Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ СЕФЕВИДОВ В ИРАНЕ.




20. СЕГУНАТ АСВо второй половине XV столетия в Иране и Закавказье неоднократно проявлялось открытое недовольство народных масс, переходившее иногда в вооружённые выступления против феодалов. Вместе с крестьянами и ремесленниками в этих выступлениях принимала участие и обедневшая масса скотоводов-кочевников. Для борьбы с народными движениями господствующий класс нуждался в сильной власти. Правители мелких владений были неспособны отстоятъ привилегии феодалов от народного возмущения. Угроза Закавказью и Ирану со стороны могущественной Османской империи также требовала организации сильной государственной власти.

Ардебильские шейхи Сефевиды оказались теми правителями, которые сумели осуществить чаяния класса феодалов и создать более или менее могущественную державу. Основателем этого государства стал Исмаил Сефевид. Исмаил выступил на историческую арену в начале XVI в. совсем ещё молодым человеком. Смелый воин и тонкий политик, Исмаил сумел привлечь на свою сторону землевладельческую знать азербайджанских племён — зулькадар, афшар, каджар, шамлу, румлу и т. д. Эти племена стали затем главной опорой в его завоеваниях. Один из европейских путешественников рассказывает, что воины Исмаила сами себя содержали, снаряжались за собственный счёт и шли в поход вместе со всем своим скарбом и семьями.

Желая привлечь на свою сторону народные массы, Исмаил объявил себя шиитом; сектантская шиитская религиозная доктрина со своим догматом об имаме-мессии, воплощавшем несбыточную мечту народа о справедливом правителе, была широко распространена среди оседлого и кочевого населения Азербайджана, жестоко страдавшего от гнёта и эксплуатации со стороны ханов и феодальных землевладельцев. Все приверженцы Исмаила в знак своей принадлежности к шиизму носили головные уборы, отличительной особенностью которых были двенадцать красных складок, по числу почитаемых шиитами имамов-мессий. Благодаря этому головному убору племена, поддерживавшие Исмаила, получили название «кызыл-баши», т. е. «красноголовые». Прозвище «кызыл-баши» скоро стало синонимом Сефевидов. В русских документах XVI — XVII вв. династия и государство Сефевидов преимущественно именуются кызыл-башами.

Исмаил Сефевид получил поддержку и среди армянского и персидского торгово-ремесленного населения, страдавшего из-за захвата Османской империей старинных торговых путей, ведших из Ирана и Закавказья на Запад, и из-за феодальных усобиц.

Первым из княжеств, подвергшихся нападению «кызыл-башей», был Ширван, правитель которого считался исконным врагом ардебильских шейхов. Захватив Шемаху, Баку и другие города на севере Азербайджана, Исмаил двинулся на юг, где разгромил главные силы султана Ак-Коюнлу и занял в 1502 г. Тебриз. Здесь Исмаил (1502—1524) провозгласил себя шахом, а шиизм — государственной религией. Так сложилось сефевидское феодальное государство.

Провозглашение шиизма государственной религией имело важные последствия. Сектантская шиитская доктрина была популярна в широких массах, видевших в шиизме противопоставление господствующей в исламе идеологии — суннизму. В начале XVI столетия такое противопоставление носило антитурецкий характер, поскольку в османской Турции государственной религией был признан суннизм. Наконец, провозглашение шиизма государственной религией позволяло Сефевидам секуляризовать огромные земельные фонды и богатства, находившиеся до этого времени в руках суннитского мусульманского духовенства. Борясь за торжество шиизма, Исмаил получал «законное» основание для захвата земель и у светских феодалов, не желавших переменить веру.

В руках первого шаха династии Сефевидов оказался огромный земельный фонд. Для управления им был создан особый вазират, глава которого именовался «вазир высокого Дивана» в отличие ог вазира, управлявшего остальной частью страны. Наряду с шахом крупнейшими землевладельцами стали ханы племён, принимавшие активное участие в образовании Сефевидского государства, и шиитское духовенство; такие шиитские святыни, как Мешхед, где находится могила одного из наиболее почитаемых имамов, как Кум, где, по легенде, похоронена сестра этого имама, и многие другие религиозные центры обросли огромным вакуфным землевладением.

Захват владений ширван-шахов и Ак-Коюнлу был только началом завоеваний Исмаила Сефевида. Скоро в состав Сефевидского государства вошла территория всего Ирана (кроме Хорасана), а также Ирак (Месопотамия) с Багдадом (1508 г.). Здесь скрещивались важнейшие торговые пути и находились священные шиитские города Неджеф и Кербела.

Образование сильного Сефевидского государства было встречено враждебно его соседями: узбекским государством Шейбани-хана, сложившимся в конце XV в. в Средней Азии, и Османской империей. В 1510 г. в сражении под Мервом (в Хорасане) армия Сефевидов нанесла поражение войскам Шейбани-хана. В результате этой войны Сефевиды овладели Хорасаном.

Особенно большое значение имели для Сефевидского государства XVI столетия военные столкновения с турками. В войне против султана Селима I в 1514 г. Исмаил похерпел поражение. Длительная и опустошительная война с Османской империей продолжалась и при ближайшем преемнике Исмаила — шахе Тахмаспе I (1524— 1576). В 1534 г. турецкие феодалы вновь вторглись в пределы Сефевидского государства. Как и прежде, основными местами сражений были Закавказье и Ирак. Турки захватили Тебриз, а некоторое время спустя и Багдад (1534 г.). Тебриз, правда, был вскоре вновь занят «кызыл-башами», но Багдад и Ирак надолго остались в руках турок. Опасаясь неожиданного турецкого вторжения, Сефевиды перенесли столицу в город Казвин, подальше на восток от границы с Турцией.

В 1547 г. началась новая война, продолжавшаяся свыше восьми лет и закончившаяся в 1555 г. мирным договором, разделившим Закавказье между Ираном и Турцией. Следующая, наиболее продолжительная война Сефевидского государства с Османской империей началась в 1578 г. и длилась до 1590 г. Во время этой войны турки заняли все Закавказье Турецкие суда плавали но Каспийскому морю, прерывая сообщение между северными и южными его берегами.

В то же время в Сефевидском государстве не прекращались антифеодальные народные движения. Источники сообщают об открытых выступлениях крестьян и ремесленников (например, городское восстание в Тебризе 1571—1572 гг , восстание 1591—1592 гг. в Гиляне).

23. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В ДЕЛИЙСКОМ СУЛТАНАТЕ.

ИКАГАФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

Завоеватели, пришедшие из Газни, нашли в Северной Индии множество больших и малых феодальных княжеств, находившихся под властью князей из различных раджпут-ских кланов (родов). В этих княжествах существовали различные формы феодального землевладения. Большая часть земель принадлежала самому махарадже, князю, являвшемуся в то же самое время главой господствующего рад-жпутского клана. Махараджа выделял из домена членам своей семьи в наследственное владение села и деревни с предоставлением всей полноты сеньориальной власти над общинниками. Земли, не входившие в княжеский домен, находились в руках вассалов махараджи. Условия владения землей вассалами фиксировались в грамоте (патта), даруемой махараджей. Одни вассалы обладали наследственными правами в своих владениях до тех пор, пока выполняли свои основные обязанности: являться под знамя махараджи по его первому требованию с количеством воинов, соответствующим размерам владения, и уплачивать дань установленного размера.

Другие вассалы были лишены наследственных прав, и их могли переводить с одного места в другое по воле махараджи.

Часть земли была роздана чиновникам и являлась натуральной форме их оплаты. С прекращением службы эти земли снова возвращались в руки князя. Наконец, часть земель принадлежала храмам. Рядовая масса раджпутов получала от главы своего клана, во владениях которого она селилась, землю с сидевшими на ней крестьянам. Фактически эти раджпуты представляли собою слой мелких феодальных ленников, обязанных с оружием в руках являться на службу по зову главы своего клана, а также платить ему небольшую долю своего дохода в знак вассальной зависимости.

Каждый феодальный землевладелец (как и князь на землях своего дома) взимал со своих крестьян оброк по собственному произволу. В Делийском султанате были созданы иные земельные порядки. Завоеватели уничтожили существовавшую для них земельную собственность отдельных феодалов и передали ее государству. Феодальная рента взималась государством в форме налога со всех обрабатываемых земель, в чьем владении они не находились. Земельные владения были оставлены тем феодальным владельцам, которые признали власть делийских султанов и согласились платить им земельный налог.

Представителями военно-служилой знати получили от султанов земельные владения в форме икта. Условия владения иктадаров были иными, чем у индусских землевладельцев, именуемых заминдарами. В отличие от заминдаров иктадары были обязаны содержать наемное войско в количестве, соответствующим их военным рангам. Жалуя своим военачальникам икта, государство фактически давало им не земли, а налог с них с тем, чтобы эти военачальники могли содержать себя и свои наемные войска. Вначале султан мог в любое время отнять икта, не говоря уже о том, что иктадаров в отличие от заминдаров часто переводили с места на место. Во второй половине XIV в. икта стали наследственными владениями. Султаны жаловали и мусульманских духовных лиц наследственными владениями, именовавшимися инамами. Кроме того, султаны выделяли те или иные села в категорию так называемых вакфных земель и передавали причитавшийся с них земельный налог на содержание мусульманских мечетей, школ, караван-сараев или ирригационных сооружений. Земли, являвшиеся доменом султанов, называли хасс. Общинники, обрабатывающие их, платили государственный земельный оброк непосредственно в казну.

Индийские феодалы, за редкими исключениями, не вели собственного хозяйства. Производство сельскохозяйственных продуктов было сосредоточено в общинах. Завоеватели использовали сельские общины как орудие эксплуатации крестьян, связав общинников коллективной ответственностью за уплату налога. Индийские общины по-прежнему оставались экономическими самодовлеющими мирками, жизнь которых текла по установившимся издревле обычаям. Общинные ремесленники снабжали землевладельцев нехитрыми предметами домашнего обихода и необходимым сельскохозяйственным инвентарем из материала, который давали им заказчики. Общинные слуги помогали при уборке урожая, содержали в исправности оросительные сооружения и стерегли общинные поля. В то же время в некоторых районах (около больших городов и вдоль торговых путей) все шире развивались торгово-денежные отношения. Часть оброка была переведена в денежную форму. В деревнях выделилась зажиточная верхушка, в руках которой сосредотачивалось фактическое распоряжение общинными землями.

В Делийском султанате возник ряд крупных городов. Это были прежде всего города-ставки, служившие местопребыванием султана и областных наместников. Самым крупным городом была столица султаната — Дели. Появление в том или ином месте феодала со своим двором, челядью и наемным войском создавало там спрос на продукты ремесла и сельского хозяйства, привлекало сельских ремесленников, ие находивших себе применения в обширном производстве.

Однако ремесленники работали исключительно иа узкий круг заказчиков. Крестьяне приходили в город лишь как продавцы сельскохозяйственных продуктов, понуждаемые к этому необходимостью уплатить денежные налоги или желанием обратить небольшой избыток своих продуктов, который им иногда удавалось уберечь от феодала, в деньги и спрятать их на черный день. Удельный вес той небольшой деревенской верхушки и мелких феодалов, которые приноравливались к городскому спросу и выращивали продукты непосредственно на рынок, был так незначителен, и их покупки продуктов городского ремесла были так случайны, что это совершенно не влияло на рынок сбыта городских ремесленников. Зависимость ремесленников от спроса феодалов была столь велика, что его прекращение, например, с переездом феодала на новое место, нередко вело к полной гибели города.

Имелись города, существование которых было связано с внешней торговлей. Это били порты в Бенгальском заливе и Аральском море и ряд перевалочных пунктов вдоль больших торговых трактов. В них наряду с феодалами господствовали крупные купцы, которые скупали продукты ремесла, а еще чаще, превратив ремесло с помощью ростовщических ссуд в долговых рабов, заставляли работать па себя почти безвозмездно. В результате такого, часто подневольного труда создавались прекрасные ткани, вывозившееся далеко за пределы страны. В обмен на эти ткани, а также на другие предметы ремесла и пряности, в Индию привозились товары из дальних стран. Самым ценным товаром, ввозившимся из стран Передней и Средней Азии, были лошади, необходимые для конных отрядов. Из Китая ввозились фарфор, шелк, изделия из лака и некоторые металлы. Чужеземным купцам приходилось расплачиваться за индийские товары золотом и серебром, которое частично перечерки-

валось в индийские монеты. Но основная масса драгоценных металлов оседала в стране в виде сокровищ.

24. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ТУРОК-ОСМАНОВ.

22222Конце XIII в. в северо-западной части Малой Азии, на землях бывшего сельджукского султаната, возникла небольшая, но воинственная государство. Ее основатель-вождь Осман объединил под своей властью несколько племен, которые позже стали называть турками-османами, или просто османами. Эти завоеватели не просто совершали грабительские набеги, но и стремились установить на захваченных территориях собственное господство. Вместе они и сами части отказывались от кочевого образа жизни и переходили к оседлости.Сын Османа Орхан с 12 лет участвовал в военных походах отца, а став правителем, захватил обширные территории в Малой Азии - в Мраморного и Черного морей. Легкая конница турок была очень подвижной. Это позволяло османским полководцам легко и быстро перебрасывать в нужное место крупные военные силы и выигрывать битвы.Жестокий завоеватель Орхан повсюду оказывал насилия над христианским населением и заставлял его переходить в ислам. Османский правитель перенес военные действия на Балканы. Он уже имел титул султана и чеканил собственную монету. Для укрепления военной мощи османов Орхан провел ряд важных законодательных преобразований.XVII в. Летопись Хусейна «Странные события» о военно-законодательной деятельности Орхана

По Орхана слава османской династии поднялась. Однажды визирь (первый министр) Алаедцин сказал султану Орхане: «Хвала Всевышнему, знамя победы и султаната поднят. Теперь по правилам султанов предстоит сдать несколько законов. Прежде всего надо начать чеканить монету от Вашего имени ».Второе соображение Алаэддина. Во всех самостоятельных владениях Румы (византийские территории в Малой Азии) и в их войска являются особая одежда и знаки. Султан Орхан принял этот совет и издал приказ, чтобы его воины надевали белые колпаки.Третье соображение Алаэддина. В результате вражды между мусульманами и немусульманами необходимо обязательно увеличить войско для ведения многочисленных войн против неверных на большом пространстве. Султан Орхан принял этот совет и отдал приказ о создании нового войска. Алаедцин выбрал некоторое количество близких к возмужания мальчиков из славян, распределил их между турками, чтобы они учились турецкого языка и рабского служения. Через несколько лет этих мальчиков отобрали у турок и этом новом отряда дали название «новое войско» («иене черри», янычары). В походах и при султанах они стали надежными слугами династии Османов. К вооружение янычар входили копья, кривые сабли и кинжалы (ятаганы). Во главе янычар войска стоял избран командир - ага, который должен пройти все янычар должности, начиная с самой низкой. Ага был удостоен особой чести снимать обувь с султана, когда тот входил в мечеть. В одном из янычарских помещений стоял трон для султана.

С середины XV в. к янычарских правил вошел обычай при вступлении султана на трон требовать от него награду. Если плата казалась недостаточной, янычары бунтовали и ставили на престол угодного им султана.

Янычары - это постоянное пешее войско, содержалось за счет государства. С детства они досконально овладевали военным делом и воспитывались в слепой преданности ислама. Янычарам запрещалось жениться и иметь семью, все их жизни подчинялось строгой дисциплине. Отборочные фанатичные воины, янычары составляли личную гвардию турецких султанов.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты