КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самоприменение и рекурсияДело всегда занимает больше времени, чем рассчитываешь, даже если учесть это обстоятельство. Закон Хофстейтера Что такое самоприменение и рекурсия? Самоприменение означает, что оценка некоторого признака, свойства относится и к самой этой оценке, например: «Не нужно смущаться того, что ты испытываешь смущение». Такой подход может вывести человека из тупика, так как позволяет уйти от чувства смущения к мысли о том, как его преодолеть, а это уже более высокий уровень. Поли* тики широко используют самоприменение для ухода от неудобных вопросов и перевода острия критики на самих обвинителей. Рекурсия основана на многократном использовании принципа самоприменения, что, подобно восходящей спирали, поднимает вас на все более высокий уровень понимания. Вы постоянно возвращаетесь к исходной точке, только на более высоком уровне. Рекурсия может быть бесконечной, как число множащихся отражений в зеркалах... Частью структуры петель обратной связи в сложных системах обычно бывают и самоприменение, и рекурсия. В системах, часть которых составляет человеческое общение, самоприменение и рекурсия присутствуют всегда. Очень хорошую возможность разобраться в сущности самоприменения дает следующий парадокс. Еспи сумеете, найди три ошипки в этом предложении. Сможете? Во-первых, здесь есть орфографическая ошибка в слове «ошипки». Во-вторых, предложение не согласовано: «если сумеете» обращение на вы, но потом следует слово «найди». Вы можете до скончания века искать третью ошибку в этом предложении. Она заключается в том, что внутри этого предложе- ния только две ошибки! Чтобы найти третью, нужно выйти за его пределы. Самоприменение создает логический парадокс: если в предложении три ошибки, оно верно, но если предложение верно, то оно должно быть ложным. И так далее. Л как насчет жителя Крита из знаменитого парадокса Эпименида, который заявил, что «все критяне лжецы»? Это высказывание предполагает возможность самоприменения, его можно обратить iumo на себя. Если говорящий не относит себя к остальным кри-1'янам, он сказал правду, чтобы указать на их лживость. А если он итносит себя к остальным критянам, то он солгал, чтобы сообщить правду. Говорящий может сообщить о своем отношении к собст-пенным высказываниям. Такого рода примеры ломают линейную логику. Везде, где присутствует возможность самоприменения, исполь-ювание линейной логики в рамках этой системы отсчета создает неразрешимый парадокс. Систему отсчета путают с тем, что в ней помещается. Это можно было бы воспринимать как занятное фи-иософское наблюдение, если забыть, что в общении между людьми i уществует масса таких двусмысленностей. Информация, которую песет социальное положение, характер статусных отношений, куль-iypa и настроение говорящих нередко противоречат сказанным i новам. Язык общения не может быть сведен к информационному i мыслу высказываний. Например, каждому случалось наблюдать, I..1K человек говорит «да», тогда как все его существо кричит «нет!». Л шутливый тон, который так приятен в дружеской беседе, совершенно неприемлем в официальном контексте. Очень часто ситуация кивает совершенно понятной, и мы все обладаем опытом, позво-пшощим различать разные уровни общения, но порой обстоятель-11 на сбивают с толку. Вас никогда не благодарили за проделанную |м6оту слегка издевательским тоном? Бывает трудно понять, как реагировать на такую благодарность. Наиболее сильно отравляют душу советы или распоряжения с инойным смыслом, которые понуждают делать выбор, но в любом i нучае вы оказываетесь в проигрыше. Например, человеку могут i низать, чтобы он был более самостоятельным и не слушал советов других. Если он согласится с этим, получится, что он снова доказал ■ Пмва 5. За пределами логики ^^^^^ВМШЯ К^^^Ь. ИСКУССТВО СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ свою несамостоятельность, так как готов вести себя в соответствии с очередным советом. А если он не согласится проявлять самостоя тельность, ему вновь напомнят, что он неправ, поскольку несамо стоятелен. Если же человек усомнится в разумности предлагаем м.\ ему советов, его загонят в ту же самую логическую ловушку am вами: «Ну вот, теперь ты запутался. Будь же самостоятельным. думай своей головой!» Такого сорта коммуникационные парадоксы могут свести с ум.1, если вы не сумеете занять то, что называют метапозицией. «Мети-это греческое слово, означающее «над и вне», так что, заняв мет.1 позицию, вы получите возможность выйти из навязываемой в.ш системы отсчета и разобраться в отношениях между явным и предполагаемым смыслом сказанного. Вступают ли они в протм воречие? Или дополняют друг друга? Что означает каждый из них:' Метапозиция — это принятие системной точки зрения. В послед нем примере метапозиция выразится в том, чтобы показать, что одновременные требования самостоятельности и послушания при тиворечат друг другу, и ни в коем случае не давать ответа, кото рый возвращает вас в исходную противоречивую ситуацию. Системное мышление позволяет нам избегать такого рода ту пиковых ситуаций. Вместо пребывания в системе, где механизмы обратной связи и замкнутые циклы вновь и вновь возвращают н,и к исходной точке, оно дает возможность выйти наружу, чтобы увидеть ситуацию со стороны. Позднее мы еще к этому вернемся.
|