в одних странах (напр., Османская империя) все ленники держали землю непосредственно от султана, в других - складывалась система вассалитета. Так, в Иране, Азербайджане и Ср. Азии с 13 в. тысяцкий эмир, получив в лен округ, от себя раздавал части его сотенным эмирам, те - десятским эмирам, последние - рядовым воинам-ленникам. В.-л. с. помогала классу феодалов сохранять власть над крестьянами, эксплуатировать крестьян, равно как и подавлять их восстания (особенно в 14-16 вв.). В.-л. с. сохранялась в странах Бл. и Ср. Востока до конца 18 - нач. 19 вв. (в Османской империи она была ликвидирована в 1834, в Индии и Иране - в конце 18 в.).

8.ФАТИМИДСКИЙ ЕГИПЕТ.

Фатимиды, считавшие, себя потомками дочери пророка Фатимы и ее мужа халифа `Али ибн Абу Талиба, возглавившие первоначально шиитское направление в исламе (ши`а `Али -- "партия `Али") захватили первоначально Северо-Западную - Африку в начале X в., а в 969 г.-- Египет, где рядом со старой арабской столицей Фустатом они построили новую столицу Каир (ал-Кахира -- "Победоносная"). Не подчиняясь багдадским халифам, Фатимиды объявили себя "истинными халифами". При дворе халифов ал-`Азиза (975--996) и ал-Хакима (996--1021) работал Абу-л-Хасан `Али ибн Йунис ас-Садафи (ок. 950--1009), организатор и руководитель Каирской -астрономической обсерватории и автор посвященного халифу ал-Хакиму "Большого ал-Хакимова зид-жа" (аз-Зидж ал-кабир ал-Хакимк). Введение и первые 6 глав этого зиджа были изданы с французским переводом Ж. Ж. Коссеном де Персевалем [19], остальные главы были изданы в переводе Ж. Ж. Седийо Ж. Б. Деламбром [20, с. 125--156]. Зидж Ибн Юниса состоит из 81 главы, он содержит обзор и критику "ал-Ма'мунова зиджа, подвергнутого проверке", "Сабейского зиджа" ал-Баттани и других зиджей его предшественников и результаты наблюдений Ибн Юниса в его обсерватории.

При халифе ал-Хакиме и его преемниках в Каире paботал знаменитый ученый-энциклопедист Абу `Али ал-Хасан ибн ал-Хайсам (965--1039). Уроженец Басры, он был вазиром в родном горо, е, но любовь к науке побудила его оставить эту должности. Его "Книга оптики" (Китаб ал-маназир) была известна в Западной Европе под названием "Сокровище оптики"; благодаря этому труду Ибн ал-Хайсам, известный в Европе под именем Алъхазен, получил прозвание "отец оптики". Его трактаты о зажигательных зеркалах известны читателям ИАИ [21]. Хорошо известны и его математические труды. Ибн ал-Хайсам составил проект регулирования вод Нила с помощью плотины южнее Асуана, в связи с чем был приглашен халифом ал-Хакимом в Каир, однако на месте Ибн ал-Хайсам убедился в невыполнимости этого проекта при технических средствах того времени (подобный проект был осуществлен только в XX в. при содействии СССР), после чего ал-Хаким разгневался на него и подверг домашнему аресту, и для спасения жизни Ибн ал-Хайсам симулировал сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. Ибн ал-Хайсам был автором "Книги о форме мира" (Китаб фи хай' а ал-`алам), изданной в немецком переводе К. Колем [22], где развивается излагавшаяся ал-Фаргани и ал-Хазином идея о массивных эфирных орбитах планет, "Книги о свете светил" (Китаб фи-д-дау' ал-кавакиб) [23, ч. 1], "Книги о свете Луны" (Макала фи-д-дау' ал-камар) [23, ч. 8], "Книги о форме затмений" (Китаб фи-с-сувар ал-кусуф) -- одного из первых исследований о камере-обскуре, "Речи о разрешении сомнений о сложном движении" (Каул фи халл шукук харака ал-илтифаф), в которой подвергается критике теория движения планет Птолемея, "Книга о сомнениях по поводу Птолемея" (Макала фи-ш-шукук `ала Битлимйус), "Книги о движении Луны" (Китаб фи харака ал-камар), "Книги о сущности следов, видимых на поверхности Луны" (Макала фи маиййа ал-асар аллази йузхиру фи ваджх ал-камар), изданной в немецком переводе К. Шоем [24], "Книги о форме движений каждой из семи планет" (Макала фи хай'а харакат кулл вахид мин ал-кавакиб саб`а), недавно обнаруженной в Куйбышеве [25] и др.

В X-XI вв. в состав государства Фатимидов входила Сицилия, отвоеванная у византийцев в IX в. Аглабидами, владевшими Тунисом и Алжиром. Уроженцами Сицилии были поэт, геометр и астроном Мухаммад ас-Сикилли и астроном 'Абдаллах ас-Сикилли, автор "Трактата о коническом-инструменте для познания времен крика [муэз-зина]" (Рисала фи-л-мукхула ли ма`рифа авкат ас-сай-ха) -- об инструменте для определения времени и, в частности, времени мусульманских молитв. Оба ученых жили в XII в., когда Сицилия была уже во власти норманнов. Следует отметить, что при дворе норманнского короля Сицилии Рожера II (1112--1154), воспитывавшегося арабскими учителями и с детства знавшего арабский язык, работали знаменитый арабский географ Мухаммад ал-Идриси (1100--1165), посвятивший ему свой географический трактат "Отрада истомленного в странствии по горизонтам" (Нузха ал-муштак фи ихтирак ал-афак), известный также под названием "Книга Рожера" (ал-Китаб ал-Руджжари), и другие арабские ученые, поэтому Мухаммад и `Абдаллах ас-Сикилли, места работы которых источники не указывают, могли работать и в Сицилии.

Крестьянская война 1628—1647 годов — гражданская война в Китае, ставшая одной из основных причин падения династии Мин.

Население империи Мин к началу XVII века увеличилось в 3-4 раза по сравнению с концом XVI века. Рост населения, массовое разорение крестьянства и стихийные бедствия резко обострили продовольственную проблему. Массовый голод вёл к людоедству, грабежам и разбоям. Мелкие спорадические волнения перерастали в локальные бунты, а те — в серьёзные массовые восстания.

В 1628 году в провинции Шэньси разрозненные полуразбойные ватаги стали создавать повстанческие отряды и избирать вождей. В следующем году правительство ликвидировало казённые почтовые станции, и оставшиеся без средств уволенные конные курьеры, являвшиеся прекрасными наездниками и отчаянными удальцами, пополнили лагерь повстанцев.

Поначалу властям удалось разгромить ряд повстанческих отрядов в долине реки Хань, но ответом на это стал новый подъём вооружённой борьбы. В 1631 году в Шэньси 36 повстанческих вождей договорились о координации действий. Один из них — Ван Цзыюн — был признан верховным лидером. Повстанцы выработали план похода на Пекин.

В 1632 году повстанцы переправились через Хуанхэ и начали яростное наступление на юге провинции Шаньси. В 1633 году развернулись ожесточённые бои на подступах к столичной провинции, в одном из которых погиб Ван Цзыюн. Видя, что к Пекину пробиться не удаётся, повстанцы отступили и были прижаты к Хуанхэ. На их счастье мороз сковал реку, и они смогли по тонкому льду перейти в провинциюХэнань. В качестве ведущего лидера повстанцев тогда выдвинулся Гао Инсян, принявший титул «Чуанский князь».

В 1634 году Гао Инсян повёл крестьянские войска в долину реки Хань и провинцию Сычуань. На юге провинции Шэньси колонна Гао Инсяна попала в ловушку в Чэсянском ущелье. Оправившись от поражения, «чуанские войска» возобновили борьбу и одержали победы в сражениях под Лунчжоу и Ханьчжуном.

В 1635 году 13 ведущих командиров повстанцев собрались на совещание в Инъяне. На совещании был выработан общий план действий, в соответствии с которым был осуществлён поход в долину реки Хуайхэ, во время которого был взят Фэнъян — третья столица Китая. Здесь произошёл разрыв между Гао Инсяном и Чжан Сяньчжуном, после чего последний повёл своё войско в долину реки Янцзы. Гао Инсян и другие вожди двинули свои колонны на запад, в провинцию Шэньси, где провели несколько победных сражений.

В 1636 году произошёл окончательный разрыв между Гао Инсяном и Чжан Сяньчжуном, после чего наступило полное разобщение повстанческих сил. В результате «чуанские войска» потерпели ряд поражений, а затем были полностью разгромлены у Чжоучжи; Гао Инсян попал в плен и был казнён в Пекине. После этого новым «чуанским князем» и главой «чуанских войск» повстанцы провозгласили Ли Цзычэна, который со своей колонной одержал ряд побед в Шэньси. В 1637 году он совершил рейд в провинцию Сычуань, где безуспешно осаждал Чэнду. Чжан Сяньчжун после взятия Сянъяна в провинции Хубэй повёл своё войско в долину Янцзы, неудачно осаждал Аньцин и потерпел тяжёлое поражение в одном из сражений.

В 1638 году наступил спад повстанческого движения. Войска Чжан Сяньчжуна и ещё трёх вождей согласились на почётную капитуляцию и перешли в лагерь правительственных сил. «Чуанские войска» были разгромлены в битве у крепости Тунгуань на границе провинций Шэньси и Шаньси; сам Ли Цзычэн с горсткой всадников укрылся в горах. В начале 1639 года на почётную капитуляцию пошли ещё 18 повстанческих вождей со своими отрядами.

Летом 1639 года Чжан Сяньчжун возобновил военные действия; его примеру последовали 15 ранее капитулировавших вождей. В одном из сражений 1640 года Чжан Сяньчжун потерял всё войско.

Тем временем Ли Цзычэн возродил своё войско и совершил поход в провинцию Хэнань, где в 1641 году овладел Лояном. Потом он безуспешно осаждал Кайфэн, а затем одержал верх в бою у Сяньчэна. Чжан Сяньчжун собрал новое войско, но после победы под Хуанлином в провинции Хубэй был разгромлен у Синьяна в провинции Хэнань. В 1642 году Ли Цзычэн во второй и третий раз осаждал Кайфэн, однако накануне своего неизбежного падения город был затоплен. Тем временем вокруг «чуанских войск» объединились главные повстанческие вожди.

В 1643 году Ли Цзычэн совершил успешный поход в долину реки Хань, и здесь предпринял первую попытку организации постоянной власти с центром в Сянъяне; при этом он пошёл на убийство непокорных вождей разбойной вольницы. После победы под Жучжоу в провинции Хэнань он овладел крепостью Тунгуань и городом Сиань, который сделал столицей созданного здесь повстанческого государства. В начале 1644 года Ли Цзычэна провозгласили императором новой династии Шунь. После этого началось победное шествие на Пекин, города крепости и правительственные войска сдавались новому государю без боя.

После двухдневной осады 24-25 апреля крестьянская армия 26 апреля 1644 года вступила в Пекин. Минский императорЧжу Юцзянь повесился; на юге Китая лоялисты продолжили сопротивления под флагом династии, вошедшей в историю как «Династия Южная Мин». После взятия Пекина в крестьянской армии произошло массовое падение дисциплины, и город стал ареной грабежа и насилия.

16 мая Ли Цзычэн с войском выступил из Пекина против минской армии полководца У Саньгуя. Последний вступил в союз с маньчжурским князем-регентом Доргонем. 26-27 мая в битве под Шаньхайгуанем крестьянское войско было разгромлено; У Саньгуй и Доргонь двинулись на Пекин, из которого Ли Цзычэн отступил на запад.

Тем временем Чжан Сяньчжун совершил победоносный поход в провинцию Сычуань, где создал Великое Западное Государство со столицей в Чэнду.

Весной 1645 года войска Ли Цзычэна были разгромлены цинской армией в битве у Тунгуаня. Повстанцы продолжили отступление на юг в долину реки Хань, в их руководстве начался разброд, а в октябре погиб Ли Цзычэн. Его войско во главе с Ли Го было вынуждено перейти под начало властей Южной Мин.

В 1646 году Чжан Сяньчжун был вынужден оставить столицу Великого Западного Государства и выступить с войском на север против наступающей цинской армии. 2 января 1647 года его войско было разгромлено в решающей битве у Сичуна на холмах Фэнхуан, а сам он пал в бою. Разбитое войско отступило на юг через реку Янцзы и провинцию Гуйчжоув провинцию Юньнань, где в середине 1647 года преемники Чжан Сяньчжуна нашли компромисс с властями Южной Мин.

10. ЕГИПЕТ ПРИ АЙЮБИДАХ. Египет средние века, Айюбиды


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты