КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип систематичности и последовательностиОбычно методические пособия указывают, что принцип систематичности требует такого обучения, при котором учебный материал проходится в определенном порядке, то есть выделяют в качестве основного элемента системы занятий последовательность тем, разделов, уроков или упражнений. Эта последова- * Беседы К.С.Станиславского в студии Большого театра, с.47. тельность определяется рядом правил: от легкого к трудному, от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному. Указания верные, но для актерского тренинга недостаточные. Любая система требует, прежде всего, наличия исходной творческой, научной или технической идеи, установки, концепции, объединяющей элементы системы в единое органическое целое. В актерском тренинге такая творческая идея обуславливает значимость содержания тех или иных разделов и отдельных упражнений, определяет критерии их отбора, характер выполнения и пути развития. Именно обусловленность всех элементов исходной идеей является основополагающим свойством истинной системы. Ее идеальным образцом является система К.С.Станиславского, а в области пластической культуры — биомеханика В.Э.Мейерхольда. Эту исходную идею не обязательно декларировать развернутыми программами, но существовать в сознании педагога по движению, хотя бы в самом скромном виде, она должна. Без нее занятия превращаются в механический набор заимствованных из спорта упражнений, полезных для здоровья, но мало чем обогащающих творческие возможности актера. И есть еще один, часто упускаемый из виду, аспект систематичности — повторяемость, в нашем случае — регулярность и частота занятий. Вопрос стоит так: или заниматься регулярно с определенной частотой или не заниматься вообще. Нерегулярные занятия бессмысленны, а для нетренированного человека даже опасны. Не стоит нарушать равновесие организма, установившееся на уровне адаптационного минимума. Не стоит обрекать себя на состояние разбитости, наступающее после нерегулярных занятий, на травмы и неприятные разочарования. Но даже регулярные занятия реже двух-трех раз в неделю не могут дать убедительных результатов, так как не позволяют использовать всех закономерностей восстановительных процессов, протекающих в организме после физических нагрузок и обуславливающих возможность наращивания интенсивности и объема нагрузок от занятия к занятию. Кроме того, «большие перерывы в тренировке угашают условные рефлексы и на последующих уроках приходится их восстанавливать вновь»*.
|