КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнение 3.13. Звуки музыкиЦели: -через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций; - содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной; - развить способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи. Размер группы: не важен. Ресурсы: звуковоспроизводящая аппаратура, бумага для рисования, краски, фломастеры, карандаши, резинки , пластилин. Время: 1,5-2,5 часа. Ход упражнения Эта встреча целиком посвящена музыке, нашему восприятию музыки, тем эмоциям и воспоминаниям, которые вызывают в нас музыкальные произведения различных жанров. Сначала имеет смысл побеседовать с участниками тренинга об их музыкальных предпочтениях, о том, чей стиль им ближе и почему. Есть ли в их жизни музыкальное произведение, с которым связаны особые события? Владеют ли участники тренинга музыкальными инструментами? какими? Что повлияло на выбор того или иного инструмента? Второй этап начинается с прослушивания приготовленного тренером музыкального произведения. Его фрагмент не должен превышать трех-четырех минут. Это должна быть инструментальная музыка, позволяющая свободный полет фантазии, не конкретизированная текстом, - классическое произведение, джазовая импровизация, опыты в электронной музыке... Вслед за прослушиванием просим участников взять листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски или пластилин и попытаться отразить цветом, линией или объемной формой те ассоциации, которые возникли у них во время прослушивания музыкального произведения. В то время как участники работают, тренер несколько раз вновь воспроизводит тот же музыкальный фрагмент, становящийся фоном творчества. Через 20-25 минут приглашаем группу сесть в полукруг и представить друг другу то, что удалось создать. Третий этап упражнения заключается в свободном, соответствующем стилю и характеру музыки движении участников по площадке. Это ни в коем случае не танец, скорее импровизация в движении - попытка найти пластический образ музыки, который выразится через пластику тела. Если в предыдущем задании музыка "обрабатывалась" средствами изобразительного искусства, то здесь инструментом становится тело, ритм, движение. Четвертый этап продолжается с использованием или того же самого фрагмента или, если тренер заметит в группе признаки усталости от многократного повторения одного музыкального материала, другой фонограммы, В таком случае нужно подобрать произведение, которое отличалось бы от первого и по стилю, и по характеру, и по инструментовке. Все участники под музыку начинают спонтанное движение по комнате. Просим их делать по возможности широкие движения, активно работать всеми частями тела. Внезапно музыка останавливается, все застывают на месте в той позе, в которой застала их пауза. Задание: попробуете увидеть свою позу со стороны, представить, как вы выглядите с разных, точек комнаты. По хлопку тот, к кому подойдёт тренер, выйдет из состояния "заморозки" и попытается продолжением движения логически оправдать существовавшую позу. Например, один из участников был застигнут остановкой музыки в положении, когда его туловище и руки были наклонены вперед в сторону правой ноги. Одно из возможных продолжений позы - по хлопку тренера начать завязывать шнурки ботинка. А может быть, человек нашел что-то и поднимает найденную вещь с пола. Не исключено, что предыдущая поза- это начало действия, которое должно завершиться тем, что человек удобно усядется на полу... Вариантов множество. Тренер, переходя от игрока к игроку, "открывает" их, разрешая действие. Когда все нашли продолжение позы, вновь включаем музыку. Музыка - движение - пауза - фриз – хлопок - оправдание позы в продолжающемся действии... Пятый этап - завершающий. Он потребует не менее 40-60 минут. Группа вновь возвращается к работе над изначально услышанным музыкальным произведением. Все располагаются свободно. Могут сесть или даже лечь на пол, принять самую удобную мину, закрыть глаза и вслушаться в музыку. Дать мимо ассоциациям, воспоминаниям, фантазиям... Закончив прослушивание, просим группу разделится на подгруппы по 4-6 человек. В этих подгруппах участники поделятся друг с другом теми воспоминаниями и эмоциональными картинами, которые сопровождали прослушивание музыкального фрагмента, а затем все рассказы, все услышанное в подгруппе попытаются объединить в некий театральный коллаж. Не требуется искать логическое начало, связующее звено для всех историй. Нужно сконцентрироваться на максимально полном и ярком отражении чувств, на том, чтобы действие легло на музыку. Пусть фрагменты сочетаются друг с другом на основе сходства или по контрасту, а может быть, составят некое причудливое ожерелье историй. Когда подойдет время показа, тренер даст всем группам возможность провести репетицию, включив музыку. В ходе показа каждая группа будет работать с музыкальным сопровождением, на базе которого и разворачивается созданная театральная фантазия. Завершение Обычно после выполнения заданий этого цикла участники переполнены чувствами и охотно делятся своими впечатлениями о встрече. Тренеру достаточно поощрить высказывания и дать группе общаться в свободной форме, уважая при этом мнения, эмоции и взгляды товарищей по группе. Примечание: в случае необходимости задания этого цикла можно разделить, предлагая их группе на разных этапах тренинга. Но надо заметить, что погружение в материал, в атмосферу занятия на длительный срок ( полтора—два часа) придают работе особые атмосферу и смысл.
|