КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Происхождение религии и ее ран-ние формыПри рассмотрении проблемы происхождения религии мы сталкиваемся с весьма сложными вопросами о том, когда возникла религия и в каких формах она существовала на ранних этапах своего развития. Долгое время ответы на эти вопросы казались очевидными. Большинство лю-дей, исследовавших иудаизм и христианство, были удов-летворены теми ответами, которые содержатся в первых двух главах Библии, где излагается концепция творения мира и человека. Согласно Библии, создав человека «из праха земного», Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» и вступил с ним в непосредственные отношения. Следова-тельно, религия имеет божественную природу, возникает вместе с человеком и притом сразу же в виде монотеизма (веры в одного Бога). Начиная с античных времен, выдвигались различные теории происхождений религии. Так, древний философ Ки-тий (V в. до н.э.) считал, что люди выдумали богов, чтобы внушить другим страх и исполнять законы. Основатель ан-тичного материализма Демокрит (V в. до н.э.) указывал, что в основе религии лежит страх перед грозными силами природы. Б. Спиноза (1632-1677) видел корни религии в неуверенности человека в своих силах, в его постоянных колебаниях между надеждой и страхом. Французские про-светители XVIII в. видели корни религии в страданиях и страхе, угнетающих человека. Они полагали, что религия зародилась первоначально из бессилия человека перед стихиями природы. Вышеупомянутые теории происхождения религии были распространены в узком кругу интеллектуалов и носили скорее всего спекулятивный характер. Богословская кон-цепция относительно возникновения религии была под-вергнута серьезной критике лишь во второй половине XIX в., когда на стыке бурно развивающихся наук (археологии этнографии, антропологии, социологии и др.) возникло со-временное религиоведение, которое с самого начала по-ставило своей задачей не защиту устоявшихся представлений, а бесстрастное исследование религий мира. В ходе многочисленных исследований были получены достаточно интересные результаты: учеными БЫЛО уста- новлено, что библейский монотеизм не является исход-ным пунктом религиозной эволюции, а является лишь промежуточным этапом развития религий. Английские ученые Дж. Леббок (1834-1913) и Э. Тейлор (1832-1917) предложили следующую классификацию религии в челове-ческой цивилизации - политеизм, генотеизм (т.е. служение одному божеству как верховному при существовании дру-гих богов) и монотеизм. Правда, оставался открытым во-прос о корнях монотеизма, которые уходили в глубь чело-веческой истории и были сокрыты от глаз исследователей. Это создавало возможности для выдвижения чисто умо-зрительных теорий и гипотез. Одна из них была выдвинута богословскими и около-церковными кругами и вошла в историю изучения религий под названием «прамонотеизма», или первобытного моно-теизма. Впервые она была кратко изложена шотландским ученым Э. Ленгом (1844-1912) в его книге «Становление религии». Этот ученый обратил внимание на образы не-бесных богов в религиях некоторых отсталых народов и сделал вывод, что образы этих богов имеют неземное про-исхождение. За эту мысль ухватился католический пастор В. Шмидт (1868-1954), построив целую концепцию пра-монотеизма, которой посвятил 12-томную работу «Проис-хождение идеи Бога». Образы небесных существ в веро-ваниях отсталых народов Шмидт объявил остатками древнейшей веры в единого Бога-Творца, к образу которого якобы впоследствии примешались загрязнившие его ми-фологические, магические и прочие элементы. Для под-тверждения этой теории Шмидт привел множество этно-графических фактов, однако дал им чисто богословскую интерпретацию, а факты, которые не укладывались в его схему, оставил без внимания. В начале XX в. зародилось еще одно направление в изучении религии, связанное с именем венского врача-психиатра 3. Фрейда (1856- 1939). Он разработал так на-зываемый психоаналитический метод распознания и лече-ния неврозов и психозов и попытался перенести его на ис-толкование явлений повседневной жизни, а затем и рели-гии. В своей книге «Тотем и табу» Фрейд сделал попытку доказать, что в религиозных верованиях проявляются те же неврозы, и что в основе их лежат подавленные в дет-стве эротические побуждения. Рассуждая о происхожде-нии религии, Фрейд свел эту проблему к узкой области сексуальных влечений и к чисто биологическим явлениям и тем самым не смог понять все разнообразие и историческую изменчивость религиозных верований. Современные богословы, ярые защитники религии, стремятся доказать, что религия присуща человеку с само-го начала его существования. В противовес им многие ре-лигиоведы отстаивают гипотезу о существовании «дорели-гиозного периода» в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утверждают, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верова-ний, ибо их сознание было непосредственно вплетено в практику и не могло создавать каких-либо абстракций, в том числе и религиозных. С момента появления этой гипотезы в научном мире стали появляться сообщения о существо-вании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и понятия. Однако после тщательного изу-чения жизни этих племен, их обычаев, языков, особенно-стей мышления, после установления с ними доверитель-ных контактов исследователи неизменно обнаруживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики, поэтому гипотеза о существовании «дорелигиозного периода» так и остается гипотезой, которую на данном этапе развития наук о человеке невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Учитывая, что процесс антропогенеза (происхождения человека) растянулся более чем на два миллиона лет и что большая часть человеческой истории до сих пор недоста-точно изучена, современные религиоведы скептически относятся как к теории «прамонотеизма», так и к гипотезе о существовании «дорелигиозного периода». В настоящее время логично с определенной уверенностью утверждать, что простейшие формы религиозных верований существова-ли уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени отно-сится появление человека современного типа (Homo Sapiens), который сильно отличался от своих предпола-гаемых предшественников физическим строением, фи-зиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был че-ловеком разумным, способным к анализу конкретной си-туации и созданию обобщенных понятий и довольно высшего уровня абстракций, к сознанию самого себя и своего места в окружающей действительности. О существовании религиозных верований в этот отда-ленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах, при-чем умершие предварительно проходили через определен-ные обряды подготовки к загробной жизни: их тела покрывались слоем охры, рядом с ними помещали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т.п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-мистические представления о том, что умерший продолжа-ет жить, что наряду с реальным миром существует мир иной, где обитают умершие. Религиозные верования первобытного человека нашли свое отражение и в произведениях пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных ри-сунков - это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воз-действовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение по-читание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить все опасности. 1.Формы первобытных верований.Религиозные ве-рования и культы первобытных людей складывались по-степенно. Первичной формой религии являлось поклоне-ние природе. Первобытным народам было неведомо по-нятие «природа», поэтому предметом их поклонения яв-лялась безличная природная сила, обозначаемая поняти-ем «мана». Этот термин ученые позаимствовали у або-ригенов Полинезии и Меланезии, которые называли так силу, управляющую природными процессами. Человек обладает маной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то необычные успехи, например, как земледелец, воин или вождь. Мана посылается богами, что предполагает их обладание маной в первую очередь. Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм - веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческого коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллекти-ва была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились все его члены. Как предполагают ученые, это обстоятельство послужило осно-вой для возникновения тотема (на языке североамерикан-ских индейцев племени оджибве ототем - род его) - живот-ного предка, считающегося покровителем рода. В более поздние времена в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородствен-ных отношений. Члены родовой группы (кровные родст-венники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вено, с одной стороны, к усилению культа предков и веры в их особые возможности, а с другой - к изменению отношения к самому тотему, в частности, к появлению запретов на употребление тотемов в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальным характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая сис-тема запретов, которые назывались табу. Они представля-ли собой важный механизм регулирования социальных от-ношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосно-венность жилища или очага, регулировать правила погре-бения, фиксировать социальный статус, права и обязанно-сти членов первобытного коллектива. К ранним формам религии относится магия (в букваль-ном переводе с древнегреческого - колдовство). Она представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (затворов, заклинаний т.д.) Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячеле-тий. Если первоначально магические представления и об-ряды носили общий характер, то со временем произошла их дифференциация. Современные специалисты класси-фицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю магической силы), имитативную (воздействие на подобие субъекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.д. Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны и шаманы, которые ис-кренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздей-ствовать на сверхъестественные силы. Но главное состоя-ло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей. Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий - обрядов, та-инств, молитв, и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в «дурной глаз», «порчу». У первобытных людей особую значимость имело почи-тание различных предметов, которые должны были прино-сить удачу и отводить все опасности. Эта форма религиоз-ных верований получила название «фетишизм» (от порту-гальского «фетиш» - сделанный). Впервые она была об-наружена португальскими моряками в Западной Африке в XV в., а затем аналоги фетишизма были выявлены в ре-лигиях почти всех стран, а также в ходе археологических раскопок, дающих материал о верованиях первобытных людей. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший вооб-ражение человека: камень необычной формы, кусок дере-ва, зуб ископаемого животного, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (спо-собность исцелять, предохранять от опасности, помотать на охоте...) Чаще всего предмет, который становился фе- тишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменился другим. Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным уважением к выбранному ими предмету. За оказанную помощь его бла-годарили, за беспомощность наказывали. В этом плане по-казателен африканский обычай истязания фетишей, при-чем не только для их наказания, то и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш африканки вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно их выполнит. Особенно распространенной формой фетишизма было поклонение камням и кускам дерева. Так, члены американ-ского племени дакота находили круглый булыжник, рас-крашивали его, а затем, величая этот булыжник дедом, начинали приносить ему дары и просить об избавлении от опасностей. Известно также, что многие бразильские племена втыкали в землю палки и приносили им жертвы. Обычай поклоняться камням и деревянным столбам су-ществовал у многих племен Северной Азии. Не обошел он и народы Европы. Несколько веков назад в Англии и во Франции существовал запрет поклоняться камням, что свидетельствует о длительном сохранении фетишизма даже во времена господства в Европе христианской религии. Говоря о широком распространении фетишизма, необ-ходимо подчеркнуть, что содержание этой системы верова-ний существенно изменилось. Упомянутое поклонение кам-ням и кускам дерева, которое сопровождалось подноше-нием даров и жертвоприношениями, а также обычай истя-зания фетишей относятся к достаточно позднему этапу развития фетишизма. Очевидно, в глубокой древности лю-ди не наделяли избранные ими предметы человеческими свойствами, не одухотворяли и тем более не обожествляли их. Суть первобытного фетишизма заключалась в том, что человек усматривал в поразивших его воображение пред-метах свойства, которые обнаруживались в них при помощи обычных органов чувств. Поступая так, человек делал предметы «чувственно-сверхчувственными», причем сверхчувственные свойства приписывались фетишам ли-бо на основании случайных ассоциаций, либо на основа-нии неверно понятых причинно-следственных связей. Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме (от латинского «анима» - душа) - вере в суще-ствование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тейлором в работе «Первобытная культура». Согласно его теории эти верования развива-лись в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего чело-века над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабатывает понятия о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п. Второй ряд анимистических верований возник из при-сущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.д. Отсюда возникает вера в от-дельно существующих духов грозных сил природы, расте-ний, животных, которая в ходе сложной эволюции транс-формировалась в политеизм, а затем в монотеизм. Анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиоз-ных верований. Одни из них были ассимилированы сме-нившими их религиями, другие - оттеснены в сферу быто-вых суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, свя-щенные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно найти в существующих во многих религиях пищевых запре-тах, в изображении сверхъестественных существ в облике животных и т.п. На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существо-вали в чистом виде. Они самым причудливым образом пе-реплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том какая из этих форм возникла раньше, а какая - позже, вряд ли возможно. Очевидно, речь должна идти о комплексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наиболее предпочтительным элементом их ре-лигиозного комплекса был тотемизм с тщательно разрабо-танной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока явно доминировали магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались своей склонностью к фетишизму. Однако в каждом конкретном случае выдвиже-ние на первый план какой-либо части религиозного ком-плекса не означает, что первобытные люде не были знако-мы с остальным его элементами. Именно комплекс рас-смотренных первобытных верований стал ядром так назы-ваемых племенных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, осо-бенности материальной культуры. 2.Эволюция религии в период перехода к классово-му обществу.Понятие «племенная религия» относится к периоду доклассового развития общества, который харак-теризовался низким уровнем развития производительных сил и относительно простыми социальными отношения-ми. Этот период растянулся на много тысячелетий и в его рамках происходили существенные изменения, как в обще-ственной жизни, так и в религиозных верованиях. На ранних этапах родового строя, еще не знавшего социального рас-слоения, основным объектом религиозного поклонения бы-ла природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной специализации сверхъестественными свой-ствами наделялись различные стороны окружающей пер-вобытного человека действительности. Так, племена за-нимавшиеся собирательством и примитивным земледели-ем, поклонялись растениям и небесным светилам, охотни-чьи племена - животным. В племенных религиях отражались не только силы природы и специфика хозяйственной действительности, в них находили отражение и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом и возникшая на основе этого новая организация общества привели к существен-ным изменениям в религиозном сознании. Женские духи, почитание которых было повсеместным во времена матри-архата, постепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа также становится мужским занятием. В эпоху раннеродового строя религиозные верования отра-зили и реальное равенство соплеменников. Духовные су-щества носили в основном безличный характер. В культо-вой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участвовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов еще не были отделены от массы верующих. Существенные изменения в характере религиозных верований произошли в условиях разложения родоплемен-ных отношений и углубления социальной дифференциа-ции внутри племен. Со временем в руках отдельных об-щинников начинают накапливаться материальные богатст-ва, в их подчинение попадают рядовые соплеменники. Вы-деление вождей и усиление их роли в жизни племени по-степенно ведет к их сакрализации, они становятся объек-тами религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение внутри племен и формирование племенной аристократии нашли отраже-ние в содержании религиозных представлений. Безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются опреде-ленные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертах воспроизводит социальную иерархию. На смену почитания множества духов пришел полите-изм, превративший наиболее почитаемых духов в божест-ва. Над бестелесными духами и духами предков, местны-ми гениями скал, источников и деревьев, над толпой доб-рых и злых духов стали возвышаться более могучие боже-ства, влияние которых не было ограничено местными ро-довыми или племенными интересами. Хорошей иллюстрацией становления политеизма мо-гут служить религиозные представления кондов - племен, обитающих в горных районах Индии. Изучая жизнь этих племен, ученые обнаружили, что мир кондов населен ог-ромным количеством местных духов. Они управляют при-родными явлениями и влияют на человеческую жизнь. Над местными духами стоят души выдающихся людей, которые считаются божественными покровителями племен. Выше их стоят шесть великих богов: бог дождя, богиня первых плодов, бог плодородия, бог охоты, бог войны, бог-судья умерших. Еще выше этих богов стоят бог солнца и его же-на, могучая богиня земли. Аналогичные структуры были обнаружены в Азии у самоедов, у коренных жителей Мексики, у многих племен Африки и Австралии. Высшее место в подобных иерархиях чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями. Однако эти боги не были безличными существами. Они наделялись атрибутами общественной жизни и должны были выполнять определенные социальные функции. В один ряд с небес-ными богами ставились и божества земли. Так, в древне-греческой религии олицетворением земли была Гея, кото-рая породила небо, море, горы. Высокое положение в политеистической иерархии за-нимали боги-воители, что было связано с истребительны-ми войнами, характерными для периода перехода от родо-племенных отношений к классовому обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен, образование пле-менных союзов. Соответственно происходил синтез рели-гиозных представлений. Во главе политеистического панте-она обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появил-ся генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заклю-чающаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная общность людей считала своим покро-вителем лишь одного из множества богов и поклонялась только ему. Отсюда остался всего один шаг до монотеиз-ма, но шаг настолько трудный, что многие народы не су-мели сделать его даже в условиях развитого классового общества. В период перехода от родоплеменного строя к классо-вому обществу произошли существенные изменения и в сфере религиозной практики. Ясно, что отношение к богам должно отличаться от отношения к духам умерших людей. Если на ранних этапах развития человеческого общества отношения с душами умерших и духами рассматривались как дальнейшее развитие повседневного общения людей между собой, то впоследствии эти отношения приобретают характер общения несоизмеримых по своему статусу су-ществ. С появлением великих божеств человек опускается на колени и превращается в смиренного просителя. Изме- 3-1047 33 няется и характер жертвоприношений. Многочисленные жертвы, в том числе и человеческие, приносятся не только душам высоко стоящих в социальной иерархии людей, но и в первую очередь богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регламентироваться. Тонкости жертво-приношений были известны только жрецам, которые по-степенно отделялись от массы рядовых верующих и обра-зовывали особое сословие, занимавшее одно из самых высоких мест в социальной иерархии. Нередко жречество становилось наследственной профессией, переходившей из поколения в поколение. В то же время появились посто-янные святилища и храмы, которые являлись центром ре-лигиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с храмовых земель, а также материальная поддержка светских властей укрепляли экономическое и политическое положение жречества. С переходом к классовому обществу открывается новая страница в истории религии, страница, повествующая о развитии и функционировании религиозных систем госу-дарственно-организованных народов. 3. Национальные религии Древнего мира.В условиях Древнего мира религии были политеистическими, т.е. мно-гобожными. В политеизме каждый бог выступал как олице-творение определенного явления, присущего природе, об-ществу или человеческой психике, причем олицетворение более высокого порядка, чем у первобытных народов. В образах божеств нашли отражение представления о том общем, что характерно для группы однородных предметов. Так, например, из представлений о душе отдельного де-ревца постепенно формировалось представление о духах отдельных рощ и лесов, а затем уже сложился образ бога леса, повелителя духов рощ и лесов. В дальнейшем проис-ходил процесс персонификации божеств - они стали при-обретать собственные имена и «биографии». Классическим образцом многобожия является древне-греческая религия. Верховным божеством древнегреческо-го пантеона считался владыка неба - Зевс, его брат По-сейдон был повелителем морей, другой брат - Аид - пове-лителем подземного царства, жена Зевса - Гера - покрови-тельницей супружества, Афродита - богиней любви и кра-соты, Афина - богиней мудрости, Дионис - богом виногра-дарства и виноделия. Более 80 храмов в Древней Греции были посвящены Артемиде - покровительнице живых су-ществ и охоты. Хозяйственную и культурную жизнь людей олицетворяла большая группа богов. Наиболее популяр-ными среди них были Гефест - бог огня и кузнечного ре-месла, Гермес - покровитель путников и торговцев. Аскле-пий - бог-целитель, Пан - бог природы и пастухов и др. Мировоззрение древних греков было сориентировано не только на земную жизнь, их постоянно волновали про-блемы потустороннего мира. Они считали, что после смер-ти душа умершего попадает в царство Аида. Сюда ее приводит проводник, затем Харон перевозит душу через реку Стикс. Для расплаты с Хароном было принято в гробницу класть медную монету. В царство Аида пропус-кал трехголовый пес Кербер, но только в одну сторону. В исключительных случаях возможен был возврат из этого царства, но для этого нужна была особая воля богов. Бого-служения древних греков состояли из жертвоприношений, как бескровных, так и кровавых, когда совершались рету-альные убийства животных. В многочисленных храмах пе-ли гимны, читали молитвы, совершали торжественные омовения статуй богов. Особыми событиями в религиозной жизни были мистерии. К этим тайным религиозным обрядам допускались только посвященные. Религиозные представления древних греков строились по образцу их собственной жизни. «Образ жизни» богов мало чем отличался от человеческого. Главное отличие греческих богов заключалось в их бессмертии и сверхъес-тественном могуществе. Судьбы людей, их жизнь и смерть полностью находились в руках тех или иных богов. От воли или прихоти богов зависели также могущество или гибель народов и государств. Поэтому в честь отдельных богов строились великолепные храмы, украшенные их ста-туями, золотой либо серебряной утварью. Небесным вла-стителям делались жертвоприношения. Верховный бог древних греков - Зевс - был первым среди равных. Подобная иерархия отражала особенности исторического развития Древней Греции, где существовали самостоятельные города-государства (Афины, Спарта, Фивы и др.), объединение которых не шло дальше возникновения военных союзов во главе с наиболее могущественными государствами. Представления о загробном мире - мрачном царстве бога Аида - отражали классовую структуру 3*-1047 35 древнегреческого общества. Души царей и героев занимали первенствующее положение и в потустороннем мире, рабы и бедняки влачили на том свете такое же жалкое существование, как и в жизни. В целом же загробное царство рисуется в суровых и мрачных тонах. Религия древних римлян во многом напоминает древне-греческую. Во главе их пантеона стоял Юпитер - римский аналог Зевса. К числу наиболее почитаемых божеств от-носились: Юнона - супруга Юпитера, Минерва - богиня мудрости, Марс - бог войны и др. В римском культе боль-шое место отводилось поклонению ларам - духам предме-тов и покровителям домашнего очага. После образования могущественной Римской империи римляне часто включа-ли тех или иных богов покоренных ими народов в свой пантеон. Именно таким образом в империи распространил-ся культ иранского бога Митры, египетской богини Исиды, малоазиатской богини Кибелы и др. В период империи началось обожествление импера-торов. Уже император Октавиан добавил к своему имени титул Август, т.е. священный, и был объявлен богом. Ав-густ провел большую религиозную реформу, упорядочив поклонение богам, сделав религию опорой собственной императорской власти. Когда могущественная Римская им-перия стал клониться к закату, на ее окраине, а затем и в самом Риме стала утверждаться вера в Спасителя Христа. Человечество входило в новую эру своего существования. Характерной чертой религий древности был их нацио-нально-государственный характер. Боги того или иного народа были национальными богами и власть их не рас-пространялась за границы той или иной области. По мне-нию специалистов, в религии Древнего мира особое место занимали культ государства и культ определенной нацио-нальности. Дальнейшая история религий связана с возникновением мировых религий. Основные понятия Политеизм, монотеизм, фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, зооморфные и антропоморфные боги, племенная религия, пантеон, мифология, космогония, теогония. Вопросы для контроля 1. Можно ли называть первобытные верования религия-ми? 2. Что могут рассказать о религиозных представлениях древних народов их погребальные обряды? 3. Каковы основные причины возникновения религиозных верований? 4. Как помогают археологические исследования расширению знаний в области религии? 5. Существуют ли племенные религии в наше время?
|