Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Дыхание. Оно глубокое или поверхностное?




Оно глубокое или поверхностное?

Закончив описание, занесите полученные данные в такую вот таблицу.

ВИЗУАЛЬНОЕ Ассоциированный / диссоциированный. Черно-белый/ цветной. Яркость. Резкий/ нерезкий. Объемный / плоский. Форма. Граница. Подвижное или неподвижное. Число образов. Местонахождение изображения. Дистанция изображения. Размер рисунка  
АУДИАЛЬНОЕ Высокий 1 низкий. Тональность. Мелодичный/ резкий. Громкий/тихий. Темп. Местонахождение. Продолжительный или нет. Внутренний диалог и его местонахождение  
/кинестетическое Теплый / холодный. Расслабленный / напряженный. Продолжительный. Телодвижение. Интенсивность. Местонахождение. Давление. Ощущение телом или внутренними органами. Дыхание, глубокое или неглубокое  

Калибровка субмодальностей.Теперь вы уже по-готовы к тому, чтобы приступить к так называемому «субмодальностному редактированию» (самое поразительное в нем то, что субмодальности можно использовать для изменения любого опыта или программы вашего мозга независимо от их содержания, временами успешно скрещивая «ежа и ужа» — впрочем, об этом позже). Однако перед этим вам необходимо сделать одну очень важную вещь, которая в НЛП называется «калибровка субмодальностей». А именно определить, как конкретно эти самые субмодальности меняют ваши ощущения и какие именно субмодальности — больше всего.

...Это явилось следствием обычной небрежности, вызванной моей торопливостью. Дело в том, что время сеанса стремительно заканчивалось, но цикл его все еще был далек от завершения. И тогда я, в то время совсем молодой Практик (а не Мастер) НЛП, сделал своему клиенту классический контекстный взмах (сейчас уже не важно по поводу какой проблемы). Результат оказался просто удручающим— и без того нервничающий в связи с «картинкой»-триггером клиент стал попросту испуганным. К счастью, я быстро разобрался, в чем дело. Взмах — это ведь тоже, по сути своей, субмодальностная техника, где в качестве ключевых субмодальностей используются размер и яркость («картинка» нового образа «Я» из маленькой и темной становится большой и яркой). У 70 % людей обе эти субмодальности «работают» по принципу «чем больше, тем лучше». А мой клиент оказался в числе тех 30 %, у которых все наоборот. Вернее, не все, а яркость — чем ярче была «картинка», тем более неприятные чувства она вызывала.

Быстренько отредактировав соответствующим образом технику взмаха, я добился успеха. И навсегда запомнил, что прежде чем приступать к каким-либо связанным с субмодальностями терапевтическим интервенциям, надо осуществить калибровку этих самых субмодальностей для конкретного, сидящего перед тобой человека...

Дабы откалибровать свои субмодальности, продолжите свой эксперимент сначала с приятным воспоминанием, а потом и с тем, что вспоминать не хочется (дело в том, что субмодальности для положительного и отрицательного опытов могут «работать» совсем по-разному). По очереди изменяйте в обеих «картинках» каждый из перечисленных субмодальностных элементов, причем делайте это так же, как вы делали с яркостью — идите сначала в одном направлении, а потом в другом, чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Но не увлекайтесь — изменяйте не более одного элемента за раз. Ведь если вы будете менять две или более субмодальности одновременно, то не узнаете, какая из них — или насколько сильно — воздействует на ваши ощущения. Не торопитесь — ведь сейчас вы, возможно, впервые узнаете, как работают программы вашего мозга. И лучше начните с приятного переживания.

Нижеприведенная схема взята мной из книги «Трансформация личности», составленной О. Киндзюк.

1. ЦВЕТ. Меняйте интенсивность цвета от очень ярких цветов до черно-белого.

2. РАССТОЯНИЕ. Меняйте расстояние от очень близкого до далекого.

3. ГЛУБИНА. Видоизменяйте глубину «картины» от плоской, двумерной фотографии до полной глубины трех измерений объемного изображения.

4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Варьируйте длительность «картинок» от быстрых мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время.

5. ЧЕТКОСТЬ. Меняйте четкость изображения от кристально чистой до размытой неразличимости.

6. КОНТРАСТ. Видоизменяйте разницу между светом и тенью от абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого.

7. ПРЕДЕЛЫ. Меняйте пределы от ограниченной Картины в рамке до панорамного изображения, которое замыкается за вашей головой.

8. ДВИЖЕНИЕ. Видоизменяйте движение в изображении от неподвижной фотографии или слайда до кинофильма.

9. СКОРОСТЬ. Варьируйте скорость «фильма» от очень медленной до очень быстрой.

10. ОТТЕНОК. Видоизменяйте баланс цветов и оттенков. Например, увеличьте интенсивность красных и желтых тонов, а голубых и зеленых — уменьшите.

11. ПРОЗРАЧНОСТЬ. Сделайте образ прозрачным— так, чтобы вы могли видеть, что находится под поверхностью.

12. ПРОПОРЦИИ. Переделайте обрамленную «картину» сначала в длинную и низкую, а потом в короткую и широкую.

13. ОРИЕНТАЦИЯ. Видоизменяйте наклон «картины», например, верхнюю ее часть от себя, а потом к себе.

14. ПЕРЕДНИЙ/ЗАДНИЙ ПЛАН. Варьируйте различие между передним планом (там находится то, что вас больше всего интересует) и задним (а вот здесь «пребывают» обстоятельства, которые просто при сем присутствовали). Попробуйте поменять их местами, чтобы, например, задний план стал более интересным, чем передний.

Использование критических субмодалыюстей.Теперь, когда вы приблизительно определили, каким образом ваш мозг кодирует вам опыт как приятный или неприятный, приступим к использованию вашего нового знания. Для начала советую вам «почистить» свою память, избавившись от тех застрявших в ней картин и образов, воспоминание о которых заставляет вас болезненно ежиться. Ведь все то, что нам неприятно вспоминать, является постоянным источником микрострессов, а о том, как негативно стрессы влияют на наше здоровье, вы уже знаете. Но поскольку их и без того хватает в окружающем мире, стоит ли их содержать еше и внутри себя? «Врагов», которые штурмуют «крепость» нашего психического и физического здоровья, и так слишком много. И если к ним добавятся еще и наши «доморощенные» внутренние террористы в виде постоянных воспоминаний о том, что следовало бы забыть, «крепость» эта может попросту не устоять...

В НЛП для уничтожения, переоценки или изменения интенсивности воздействия чего-либо нестоящего и неприятного из нашего опыта используется очень простой прием—доведение субмодальностей воспоминания до критического уровня. Наверное, когда вы «работали» с яркостью, вы обратили внимание на так называемый «пороговый феномен» — некое исключение из правила «чем больше яркость, тем интенсивнее чувство». Если вы увеличили эту яркость настолько, что она уничтожила все детали, и картинка стала ослепительно-белой, скорее всего ваши ощущения не увеличились, а просто исчезли. Значит, вы достигли порога, критического уровня вашей субмодальности, за которым кодируемое ею ощущение просто-напросто прекратило свое существование. Это как воздушный шарик, который можно надувать только до определенного предела — а дальше он просто лопнет. В качестве примера могу привести случай с одной моей клиенткой, которая пришла ко мне по поводу преследовавшей ее сцены гибели под колесами проезжавшего автомобиля любимой собаки. Именно эта картина, а не последующие попытки оживить несчастное животное или его похороны в близлежащем лесу намертво «застряла» в ее голове и стала причиной постоянных мучений. Последовательно используя всего-навсего четыре субмодальности: диссоциацию, силу света (яркость), размер и перспективу (каждую из них я доводил до критического уровня), я примерно за минуту добился «распада» этой психотрав-мирующей ситуации в ее сознании...

Итак, возьмите любое из очень неприятных воспо-минаний и сделайте следующее. Обратите внимание, что ЗДесь к визуальным субмодальностям мы добавили еще и аудиальные. И знайте, что вы пользуетесь техникой списка критических субмодальностей (А. Экмана?) из материалов к одному из первых семинаров по НЛП ИГИСП.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты