КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть вторая. Повышение активности телаПовышение активности тела предполагает развитие целого ряда психофизических качеств, признаваемых наиболее важными для совершенствования выразительных возможностей актерского аппарата воплощения. В число этих качеств входят гибкость тела и его подвижность, сила, выносливость, скорость двигательных реакций, ловкость, высокий уровень координации движений, их ритмичность и музыкальность и т.д. Известно, что человеческое тело имеет 105 степеней свободы, что обеспечивает ему огромное количество потенциально возможных поз и движений. Но поскольку они не реализуются в процессе воспитания и не востребованы в повседневной жизни, обиходный набор движений современного человека крайне скудный. К тому же, даже этот ограниченный набор бытовых движений человек выполняет с амплитудой, значительно меньшей, чем позволяют связки и суставы. В результате этого связки становятся менее эластичными, мышцы утрачивают способность к значительным растяжениям и сокращениям. «Рабочий угол» суставов уменьшается. Привыкнув к движениям с малой амплитудой, человек утрачивает гибкость, выполнение широких размашистых движений начинает вызывать боль и излишнее напряжение. Мало того, с возрастом происходит необратимое снашивание тех частей аппарата движения, которые лишены притока крови — прежде всего, поверхности суставов. Все это существенно ограничивает и обедняет двигательные возможности актера, заставляет его избегать любых широких проявлений, бояться резких движений. Поэтому развитие или хотя бы поддержание достигнутой гибкости является программой-минимум в занятиях движением. Не пройдя ее, невозможно двигаться дальше хотя бы потому, что с гибкостью связан ряд важнейших двигательных качеств тела, развить которые призван тренинг актера: скорость, координация движений, ловкость и т.д. Но главной причиной, побуждающей считать упражнения на развитие гибкости опорными, является тот факт, что именно они сталкивают человека с его реальными возможностями, ограничениями и пределами. Осознание этих ограничений — уже шаг на пути самосовершенствования. А их преодоление, преодоление сопротивления собственных мышц и связок (занятие зачастую болезненное) способствует концентрации внимания актера на выполняемых движениях, обостряет чувствительность рецепторов мышечно-двигательного анализатора, мобилизует и укрепляет волю, подчиняет ей тело. Однако ни одно психофизическое качество не может развиваться в отрыве от других качеств телесного аппарата актера. Поэтому, приняв за основу тренинга упражнения, развивающие гибкость, их нужно дополнить упражнениями целенаправленно развивающими и другие качества нервно-мышечного аппарата актера. Прежде всего — упражнения на развитие силы, так как гибкость, увеличивая за счет растяжения мышц и связок подвижность суставов, уменьшает их прочность. По этой же причине часть силовых упражнений должна следовать непосредственно после упражнений на гибкость и включать в работу те группы мышц, которые окружают работающие суставы. Постепенно можно переходить к упражнениям, вовлекающим в работу одновременно все большее количество мышц. Особое внимание нужно обратить на мышцы поясницы и области таза, так называемые «центральные мышцы», обеспечивающие движениям упругость, плавность и природную естественную грацию. Отдельной группой следует выделить упражнения, укрепляющие мышцы живота, так как обусловленное прямо-хождением человека вертикальное положение брюшного пресса значительно ослабило связь мышц живота с внутренними органами. А рабочая активность брюшной мышечной стенки имеет важное значение для нормальной жизнедеятельности внутренних органов. Кроме того, слабые, обвисшие мышцы живота, как и ослабленные мышцы спины, способствуют всевозможным деформациям осанки и нарушениям походки. Особых забот требуют и мышцы стопы. Они с утра до ночи несут на себе, в прямом смысле этого слова, всю тяжесть тела и чаще всего выполняют эту работу в затрудненных условиях: узкая обувь, плоская жесткая подошва, высокий каблук, твердая непружинящая поверхность улиц и полов. Это приводит к ослаблению мышц стопы, ее окостенению, зачастую плоскостопию, что, в свою очередь, ведет к быстрой утомляемости, лишает движения человека упругости, силы, энергии, динамики. Подбирая упражнения для развития силы, необходимо помнить о существовании различных видов ее проявлений (качеств): взрывной, медленной динамической и статической силы. Параллельно с упражнениями, развивающими силу мышц, следует вводить упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, так называемые «зажимы», — то есть развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц. При наличии соответствующего опыта у педагога, полезно ввести в занятия курс аутогенной тренировки (система сознательно применяемых психологических приемов, изменяющих мышечный тонус и через это влияющих на некоторые функции организма и психическое состояние человека). Постепенное наращивание нагрузок неизбежно поставит вопрос о повышении выносливости. Несколько следующих разделов занятий связаны с совершенствованием скоростных качеств тела: расширение диапазона скоростей, повышение реактивных возможностей. Ряд разделов тренинга следует посвятить активизации органов чувств или анализаторов: повышению чувства равновесия и связанной с ним устойчивости тела, которую Мейерхольд считал существенной частью «физического благополучия актера»; обострению суставно-мышечного чувства, на котором базируется сама возможность осуществлять целенаправленные действия и движения. К этой же группе упражнений примыкают упражнения, совершенствующие координацию движений. Еще П.Ф.Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям»*. И, наконец, отдельным традиционным разделом тренинга выносятся акробатические упражнения, при выполнении которых особый акцент делается на интегрировании всех психофизических качеств и на моменте преодоления занимающимися всевозможных психофизических барьеров, а в упражнениях по парной акробатике — на повышении чувства партнера и способности к взаимодействию. В качестве основы тренингового комплекса упражнений лучше всего использовать упражнения, связанные с развитием гибкости. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч.1,1952,с.295. Поэтому в качестве первой темы подробно в данной работе рассматривается это качество с приведением примеров тренировочного материала (см. Практическую часть). Тема 1 . Гибкость
|