КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характерные черты русской повествовательно-событийной литературы XIV-XV вв.- Присутствие в русской литературе мотивов военно-политического и духовного противостояния Руси и Орды. Примером подобных произведений являются образцы тверской литературы XIV в., посвящённые трагической гибели тверского князя в Орде в 1318 г. в период противостояния Москвы и Твери и восстанию тверичей против Чол-хана в 1327 г. («Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» (1319-1320) и «Повесть о Шевкале»). В конце XIV в. вскоре после Куликовской битвы рязанским старцем Софонием была написана «Задонщина» - повесть о героической битве русских ратников с ордынцами. В раскрытии темы единства Русской земли во имя борьбы с внешней опасностью автор «Задонщины» оказался идейно и художественная близок автору «Слова о полку Игореве». В «Задонщине» сопоставлялись условия поражения князя Игоря Святославича и победы Дмитрия Донского, раскрывалась роль Москвы в объединении русских сил и московского князя Дмитрия Ивановича в обеспечении победы над общим врагом. На рубеже XIV-XV вв. появилось произведение неизвестного автора «Сказание о Мамаевом побоище» как наиболее полное и популярное произведение Куликовского цикла. В произведении переплетались православно – христианские мотивы посредством оценки ратной победы как награды за христианские добродетели и рационалистические политические оценки событий, связанных с великой победой русских над Ордой. В «Сказании» обосновывались идеи о необходимости тесного союза Церкви и великокняжеской власти. В конце XIV-начало XV вв. была написана повесть «О Московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской» о тяжёлой участи москвичей, вынужденных обороняться от ордынцев без помощи сбежавших из города князей и бояр. Житийная литература XIV-XV вв. В первой половине XIV в. митрополитом Киприаном было написано «Житие московского митрополита Петра», в которой проводилась идея о богоизбранности Москвы как центра защиты христианства. В конце XIV в. Епифаний Премудрый создаёт «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Во второй половине XV в. развивается сюжетное повествования в русской литературе: «Повесть о Петре и Февронии», в которой говорится о судьбе крестьянской девушки и князя, которых объединила любовь; «Повесть о Петре, царевиче ордынском», в которой раскрывается процесс духовного становления человека под влиянием христианского вероучения; «Повесть о Меркурии Смоленском», в которой прослеживаются традиции героических повестей о русских богатырях, защищающих русские земли от иноверцев. В перечисленных повестях прослеживается народно-эпических «богатырских» мотивов с жанром религиозного жития.
|