КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АйюбидыПри последнем фатимидоком халифе Адиде (1160—1171), севшем на трон в девятилетнем возрасте, Египет ;был поставлен под контроль правителя Северного Ирака, потомка сельджукского наместника Hyp ад-Дина Махмуда ибн Зенги (1164—1174). Его полководец Асад ад-Дин Ширкух стал фактически наместником Египта. В 1171 г. этот пост перешел к его племяннику Салах ад-Дину ибн Айюбу (Саладину) — курду, основавшему династию Айюбидов. В 1174 г. Салах ад-Дин формально восстановил сюзеренитет Аббасидов в Египте. Армии Салах ад-Дина завоевали Йемен, Киренаику и Три-политанию, закрепили вассальное положение Нубии. Ему подчинились находившиеся под властью мусульманских правителей сирийские территории и Северный Ирак. Объединенные сирийско-египетские силы 3—4 июля 1187 г. наголову разбили крестоносцев при Хиттине (у Тивериадского оз. в Палестине). Иерусалимский король Гвидо де Лузиньян попал в плен. Через три месяца после этой битвы был взят Иерусалим. По заключенному в Рамле миру (1192 г.) к мусульманам вернулась большая часть территории Палестины и Сирии (кроме ряда прибрежных крепостей). После смерти Салах ад-Дина в 1193 г. борьба за его наследие окончилась восшествием на престол его брата Адиля (1200—1218). В 1219 г. крестоносцы захватили Дамиетту (Думьят), но вскоре их изгнали. В 1249 г. крестоносцы во главе с французским королем Людовиком IX вновь высадились в Дамиетте, но в битве при Эль-Мансуре были разбиты, а король попал в плен. Правление Айюбидов сопровождалось возрождением Египта, подъемом сельского хозяйства, снижением налогов. Поступления от джизии намного уменьшились, так как к концу XII в. большая часть населения уже была мусульманской. Большие доходы правителям Египта приносила транзитная торговля, в-частности пряностями, с Индией и Юго-Восточной Азией. При Айюбидах было восстановлено господствующее положение суннизма, построено много культовых зданий. К эпохе Салах ад-Дина и его последователей относится подъем арабской культуры. 11.СЕГУНАТ ТОКУГАВА. Сёгунат Токугава Сёгунат Токугава - феодальное военное правительство Японии, основанное в 1603 году Токугавой Иэясу и возглавляемое сёгунами из рода Токугава. Просуществовало более двух с половиной веков вплоть до 1868 года. Этот период в истории Японии известен под именем периода Эдо, по названию столицы Японии города Эдо (ныне Токио). Ставка сёгуната находилась в замке Эдо. После периода феодальной раздробленности и гражданских войн между различными княжествами, известного как Период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), Япония была вновь объединена в единое государство, благодаря усилиям Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси (Период Адзути-Момояма). После сражения в Сэкигахаре в 1600 г. верховная власть в Японии перешла к Токугаве Иэясу, завершившему процесс объединения Японии и получившему в 1603 году титул сёгуна. Он стал основателем династии сёгунов, продолжавшейся до середины XIX века. В сражениях со своими противниками Иэясу неизменно побеждал, а их земли присваивал себе, так что к моменту прихода к власти он уже был крупнейшим феодалом страны. Кроме того, у многих крупных землевладельцев он отбирал ещё и прииски по добыче драгоценных металлов, что обеспечило его монополию в этой отрасли. Ему подчинялись также провинции, официально сохранившие статус независимых: Осака, Сакаи и Нагасаки. В 1605 году он передал титул сёгуна своему сыну Хидэтаде, но сохранил в своих руках всю полноту власти вплоть до своей смерти. Несмотря на свое явное превосходство как в военном, так и в экономическом плане, Иэясу не расслаблялся. Его многочисленные противники объединились вокруг сына предыдущего правителя — Хидэёри, которые при поддержке христианских стран готовили переворот. Однако Иэясу опередил их намерения и в 1615 году разгромил ставку претендента на верховный пост в Осаке: почти все заговорщики были убиты, а сам Хидэёри покончил жизнь самоубийством. После этой расправы в стране воцарились долгожданный мир и стабильность. Первым делом Иэясу упорядочил систему управления страной. Император и его приближенные потеряли всякую возможность вернуться к власти. Теперь главным в стране был сёгун, у которого был первый министр, исполнявший роль главного советника, а также регента при несовершеннолетних наследниках Токугавы. Эта должность носила название тайро. Следующим звеном в осуществлении административных функций был городской совет старейшин — родзю, общавшихся с сёгуном только через посредство собаёри — своеобразных камергеров правителя. Кроме того, в крупных городах, таких как Киото и Осака, была учреждена должность самостоятельного правителя — гундай. Общество делилось на 4 сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Кроме того, существовали и свои маргиналы: эта (парии), хинин (нищие) и бродячие артисты. Был определён строгий кодекс поведения для каждого сословия, несоблюдение которого строго каралось. Главным сословием были воины-самураи, которые составляли десятую часть всего населения и обладавшие огромным количеством привилегий. Отличительным признаком, указывающим на статус самурая, было ношение двух мечей. Начало периода Токугава стало эпохой расцвета самурайства: за малейший неверный жест со стороны представителя низшего сословия они имели право казнить его на месте. В то же время самураи занимались только войной и ничего другого делать не умели, а содержать такую большую армию в условиях достигнутого мира было совершенно бессмысленно, поэтому очень скоро начинается упадок самурайства. Вынужденные зарабатывать себе на жизнь, они либо превращались в наёмных убийц — ронинов, либо становились разбойниками, либо преодолевали собственное презрение к мирским занятиям и становились чиновниками или торговцами. Небольшое число самураев нашли себя в преподавании основ воинского искусства: были открыты школы, где мальчиков из знатных семей обучали воинскому искусству, а также специфическому кодексу "Бусидо". Опустившиеся самураи не желали мириться с подобным положением дел, вследствие чего режиму Токугава неоднократно приходилось подавлять восстания ронинов, стремившихся вернуть себе былую славу и привилегии. В целом вплоть до конца правления Токугава в обществе царили относительная стабильность и покой. С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших старшим и прочие идеалы, импонировавшие власти сёгуната, оправдывавшие его действия. Благодаря поддержке правящего режима чжусианство вскоре заняло позиции официального религиозного учения страны. Еще одной тенденцией эпохи стало развитие идей националистического толка. Если первоначально изыскания в этой области носили мирный характер и были направлены лишь на поиски национальной самоидентификации, то позднее они переродились в агрессивно настроенные теории японского превосходства. Так, в трудах ярого националиста и синтоиста Ямага Соко открыто пропагандируется исключительность японской нации, ее самодостаточность и независимость от континентальных культур, в частности Китая. Его рассуждения задали тон последующим исследованиям японских националистов. С развитием городов и усилением влияния горожан на общественную жизнь страны возникла необходимость в формировании их собственной идеологии. Именно это определило возникновение учения сингаку, представляющего собой практическую этику. Согласно сингаку, достичь богатства и процветания можно было благодаря собственному интеллекту, бережливости и трудолюбию. Эти ценности сыграли немалую роль в формировании менталитета современных японцев. Еще одним течением общественной мысли того времени была школа коку-гаку, ратующая за поиски национальной японской идентичности. С этой целью была проделана работа по изучению памятников древней японской письменности, где планировалось выявить особенности самобытного японского пути развития страны. Одним из инициаторов этого движения был Хирата Ацутанэ, активно отстаивавший позиции синтоизма как исконно японской религии, наиболее соответствующей всем духовным потребностям японского народа. После восстания в Симабаре в 1637—1638 гг., поднятого угнетаемыми экономически и притесняемыми религиозно христианскими самураями и крестьянами, христианство в Японии было окончательно разгромлено. Выжили лишь незначительные, глубоко ушедшие в подполье группы верующих. Вскоре после этого были разорваны отношения с Португалией, а члены португальской дипломатической миссии были казнены. Всем подданным было приказано "зарегистрироваться" в буддистском либо в синтоистском храме. Голландцам и китайцам было разрешено пребывание, соответственно, на островке Дэдзима и в особом квартале Нагасаки. За исключением незначительной торговли некоторых внешних даймё с Кореей и островами Рюкю к юго-западу от японского архипелага, после 1641 г. все контакты с иностранцами были ограничены портом Нагасаки. Период после падения сёгуната Токугава стал периодом правления восстановленной власти императора. В исторической науке Японии он получил название "Мэйдзи". Политические изменения повлекли за собой перемены и в других сферах жизни общества. Реформы в Японии имели специфический характер: с одной стороны, все слои общества, в том числе и военное сословие, были заинтересованы в росте экономики страны, но с другой — самураи и крупные землевладельцы, восстановив власть императора и вернув себе часть исконных привилегий, не желали потерять их вновь. Новое правительство пыталось сохранить феодальные порядки, но нависшая угроза захвата Японии западными странами обусловила приход новых капиталистических порядков, гарантировавших рост влияния и независимости Японии. Для дальнейшего развития страны было необходимо проведение реформ, которые были осуществлены в 1868—1873 годах. 13. ЗАВОЕВАНИЕ КИТАЯ МОНГОЛАМИ. ИМПЕРИЯ ЮАНЬ. Монгольское завоевание территории современного Китая растянулось почти на 7 десятилетий. В ходе его было разгромлено и уничтожено несколько государств - тангутское Западное Ся, чжурчжэньское Цзинь и собственно китайское Южное Сун. Успехи монголов на первом этапе завоевания Китая, который можно датировать 1209-1220 гг. и в ходе которого в 1215 г. был взят Пекин, были связаны с тем, что чжурчжэньская держава была построена на национальном угнетении и внутренне непрочна. Правительство Южной Сун рассчитывало приобрести в лице монголов союзника для разгрома Цзинь. Это проявилось навтором этапе монгольского завоевания. Он начался разгромом Си Ся в 1227 г. В 1283 г. монгольские войска переправляются через Хуанхэ и осаждают Кайфэн. Правительство Цзинь успело переехать, но вскоре совместными усилиями монголов и южнокитайских войск все города Цзинь были заняты и государство Цзинь прекратило свое существование. Однако, когда Южная Сун попыталась присоединить к себе земли к югу от Хуанхэ, то монголы оказали сопротивление. На великом курултае монгольских ханов 1235 г. было принято решение о походах на Запад, в Центральную Азию, одобрен план покорения Южной Сун и государства Коре. И в к. 1235 г. начались регулярные военные действия между монголами и империей Сун. Этим открывается 3 этап монгольского завоевания. В 1236-1237 гг. монголы захватывают Сычуань, Хэнань и ряд других районов. В 40-х гг. XIII в. набеги становятся реже. Это объясняется тем, что новый великий хан – Мункэ – укрепляет свои тылы. Подготавливая новый удар, монгольские войска в 1252-53 гг. разгромили государство Дали и в 1257 г. вторглись в северную часть Вьетнама. После этого в 1258 г. было начато наступление против Сун. Многие китайские города и армии оказывали упорное сопротивление. После смерти Мункэ в 1259 г. в монгольской верхушке началась борьба за власть и они предпочли уйти из Южного Китая, заключив с ним мир на условиях получения дани. В 1260 г. на великоханском престоле закрепляется Хубилай, который в 1264 г. перенес столицу своего государства в Пекин. Вслед за тем начинается новый, 4 этап завоевания Китая, в 1267 г. монголы выступили в поход, но их силы оказались скованными 5-ти летней осадой оборонявшихся городов Сянъяна и Фаньчэна. В 1273 г. обе крепости пали. Отсюда монголы двинулись к столице Сун – г. Линьань (Ханьчжоу). В феврале 1276 г. была захвачена столица Сун. Император попал в плен. Патриотически настроенные крути, провозгласив нового императора, пытались продолжать дальнейшее сопротивление, но потерпели поражение. В 1279 г. была разгромлена последняя база сопротивления в Гуандуне. Династия Сун пала, вся страна оказалась во власти завоевателей. Создание государственного аппарата в покоренных китайских землях началось еще после вступления на престол Угэдэя в 1229 г. Он предпринял шаги к упорядочению и усилению своей власти, используя китайский опыт администрирования. В 1230 г. советник хана, кидань по происхождению и китайский сановник по духу Елюй Чуцай предложил проект организации. В 1230 г. территория Северного Китая была разделена на 10 лу – провинций. Во главе их стояли старшие чиновники, которые руководили налоговыми управлениями и по рангу приравнивались к темникам. В 1231 г. был создан высший гражданский административный орган – Дворцовый секретариат – во главе с Елюй Чуцаем. Начальнику секретариата подчинялись традиционные 6 ведомств. Было узаконено привлечение на службу 4000 китайских сановников и восстановлена система экзаменов. Однако все эти шаги не привели к быстрой и полной перестройке управления на китайский лад. На многих постах во главе администрации оказались крупные монгольские и чжурчжэньские вельможи. Они по-прежнему творили произвол, обирали население. Кроме того, под давлением монгольской знати Угэдэй роздал значительную часть территории и населения Северного Китая в уделы своим родичам и военной верхушке. Они практически были полными хозяевами своих уделов и попытки Елюй Чуцая ограничить права владельцев успехами не увенчались. Со смертью Угэдэя в 1241 г. Елюй Чуцай был отстранен от двора, и позиции прокитайской группировки ослабели. Построение административной системы управления было продолжено после вступления на престол Хубилая и перенесения им ставки в 1264 г. в Пекин. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей, получившей наименование Юань. В основу ее административной системы были положены китайские образцы, но сохранялись и особенности. Высшим правительственным органом были не три палаты, а Дворцовый секретариат, которому подчинялись 6 ведомств. Существовали также управы, ведавшие различными видами казенных ремесел. Постепенная китаизация административной системы империи Юань сказывалась: · в привлечении все большего числа китайских чиновников, · подтверждении порядка экз. отбора кандидатов на должности, · юридической отмене в 1265 г. практики наследования должностей, · четком разделении в 1278 г. функций военных и гражданских властей, · применении китайского законодательства наряду с Великой ясой – кодексом, утвержденным Ч-ханом. · В 1325 г. представители китайского господствующего класса получили возможность покупать чиновные ранги. Стремясь сохранить и закрепить свое превосходство над китайцами, монголы, как правило, занимали руководящие посты как в центральном, так и в провинциальном аппарате. Доверяли они и выходцам из Центральной и Передней Азии, мусульманам, но китайцев предпочитали держать на ролях «помощников». Система экзаменов функционировала нерегулярно и предоставляла преимущества монголам и выходцам из мусульманских стран. Система административного управления завоеванными китайскими территориями налаживалась в течение длительного времени. Первоначально монголы передавали захваченные города и области в распоряжение тех военачальников-монголов, которые их захватили, или в руки киданей и китайцев, которые сдали их без боя. В результате до конца 20-х годов XIII в. значительная часть подчиненного монголам Северного Китая представляла собой полунезависимые владения, великоханская власть над которыми была довольно слаба. Однако уже тогда эти местные правители могли получать титулы и должности китайского образца, заимствованные из номенклатуры империи Цзинь 14. ОБРАЗОВАНИЕ РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЯПОНИИ. Датой образования в Японии раннефеодального государства стал 645 год, когда противники Сога объединились, организовали заговор во главе с представителями царского дома Наканооэ и членом старинной жреческой группировки Накатоми Каматари и совершили государственный переворот. Во время приема корейских послов заговорщики напали на Сога Ирука, убили его и перебили остальных Сога, а их дворец сожгли. На престол был возведен старейший из Сумераги — Кару под именем Котоку, годы правления которого (645—654) получили наименование “Великих перемен” (Тайка). Под “Великими переменами” подразумевались реформы Тайка, согласно которым вместо ранее существовавшего племенного союза было создано государство по китайскому образцу. При этом вводилась китайская система обозначения годов правления императоров особым девизом, по которому стали вести официальное летосчисление. Японская историография связывала реформы Тайка с императорским декретом 646 г., где декларировалось упразднение частных владений и категории частнозависимого населения, земля объявлялась собственностью государства, т. е., по существу, императорского дома, подданные наделялись земельными наделами, а для держателей наделов устанавливались повинности трех видов (трудовая повинность, налог поземельный и налог с изделий ремесла), упразднялась прежняя политическая система, основанная на господстве местных родственных семейных групп, создавалось централизованное бюрократическое государство, столица которого первоначально находилась в Нанива (совр. город Осака), а с 653 г. — в Асука (р-н совр. города Нара). Теперь японские историки относятся к манифесту 646 г. либо более критически (в нем установлены прямые текстуальные заимствования, например из доклада чиновника Дун Чжунша императору У Ди во II в. до н. э.), либо видят в нем провозглашение определенной программы мероприятий, либо вообще отрицают его достоверность. События 645 г. считаются лишь государственным переворотом, а реформы Тайка интерпретируются как целая серия полувековых мероприятий, вызванных внутренними и внешними факторами. Одна из основных причин падения Сога состояла в неудовлетворении ими крестьянских требований предоставления земли. Не освободили они от зависимости и податное население бэ, что в сочетании с ухудшающимся экономическим положением, усугубленным стихийными бедствиями и эпидемиями, накалило до предела внутриполитическую обстановку в стране. Осуществление аграрных преобразований являлось первоочередной задачей новой власти. В 652 г. началась частичная перепись податных дворов (ко) как подготовительное мероприятие к введению надельной системы. В том же году был издан указ об обязанностях членов пятидворок (гоко), где им предписывалось следить за любыми передвижениями людей в районе их местожительства и докладывать о них властям, нести полную ответственность за членов пятидворки, в течение 5 лет вести розыск скрывшихся членов пятидворки, ведать имущественными делами той семьи, где нет мужчин-наследников, воспитывать детей преступника, приговоренного к смерти, немедленно докладывать о нарушениях или преступлениях, совершенных членом пятидворки, оказывать помощь пострадавшим от кражи и семье убитого, поддерживать хорошее состояние дорог и разводить тутовые деревья. Это первое в истории Японии четкое определение функций пятидворок, которые впоследствии, особенно в XVII—XVIII вв., уже стали рассматриваться как низовые административно-хозяйственные и фискально-полицейские единицы. После смерти Котоку в 654 г. императрицей стала его мать под именем Саймэй. Имея пристрастие к пышным дворцовым сооружениям, она мобилизовала для строительства нового дворца около 100 тыс. человек, работавших в чрезвычайно трудных условиях на добыче камня, прокладывании канала для его транспортировки, на самом сооружении дворца, что вызвало большое недовольство среди населения. Этим воспользовались противники режима во главе с Сога Акаэ. Он привлек на свою сторону сына Котоку — Арима — и в 658 г. они предприняли неудачную попытку поднять мятеж. Многие участники выступления были казнены, но зачинщики избежали наказания. Внутренние трудности усугублялись осложнениями на границах. На северо-востоке происходили довольно интенсивные контакты с предками современных айнов — племенем эмиси, представители которых включались даже в состав посольства, направлявшихся в Китай (в 650 и 663 гг.), однако чаще всего “контакты” с эмиси проявлялись в набегах последних на японские пограничные заставы. В 658 г. против этого племени была предпринята карательная экспедиция, завершившаяся в 660 г. ожесточенным сражением, к концу которого оставшиеся в живых эмиси, не желая сдаваться в плен, убили детей и жен и покончили с собои. Но и после поражения эмиси не прекратили своих набегов. С тунгусским племенем су шэнь, совершавшим набеги на о-в Садо, японцы впервые встретились во время своего северо-восточного похода. Таким образом, обеспечение безопасности на северо-восточных границах являлось в то время важной проблемой. Однако наибольшая угроза исходила с юго-запада. В своей внешней политике Япония в середине VII в. поддерживала западно-корейское государство Пэкче, которое в 660 г. потерпело поражение от танского Китая, а сын пэкчевского царя бежал в Японию. Через год в Пэкче вспыхнуло восстание, и корейский принц вернулся на родину с 5 тыс. японцев. Императрица Саймэй переехала на о-в Кюсю для подготовки экспедиционной армии, но смерть помешала ее планам осуществиться. Подготовку армии возглавил наследник престола, один из участников государственного переворота Наканооэ (император Тэнти, 662—671). Тэнти в 662 г. направил в Корею 27-тысячную армию на 400 кораблях. В битве на реке Пэккан в 663 г. объединенные танско-силланские войска нанесли японцам сокрушительное поражение и сожгли их флот. Китай захватил государство Пэкче, а спустя 5 лет — северокорейское государство Когурё и стал готовиться к походу в Японию, требуя от своего союзника Силла активного участия. Однако правители Силла, формально признав сюзеренитет Китая, исподволь сосредоточили войска, разгромили китайскую армию на территории Кореи и в 70-е годы VII в. объединили страну под своим началом. Угроза военного вторжения, нависшая над Японией на юго-западе, явилась одним из решающих факторов, диктовавших необходимость проведения реформ. Император Тэнти стал их вдохновителем. По его инициативе еще в 646 г. была начата кампания за “добровольный” отказ знати от прав на свою землю и людей. Показывая личный пример, Тэнти отказался от 524 “именных кормильцев” (минасиробэ) и 181 царского владения (миякэ), поскольку в стране, по его мнению, могла быть лишь одна форма зависимости — государственная, зависимость от императора. С целью укрепления социальной базы своей власти — крупных семейных групп-патронимий — Тэнти назначал их глав, поднял их авторитет путем учреждения в 664 г. званий: “Бог патронимии” (удзи-но ками), “Основатель патронимии” (удзи-но со), “Старший патронимии” (удзи-но тёдзя). “Богу” большой патронимической группы жаловался большой меч, а “богу” малой группы — малый. Тэнти осуществил социальное деление общества на “народ” (тами) и “чернь” (якабэ). Труд последних использовался в семейных группах. В 670 г. в фискальных целях осуществляется перепись населения и повсеместно вводится система административных деревень (гёсэй сонраку) как средство борьбы с бегством крестьян и сокращением налоговых поступлений в казну. В деревнях этого типа отсутствовало самоуправление, а административно-хозяйственные функции выполняли назначенные из центра чиновники. В местности Оми (совр. префектура Сига) началась работа по составлению уголовного и гражданского кодексов (Омирицу и Омирё), известных под названием “Законов Оми” (Омирицурё). Гражданский кодекс был составлен участником государственного переворота Накатоми-но Камако, обнародован в 668 г., а его автора в следующем году назначили на должность Первого министра (Дадзёдайдзин) с присвоением фамилии Фудзивара. Влияние этой жреческой семьи при дворе все возрастало, особенно после 729 г., когда была нарушена традиция выбора жен для императора из императорского дома и их, а также наложниц стали брать из семьи Фудзивара. Реальная политическая власть стала сосредоточиваться в руках императриц, за которыми стояли Фудзивара. Повышение политического престижа Японии в межгосударственных отношениях, начатое Сётоку-тайси, проявилось в 670 г., когда вместо уничижительного обозначения Японии в китайских летописях как страны “карликовых людей” в летописи “Тан-шу” Япония впервые названа “Корнем Солнца” (Жи-бэнь по-китайски,. Нихон по-японски). Новое наименование страны не только указывало на расположение Японии в месте восхода солнца, но и отождествляло ее с основой солнца, солнечным корнем. В 671 г. Тэнти умер и началась борьба за власть между сыном покойного — Кобун и его дядей Оама, младшим братом Тэнти. Кобун царствовал всего 8 месяцев и после военного поражения покончил жизнь самоубийством. Дядя-победитель провозгласил себя императором Тэмму (673—686). Эти события, известные в истории как “мятеж (годов) Дзинсин”, с новой силой показали исключительную нестабильность внутриполитического положения, обострение противоречий между мелкими семьями и претерпевающими процесс распада крупными патронимическими группами, настоятельную необходимость скорейшего решения аграрного вопроса, стабилизации внутриполитического положения, укрепления государственного аппарата, осуществления военной реформы. Именно после смуты, при Тэмму, усиливается положение средних и мелких аристократических семей, а некоторых потомков знати — участников смуты — переселяют на восток и превращают в крестьян. Крестьяне в зависимости от состоятельности подразделяются на три категории.Зависимое население (какибэ) и земли, ранее принадлежавшие отдельным крупным семейным группам, объявляются “казенным людом” (комин) и “казенными землями” (коти). В местности Киёмихара (р-н совр. города Осака) форсируется подготовка нового “Законодательства Киёмихара” (Киёмиха-рарё). Впервые провозглашается освобождение от долгов. Вводятся ежегодные отчеты чиновников о проделанной работе. Чиновники лишаются права вмешиваться в дела церкви (за исключением двух или трех храмов). Церкви предоставляются земли в кормление на срок от одного до тридцати лет. Для идеологического укрепления власти императорского дома создается комиссия по написанию летописи.Вводится постоянная военная тренировка.Для глав семейных групп устанавливаются новые звания с целью повышения социального положения некогда менее знатных лиц и соответствующего понижения общественной значимости бывших высоких рангов. Эти новые звания (в нисходящей последовательности) — Мабито, Асоми, Сукунэ, Имики, Митиноси, Оми, Мурадзи, Инаги — постепенно превратились в фамилии, а провинциальные должностные лица начали именоваться по местным географическим названиям. Семейным группам предписывается сдать в казну крупное наступательное и оборонительное оружие (арбалеты, катапульты). Китайским иммигрантам делается строгое предупреждение о недопустимости их нелояльных действий. В провинциальных присутственных местах устанавливаются киоты с буддийскими изображениями, вводится запрет на употребление в пищу мяса домашних животных (коров, быков, лошадей), но на мясо диких зверей запрет не распространялся. Законодательная деятельность японских правителей продолжалась и после смерти Тэмму. При императрице Дзито (687—696) практически была завершена работа по составлению законодательства “Киёмихарарё”. В 689 г. вводится воинская повинность, при которой каждый четвертый мужчина в семье призывался на военную службу. Учреждается административная единица — село (сато) в составе 50 крестьянских дворов (ко). Специальным постановлением значительно сокращается институт рабства: теперь старший брат уже не мог продать младшего в неволю, отменяется долговое рабство, дети от смешанного брака (свободного и раба) считались свободными, отпущенные рабы не могли быть снова закабалены, однако продажа детей в рабство не только не отменялась, а, наоборот, сохранялась и узаконивалась. Запрещается раздельное проживание супругов, но в реальной жизни еще длительное время сохранялись пережитки матрилокального брака и брак в форме периодического посещения мужем жены до рождения детей и экономической самостоятельности супругов. В 696 г. Дзито отреклась от престола в пользу четырнадцатилетнего внука (император Момму, 697—707), впервые в истории Японии “удалилась на покой” в буддийский монастырь и была первой императрицей, которую кремировали. Особенность японского раннего средневековья состояла в том, что эксплуатацию крестьян и формирование сословий феодального общества осуществляло государство при помощи своих институтов и законодательной деятельности. Последняя получила свое окончательное оформление в своде “Законов (годов) Тайхо” (Тайхо-рё) 702 г., составленном из 30 кодексов. Среди этих законодательных актов наиболее важным являлось введение надельной системы (хандэн). 15. ХАЛИФАТ ОМЕЙЯДОВ. ОМЕЙЯДОВ ХАЛИФАТ (661-750) феод. гос-во, в кОТО-ром правили халифы династии Омейядов (называют также Дамасским халифатом, по назв.столицы). В руках халифа была сосредоточена духовная и светская власть, передававшаяся по наследству.Омейяды, продолжив завоевательную политику своих предшественников, завоевали Сев. Африку, б. ч.Пиренейского п-ова, Ср. Азию, Синд, Табаристан и Джурджан (см. карту к данной ст., а также карту к ст.Арабские завоевания). Для управления этими столь различными по яз., религии, уровню развития странамибыла создана система наместничеств (первоначально 9, затем 5), воен., адм. и судебная власть в к-рыхпринадлежала эмирам; в нек-рых случаях сбором налогов при наместниках ведали спец. чиновники (сахибаль-харадж), судопроизводством - кади. Верховным собственником всех земель выступало гос-во. В непосредств. ведении гос-ва находился зем.фонд, состоявший из завоеванных арабами зем. владений Сасанидского гос-ва, сасанидских шахиншахов ивизант. императоров, земель зороастрийских храмов, иран. и визант. феодалов, погибших или бежавших вовремя араб. завоеваний, а также из зем. владений, конфисковывавшихся гос-вом у отд. лиц, совершавшихантигос. преступления, или земель, переходивших в собственность гос-ва после смерти владельца (приотсутствии прямого наследника). Этот фонд служил, в частности, источником зем. пожалований араб. феод.и родоплеменной знати - осн. социальной опоре Омейядов. Гос-во взимало с землевладельцев позем.налог: с мусульман - ушр (см. Ашар), с немусульман более тяжелый - харадж. Осн. производителями в О. х.были крестьяне-общинники и крестьяне-издольщики. При Омейядах был осн. ряд новых городов: Кайруан,Рамла, Васит, Мансура, в к-рых, как и в др. городах, процветали ремесло и торговля. Ремесл. произ-восохранялось преим. в руках податного коренного населения; оно же занималось торговлей,ростовщичеством, а также поставляло служащих в гос. аппарат. С целью укрепления централиз. гос-ва в О. х. были проведены реформы: восстановлена почтовая служба(прерванная во время первых завоеваний); в столице О. х. - Дамаске была создана центральная казна,доход к-рой состоял из обязат. отчислений с наместничеств; создан гос. архив (диван аль-хатим - приМуавии). В результате реформ Абд-аль-Малика и аль-Валида место греч., среднеперс. и др. местных языковв гос. учреждениях занял арабский, к-рый приобрел значение гос. яз. С 695 в Дамаске чеканились первыеараб. монеты, что положило начало введению в О. х. единой ден. системы. Золотой динар и серебряныйдирхем заменили находившиеся до того в обращении визант., сасанидские и др. монеты. Вместо обложения завоеванных народов фиксированным налогом, предусмотренным условиями договороввремен арабских завоеваний, Омейяды проводили политику обложения этих народов поплатежеспособности и ввели ряд новых налогов, не предусмотренных условиями этих договоров. Усиление эксплуатации вызывало массовое бегство в города крестьян, мелких, а отчасти и ср. феодаловместного происхождения, массовый переход в ислам покоренных народов. Одновременно шел процессконцентрации в руках мусульм., преимущественно араб., феодалов земель, принадлежавших местномунемусульм. населению и облагавшихся хараджем. Это привело к резкому уменьшению гос. доходов, т. к.бегство крестьян в города уменьшало число налогоплательщиков и подрывало основы с.-х. произ-ва; спереходом хараджных земель в руки араб. феодалов гос-во получало вместо хараджа ушр, а переходпокоренного населения в ислам освобождал последнее от уплаты в пользу гос-ва налога джизьи. В целяхпредотвращения этих явлений и увеличения налоговых поступлений в казну был предпринят ряд мер,связанных с именем Хаджаджа, наместника Ирака (694-714). В 700 он обнародовал закон, согласно к-ромупереход в ислам не освобождал новообращенных от уплаты джизьи, а переход хараджной земли к араб.феодалам - от уплаты последними хараджа. Особые отряды ловили крестьян, покинувших свои деревни,клеймили их и отправляли на место прежнего жительства. Эти меры приостановили переход в исламзавоеванных народов, сузили социальную базу Омейядов и создали условия для антифеод. выступлений(см. карту) широких нар. масс, проходивших гл. обр. под лозунгами хариджитов и шиитов. В целях укрепления господства династии и расширения ее социальной базы халиф Омар II (717-720)признал законность всех сделок по переходу хараджной земли в руки араб. феодалов и приказал взимать сних не харадж, а ушр, но уже с 718-719 он запретил им покупку хараджной земли, восстановил нормыначального ислама, согласно к-рым переход в ислам освобождал обращенного от уплаты джизьи, упразднилвсе налоги, не предусмотренные договорами арабов с завоеванными народами, и принял меры поустранению беззаконий наместников. Однако политика Омара II не встретила поддержки, его преемникивосстановили позем., налоговую, религ. политику его предшественников. Это вызвало новую волнуантиправительственных выступлений местных феодалов и антифеод. движения нар. масс (см. карту).Восстание под рук. Абу Муслима увенчалось успехом: династия Омейядов пала и власть перешла кАббасидам. Одному из уцелевших Омейядов, Абдаррахману I, удалось основать в Испании династиюкордовских Омейядов (см. Кордовский эмират). В странах, входивших в состав О. х., развивалась культура. Басра и Куфа сделались центрами развития араб.грамматики и яз. Тут жили основатели араб. грамматики Абу-ль-Асвад ад-Дуали (ум. 688), аль-Халиль ибнАхмед (ум. 791) и его ученик Сибавайх (ум. ок.793) и др. Возникла историография (Убайд ибн Шарья; Каабаль-Ахбар, ум. 652 или 654; Вахб ибн Мунаббих, ум. 727). В это же время были заложены основы теологии ишариата. При Хаджадже были введены диакритич. знаки и знаки для араб. гласных, а вслед за тем изданпервый огласованный текст Корана. Омейяды оказывали покровительство поэтам; при них жили панегиристыи сатирики аль-Ахталь (ок. 640-710), аль-Фараздак (ок. 641-728), Джарир (ум. ок. 728), лирики Омар ибн АбуРабиа (ум. ок. 712) и Джамиль (ум. 701). Очагами развития араб. поэзии и музыки наряду с Дамаском сталиМекка и Медина. Архитектура в О. х. представлена гл. обр. мечетями и дворцами. Выделяются: мечетьКуббат ас-Сахра, построенная в кон. 7 в. в Иерусалиме, к-рый в качестве гл. религ. центра мусульмансоперничал с Меккой, когда последняя была занята соперником халифа Абдаллахом ибн аз-Зубейром;мечеть Омейядов в Дамаске (705-711); мечеть Сиди-Окба в Кайруане, дворцы Мшатта, Хирбет аль-Мафджар, Каср-аль-Хейр, Кусейр-Амра (построенный между 712 и 715 и украшенный орнаментом, а такжеизображениями танцовщиц, музыкантов, халифа и др.). 16. ОБРАЗОВАНИЕ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА.
|