Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 3. Христианство




Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом связана с историей народов Европы и многих других стран мира. Сейчас христианство - самая распространенная ре-лигия на земном шаре. По данным ЮНЕСКО, в мире свыше 1 млрд. 300 млн. ее приверженцев, проживающих на всех континентах и почти во всех странах.

1. Происхождение христианства.Согласно общепри-нятому мнению, христианство возникло в I в.н.э. в восточ-ных провинциях Римской империи, господствовавшей то-гда на всем Средиземноморье. Это было время острей-шего кризиса рабовладельческого строя. Вся власть в им-перии находилась в руках императора: в его честь воздви-гались храмы, алтари, статуи; ему приносили жертвы, как Богу; именем императора называли города. В римских провинциях даже свободное население было бесправным, подвергалось насилиям и грабежам со стороны римских чиновников и местной знати. Особые возмущения вызы-вал социальный гнет в восточных провинциях империи, где часто вспыхивали массовые восстания обездоленных лю-дей. Но Рим был достаточно силен, чтобы справиться с на-родными восстаниями, которые подавлялись с неимовер-ной жестокостью.

После подавления выступлений народа широкое рас-пространение получали настроения депрессии, отчаяния, усталости и вместе с тем ненависти по отношению к угне-тателям. Эти настроения нередко выливались в религиозную форму. Активная борьба сменялась мечтой об избавлений от гнета при помощи сверхъестественных сил. Все греческие и римские боги были далеки от страданий широких масс. А для народов окраин Римской империи эти боги являлись еще и символом чужеземного гнета. Необ-ходима была новая религия, которая могла бы помочь всем народам. Такая религия появилась. Это было хри-стианство.

Новая религия сначала выступала как религия рабов, бедных, бесправных людей. Среди христиан преоблада-ли настроения борьбы, жажды мести, осуждалось богат-ство, прославлялась бедность. Единой империи христиан-ство предлагало единого Бога. Первые христианские общи-


ны имели демократическое устройство. Христиане называ-ли друг друга братьями и сестрами, устраивали совмест-ные трапезы, бескорыстно помогали друг другу. Объеди-нения общин (церкви) не существовало, не было и духов-ной иерархии (клира). Рядовой верующий, на которого бы снизошла харизма (благодать), назывался пророком. Административные функции выполняли в общинах пресви-теры, а затем епископы. Связь между общинами осуществ-ляли бродячие проповедники - апостолы. Христианский культ первоначально был предельно прост и доступен для каждого верующего, без пышной обрядности и жертвоприношений. Вступить в христианскую общину было очень просто, никаких ограничений но существовало. Эти новшества, по сравнению со старыми культами, немало способствовали победе нового вероучения.

Родившись на периферии великой империи и пройдя через страшные гонения, спустя два столетия христианст-во из малочисленной секты превратилось в государствен-ную религию. Произошло это при римском императоре Константине. Причин столь необычной стойкости и жизненности христианства было много, как внешних по отношению к нему, так и внутренних. Основной причиной внешнего характера был общий духовный кризис древне-римской цивилизации, разрушение ее традиционных рели-гиозно-нравственных ценностей. К тому времени в Риме по отношению к многочисленным богам возобладал прагма-тический принцип - «даю, чтобы ты дал». Такое отношение к богам исключало какие-либо возвышенные переживания, без которых невозможна подлинная вера. Внутренними, содержащимися в самом христианстве причинами были притягательная сила его духовно-нравственных идей и сама личность Иисуса Христа.

2. Личность Христа.Вопрос о том, был ли Иисус Хри-стос исторической личностью или мифологическим персо-нажем, является до сих пор дискуссионным. Однако отри-цать историчность Иисуса означает обвинять во лжи не только авторов 27 книг Нового Завета, всех ранних отцов церкви I - II вв., оставивших свои сочинения, но также римских историков и писателей Тацита, Плиния Младшего, Светония, Лукиана и др.

Греческое слово «Христос» есть буквальный перевод слова «Мессия» (с древнееврейского - помазанник, т.е. по-


священный, получивший божественную благодать). Имя Иисус, или Иегошуа, буквально означает Яхве-спаситель. Иисус был потомком знаменитого царя Давида. Его рожде-ние предсказал архангел Гавриил, явившийся его матери Деве Марии. Мария с мужем, плотником Иосифом, жила в небольшом палестинском городе Назарете в провинции Галилея. Однако младенец Иисус появился не в доме ро-дителей, а в хлеву, среди домашних животных, в Вифлее-ме, куда родители направились в связи с проводившейся римлянами переписью населения. Волхвы и пастухи, при-влеченные светом зажегшейся в небе звезды и ангель-ским хором, первыми пришли поклониться божественному младенцу. На сороковой день жизни ребенка, по иудейскому обычаю, Мария принесла в храм Иисуса для посвящения Богу. Глубокий старец Симеон, ожидавший всю свою жизнь прихода Мессии, встретил Марию с ребенком у дверей храма.

Спасаясь от преследований жестокого царя Ирода, Ма-рия с мужем и младенцем бегут в Египет, где они живут до смерти Ирода. После этого Святое Семейство воз-вращается в Назарет, где Иисус Христос начинает про-поведническую деятельность. В отроческом возрасте Ии-сус попадает в Иерусалим и поражает мудрецов-фарисеев своим умом и проницательностью. Когда Иисусу было около 30 лет, в водах реки Иордан он был крещен пророком новой веры Иоанном Крестителем. При крещении над головой Иисуса явился Дух Святой в виде голубя и раздался голос Божий: «Се есть сын мой возлюб-ленный». В этот момент обнаружили себя три ипостаси (буквально с древнегреческого - три лица, три сущности) единого Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Затем Иисус удаляется в пустыню на сорок дней, где его искушал Сатана, предлагая ему власть и богатство. Однако Иисус устоял перед всеми этими соблазнами.

С этого времени начинается трехлетняя эпопея стран-ствований Иисуса по землян Палестины с проповедями нового учения. Иисус совершает чудеса, исцеляет боль-ных, воскрешает мертвых. Он общается с отверженными, грешниками, прощая их грехи и открывая им путь к спа-сению. Вершиной его проповеднической деятельности яви-лась Нагорная проповедь, которая начинается словами: «Блаженны нищие духом». В Нагорной проповеди излага-ются основные положения христианской нравственности:


блаженны плачущие (над своим несовершенством, над своим грехом), блаженны кроткие, жаждущие правды, ми-лостивые, чистые сердцем, блаженны миротворцы, бла-женны изгнанные за правду, блаженны гонимые (за веру Христову).

Проповеди Иисуса вызывали не только внимание и со-чувствие, но и гнев, враждебность, в первую очередь, со стороны фарисеев, которые следили за буквальным ис-полнением обрядов, заменяя искреннюю веру гордыней и лицемерием. Служители иудейской религии не хотели иметь рядом столь могучего конкурента, каким был Иисус. Они завидовали ему, копили злобу и сеяли ее в народе.

Перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице, он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В течение последней (страстной) недели земной жизни Ии-суса Христа происходили ежедневно очень важные собы-тия, которые и по сей день вспоминаются и почитаются ве-рующими. В пятницу во время пасхального ужина с учени-ками - Тайной Вечери - Иисус предсказал предательство одного из них, а также свои земные страдания и смерть. Он подал своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Отсюда в большинстве христианам церк-вей берет свое начало таинство евхаристии, или причаще-ния.

Затем Иисус провел ночь с учениками в Гефсиманском саду, куда пришли вооруженные стражники, и по указанию Иуды Искариота, поцеловавшего Иисуса, схватили Его, и Он был предан суду высшего иудейского священства -Синедриону. Ученики же Христа проявили слабость и раз-бежались. Суд приговорил Иисуса к смерти за провозгла-шение себя Мессией. Однако этот приговор должен был быть утвержден наместником римского императора - проку-ратором Иудеи Понтием Пилатом. Пилат, сомневаясь в ви-новности Христа, обратился к народу с просьбой поми-ловать подсудимого в честь праздника, но толпа закри-чала: «Распни его!» и потребовала по наущению иудей-ских первосвященников отпустить не Иисуса, а убийцу Варавву. Так сам народ, точнее толпа, приговорила Иисуса к смерти.

Иисус был распят на кресте на горе Голгофа в окружении двух разбойников. Окружающие издевались над ним, крича: «Если ты Бог, сойди с креста!». Однако он


страдает и умирает как человек. Смерть Иисуса сопровождалось затмением Солнца и землетрясением. В этом важнейшем эпизоде жизнеописания Христа заключен глубочайший смысл: своим страданием на кресте он искупил «первородный грех». Страдания Христа открыли путь человечеству к спасению, который был закрыт Богом со времен грехопадения Адама и Евы. «Смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав», - поется в православном пасхальном каноне.

По древнееврейскому обычаю Иисус был погребен в пещере, вход в которую прикрывал камень. В воскресенье утром женщины, пришедшие помазать его тело благовониями, обнаружили, что камень у входа был отвален, а гроб Господень пуст. Ангел сообщил, что Иисус воскрес. После воскрешения Иисус явился Марии и учени-кам. Они узнали его не сразу, а один из учеников - Фома -даже потребовал ощупать раны от гвоздей на теле Хри-ста, чтобы убедиться в том, что их не обманывают. От-правив своих учеников проповедовать по всему миру, Ии-сус Христос вознесся на небеса, предварительно предска-зав свое «второе пришествие», чтобы «судить живых и мертвых». На 50-й день воскрешения Христа на его учени-ков-апостолов во время молитвы сошел Дух Святой в виде огня. Таким образом завершилось явление миру Троицы: Бог-Отец, создавая мир, положил основание Церкви, Бог-Сын, явившись на Землю, создал Церковь, а Бог-Дух Святой вошел в нее и продолжает в ней действовать.

Так рассказывается о жизни Иисуса Христа в его жизнеописаниях-Евангелиях и в Новозаветной книге Деяний Апостолов. Русский богослов Г.В. Флоровский, отвечая противникам признания историчности Христа, писал, что Христос пришел в мир неузнанным, т.е. его современники (за исключением немногих) не поняли, с кем имеют дело, а потому и не отразили факт явления Христа в исторической хронике. Осознание масштаба и величия этого события произошло гораздо позже. Не согласиться с разумностью этого мнения нельзя.

3. Христианское вероучение и культ.Основные поло-жения христианского вероучения сформулированы в Биб-лии («Священное Писание») и в постановлениях Вселен-ских Соборов, сочинениях отцов церкви и т.д. («Священное


Предание»), Библия (греч. - книги) состоит из двух больших частей: Ветхого Завета и Нового завета. Христиане при-знают боговдохновенными обе эти части. Иудеи, не при-нявшие Иисуса в качестве ожидавшегося Мессии, призна-ют таковыми только лишь книги Ветхого Завета. Следует отметить, что книгами в Библии принято называть не толь-ко собственно книги, но и письма, короткие послания, рас-сказы.

Ветхий Завет (39 книг) записан на древнееврейском языке с X по III в. до н.э. В III в до н.э. переведен на древ-негреческий язык. Этот перевод известен под названием Септуагинта («перевод семидесяти»). Новый Завет (27 книг) написан в I - II вв. н.э. на древнегреческом и арамей-ском языках. В VI в. полный текст Библии был переведен на латинский язык, этот перевод принято называть Byль-гатой (т.е. переводом на грубую, «вульгарную» ла-тынь). В IX в. братья Кирилл и Мефодий осуществили пе-ревод Библии на древнеболгарский язык. Этот перевод ис-пользовался во многих славянских государствах, в том чис-ле и на Руси, вплоть до XIX в., когда был сделан так называемый синодальный перевел на современный русский язык. В настоящее время Библия переведена почти на все языки народов мира и является самой издаваемой книгой.

Рассмотрим структуру и основное содержание Библии. Ветхий Завет разделен на несколько частей. Первая часть, Закон (древнееврейский - Тора), состоит из пяти записан-ных в X в. до н.э. книг, называемых также Пятикнижием Моисея. В книге «Бытие» содержится повествование о со-творении Богом мира и человека, грехопадении, всемир-ном потопе и о расселении после потопа потомков трех сы-новей Ноя: Сима, Хама, Иафета. Книга «Исход» повест-вует об исходе евреев под водительством Моисея из еги-петского плена в «землю обетованную» (т.е. обещанную по завету, по договору), который длился сорок лет и был сопряжен со множеством испытаний, которым подверг Бог избранный им для спасения еврейский народ. В этой же книге содержится текст десяти заповедей, которые были получены Моисеем на горе Синай. В книге «Левит» в основном содержатся богослужебные тексты. Книга «Чис-ла» посвящена генеалогии (истории рода) 12 колен Израиля. Последняя книга Пятикнижия Моисея «Второзаконие» содержит множество запретов и


предписаний богослужебного, юридического, семейно-бытового характера.

Вторая часть Ветхого Завета, Пророки (древнеевр. -Невиим), состоит из книг «старших» пророков (книга Иисуса Навина, книга Руфь, четыре книги Царств), «младших» пророков (Исайи, Иеремии, Иезекииля) и 12 книг «малых» пророков (Осии, Иолия, Амоса, Авдия, Ионы и др.). Эта часть Библии представляет материал из древней истории еврейского и сопредельных с ним народов, включая опи-сания образа жизни, детали быта, традиции и т.д.

Священные Писания (древнеевр. - Кетувим) представ-ляют третью часть Ветхого Завета. Сюда вошли Псалтырь (сборник песен царя Давида), книги Притчей Соломоновых, Иова, Песнь Песней, Екклезиаста, Эсфири, Даниила, Не-емии, две книги Ездры, две книги хроник (Паралипоме-нон) и Плач Иеремии. В этих книгах в основном содержатся исторические, пророческие, религиозно-поэтические, нра-воучительные тексты. Перечисленные 39 книг Ветхого За-вета признаются как боговдохновенные всеми христиан-скими церквами: католической, православной и протестант-ской. Православные включают в Ветхий завет еще четыре книги в качестве боговдохновенных, которые были написа-ны на древнегреческом языке и не включены в Септуагинту. Существует еще много ветхозаветных книг, не признанных каноническими.

Новый Завет состоит из 27 канонических книг: четы-рех Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), повествующих о жизни, учении, смерти и воскресении Хри-ста; книги Деяний святых апостолов, описывающей пропо-веднические подвиги апостолов, вдохновленных Святым Духом, сошедшим на них на 50-й день после Пасхи; 21 по-слания святых апостолов; Апокалипсиса (с древнегрече-ского - «Откровения последних событий»), изображающего картины «конца времен», второго пришествия и Страшного суда. Таким образом, Библия начинается с сотворения ми-ра и человека, а заканчивается описанием их будущей ги-бели, после чего должна наступить новая жизнь - жизнь с Христом.

Кроме Библии важным вероучительным источником христианства являются писания отцов церкви. Среди них особым авторитетом пользуются сочинения апостольских мужей, т.е. тех, кто лично знал кого-нибудь из апостолов или их учеников, а также сочинения христианских апологе-


тов, т.е. «защитников». Высокоавторитетными являются также решения семи Вселенских соборов 1-го Никейского (325г.), сформулировавшего первую часть Символа веры дав определение божественности Иисуса Христа; 1-го Кон-стантинопольского (381 г.), сформулировавшего вторую часть Символа веры дав определение божественности Святого Духа; Эфесского (431г.), давшего определение Иисуса Христа как слова Божьего, а Марии как Божьей Матери; Халкидонского (451 г.), давшего определение Ии-суса Христа как истинного Бога и истинного человека в од-ном лице; 2-го Константинопольского (553 г.), еще раз твердившего учение о Светой Троице и об Иисусе Христе; 3-го Константинопольского (680г.), подтвердившего истин-ное Человечество Иисуса Христа через признание его че-ловеческой воли и поступков, и 2-го Никейского (787 г.), про-возгласившего икону как истинное выражение христианской веры и признавшего ошибочность иконоборческого движе-ния.

Основу христианского учения составляет Символ веры, составленный «отцами церкви» и утвержденный на Никей-ском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских со-борах. Этот Символ веры состоит из 12 частей или «чле-нов», и начинается словами «Верую во единого Бога-Отца. Вседержителя. Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...». Далее Символ веры констатирует, что христианин верит и в единого Бога-Сына, ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, распятого за нас при Понтии Пила-те и воскресшего на третий день и вознесшегося на небеса к своему отцу, и во второе пришествие для суда над жи-выми и мертвыми. Христианин также верит в Святого Ду-ха, исходящего от Бога-Отца и говорившего через проро-ков; в единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, в крещение, ради оставления грехов, в воскресение из мерт-вых и жизнь будущего века.

Как и в любой религии, в христианстве сформировался свой особый культ. Он включает в себя богослужения, таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, святых и мощей. Каждый из этих элементов культа имеет особое назначение и выполняет свою служебную роль. На каждый из дней недели предназначены особые богослужения. В субботние и воскресные дни они проводятся торжественно, в праздничной обстановке. В среды же и пятницы службы


носят печальный характер. В эти дни верующим предписы-вается поститься и молиться о прощении своих грехов. Только раз в году, во время «сплошных» недель, связанных с особыми событиями церковной истории, этот порядок ме-няется. Так образуется круг седмичного богослужения в церкви.

Большую роль в христианском культе играют таинства. Православная и католическая церкви признают семь та-инств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение.

Крещение символизирует принятие человека в лоно христианской церкви. По христианскому вероучению, в таинстве крещения «прощается человеку первородный грех». Сам ритуал совершается в храме посредством по-гружения в воду или обливания. Чтобы сохранить душев-ную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особая помощь Бо-жия, которая, как считают христиане, подается в таинстве миропомазания. Заключается это таинство в том, что тело человека смазывают особым ароматическим маслом (ми-ро). Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем смазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги.

Таинство причащения, или святой евхаристии (что оз-начает «благодарственная жертва»), занимает важное ме-сто в христианском культе. Это таинство состоит в том, что верующие вкушают так называемое причастие, со-стоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым как бы приблизились к божеству.

Православным и католикам вменяется в обязанность периодически исповедовать свои грехи перед священни-ком, что является непременным условием для отпущения грехов, прощения виновного церковью от имени Иисуса Христа. Ритуал исповедования и отпущения грехов состав-ляет основу таинства покаяния. Первоначально исповедь была публичной. Верующие, нарушившие церковные пред-писания, должны были предстать перед судом своих со-братьев по вере и священнослужителей и во всеуслышание покаяться в прегрешениях. Позже вводится тайная испо-ведь. Верующий исповедуется в грехах своему


«духовнику», одному священнику. При этом церковь гарантирует тайну исповеди.

В число семи таинств христианской церкви входит и таинство брака, во время которого молодожены напутству-ются на совместную жизнь от имени Иисуса Христа. Освя-щая брачный союз людей, христианская церковь как бы берет новую семью под свое покровительство. Она по-учает, как должны вести себя в семье муж и жена, как они должны воспитывать детей и т.д.

Таинство елеосвящения совершается над больным че-ловеком и состоит в смазывании его деревянным маслом -елеем. Считается что елеосвящении на человека схо-дит божественная благодать, исцеляющая его от болезней телесных и душевных.

При посвящения в духовный сан совершается таинство священства, во время которого епископ передает чудес-ным образом посвящаемому особого рода благодать, ко-торой с этого момента новый священнослужитель будет обладать всю свою жизнь.

Наряду с почитанием Бога, Святой Троицы, Девы Марии в христианстве сложился культ святых, почитание лиц, угодивших Богу и отмеченных им «даром чудотворе-ния». Христиане верят, что святые - это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, и обращаются к ним с просьбой о помощи в земных делах. Среди святых выделяют ангелов, апостолов, пророков, святителей, мучеников, преподобных, праведных.

Ангелы - это, по представлениям христиан, бесполые, сверхъестественные существа, «небесные служители Бо-га», наделенные божественной силой. Они разделены на три разряда, или на три так называемых лика. К первому относится серафимы - «огнеобразные существа, пламе-неющие любовью к Богу» и херувимы - «существа, кото-рые сияют светом богопознания, изливают божью премуд-рость». Второй лик ангелов составляет «чины господства» (господствующие над низшими ангелами), «силы» (выпол-няющие волю Божью), «власти» (имеющие власть над дьяволом). К третьему лику относятся «чины», начальст-вующие над низшими ангелами, - ангелы и просто ангелы. Семь ангелов наделены именами, остальные - безымян-ные.

Следующую категорию святых составляют пророки, наделенные Божественным даром пророчества, авторы

4-1047 49


ветхозаветных и пророческих книг. В особый раздел хри-стианская церковь выделяет апостолов - учеников Иисуса Христа, проповедовавших Евангелие. К святым также отно-сятся святители из числа высшего духовенства и мучени-ки, пострадавшие за веру, но не отступившие от христиан-ства. Особое место среди святых занимают преподобные - верные последователи христианства, отказавшиеся от жизненных благ, ушедшие в монастыри и осененные бо-жественной благодатью.

В пантеоне святых выделяются праведные - это люди, которые не уходили «от мира» в отшельничество, а про-должали жить «в миру», однако своим праведным поведе-нием заслужили спасение и особое к себе расположение Господа. Святые являются для христиан высшими пределом благочестия и образцом поведения. Они в прямом смысле разделяют Божью Святость.

Важную роль играет в христианстве культ креста, ко-торый является символом христианской веры. Крестом увенчаны христианские храмы, одежды священнослужите-лей. Его носят на теле верующие, без креста не обходит-ся ни один христианский обряд. Этот символ принят хри-стианской церковью в память мученической смерти Христа, который, по свидетельству Евангелия, был распят на кре-сте. Католики признают кресты четырехконечные, право-славные - шести- и восьмиконечные.

Католическая и православная церкви большое значение
придают культу икон. Поклоняясь изображенным на иконах
Иисусу, Богородице, святым, верующие стремятся
облегчить свои невзгоды, достичь в жизни желаемого. Объ-
ектом поклонения верующих являются также святые места,
связанные с различными событиями церковной истории,
деяниями Иисуса Христа, Богородицы, святых. Особым
почитанием пользуются святыни в Палестине, связанные
с жизнью, проповеднической деятельностью,

мученической смертью и воскресением Иисуса Христа. В православии почитаются места, где хранятся чудотворные иконы, мощи божьих угодников, а также источники, горы, холмы, где людям являлась какая-либо икона.

Важной составной частью христианского культа являют-ся праздники. В православном и католическом церковных календарях на каждый день пода выпадает тот или иной праздник. Праздничные дни установлены в ознаменование действительных событий священной истории, знаменитых


дат в истории христианства. К главным, наиболее почи-таемым общехристианским праздникам относятся Пасха и так называемые двунадесятые праздники Рождество Бого-родицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Бо-городицы, Успение Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Гос-подне, Сошествие Святого Духа на апостолов или Троица, Воздвижение Креста Господня.

«Праздников праздник и торжество из торжеств» на-зывается Пасха. Этот праздник установлен в память вос-кресения распятого на кресте Христа. Пасхе предшествует Великий пост, который длится семь недель. Делится он на две части: Священную четыредесятницу и страстную сед-мицу. Четыредесятница установлена в честь 40-летнего блуждания израильского народа по пустыне после выхода из Египта, 40-дневного поста пророка Моисея на горе Си-най и также 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне. Вторая часть - страстная седмица - посвящена памяти о страданиях Иисуса Христа перед казнью.

Рождество Христово - общехристианский праздник ко-гда отмечается рождение сына Божьего Иисуса Христа. Это событие церковь именует «матерью всех праздников».

В рождественские дни в храмах особо подчеркивается, что жизнь Иисуса есть путь, которым надлежит следовать ка-ждому человеку. Рождественскому празднику, как и Пасхе, предшествует многодневный пост.

Троица, или Пятидесятница - один из важнейших хри-стианских праздников, который отмечается на 50-й день после Пасхи. Он установлен в память реального историче-ского события - сошествия Духа Святого на апостолов. Характерной для этого праздника является проповедь особой, исключительной роли христианской церкви как хранительницы заветов Христовых и наставницы верующих.

Праздник Сретения Господня посвящен описанному в Евангелиях представлению родителями Иисуса Христа Иосифом и Марией своего божественного младенца Богу. Священнослужители, говоря о смысле Сретения именуют его праздником «встречи Человека и Бога». При этом отмечается величайшей пример Божьей Матери, которая не только посвятила свою жизнь Богу, но и принесла для посвящения Всевышнему своего младенца.

4*-1047 51


Одним из наиболее значительных у христиан считается праздник Крещения. Он установлен в память крещения Ии-суса Христа на реке Иордан. Этот праздник носит и другое название - Богоявление, так как в момент крещения Иисуса Христа «Бог-Отец свидетельствовал с неба и Бог-Дух Свя-той сошел в виде голубя». В праздничный день главным обрядом является освящение воды в церкви и в проруби, где служится торжественный молебен.

В основе праздника Преображения Господня лежит евангельский рассказ о преображении Иисуса Христа в присутствии верных его учеников. В Евангелии от Матфея об этом говорится так. Однажды Иисус Христос в сопро-вождении своих учеников Петра, Иакова и Иоанна поднял-ся на гору и вдруг неожиданно для них преобразился: «и просияло лице его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет». А затем раздался «глас из облака гла-голющий: Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте». В день праздника в храмах происходит торжественное богослужение с принесенными верующими плодами. После освящения и благословения овощей и фруктов их разрешалось употреблять в пищу. На Руси этот праздник назывался яблочным Спасом.

В последнее воскресенье перед Пасхой в память «входа Господня в Иерусалим» христиане отмечают спе-циальный праздник, носящий еще название Вербного вос-кресенья. В праздничный день в храмах совершается об-ряд освящения вербы, которую верующие хранят в домах в течение целого года. Этот праздник напоминает верующим, что именно Иисус Христос есть мессия, спаситель человечества, предсказанный ветхозаветными пророками.

В память вознесения Иисуса Христа на небо также ус-тановлен специальный праздник. Согласно евангельским повествованиям, после мученической смерти Христос вос-крес чудесным способом и вознесся на небо. Событие это совершилось на 40-й день после воскресения Христа. Священнослужители называют праздник Вознесения праздником завершенного спасения, ибо все дело спасения: рождество, страсти, смерть и воскресение завершаются вознесением.

Культу креста - символа христианской веры - посвящен праздник Воздвижения Креста Господня. С крестом цер-ковь связывает несколько знаменательных событий. Об одном из них всегда вспоминают в праздничных пропове-


дях. Согласно преданию, римский император Константин, который разрешил свободное исповедание христианства, еще будучи язычником, перед одним из крупнейших своих сражений имел чудесное видение. Перед ним на небе явился озаренный сиянием крест с надписью «Сим побеж-дай!». Той же ночью императору явился во сне сам Иисус Христос и посоветовал взять в сражение знамя с изобра-жением креста. Константин сделал все, как велел Христос.

В сражении Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста.

Видное место в христианстве занимает культ Богороди-цы. В ее честь воздвигнуто множество храмов, ее изобра-жение встречается на многих иконах, ей посвящены че-тыре из всех двунадесятых праздников: Рождество Бого-родицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Бо-городицы и Успение Богородицы.

4. Раскол христианства.Становление и развитие христианства представляло собой противоречивый про-цесс порождавший множество расхождений во взглядах отдельных христиан и общин. Вызванные различиями со-циальной и религиозной жизни христианских общин, эти расхождения приводили к образованию различных на-правлений в христианстве и церковным расколам.

Один из таких расколов возник на основе догматиче-ских разногласий, касающихся споров о триединой сущно-сти Бога. Последователи александрийского священника Ариана не желали признавать основной христианский дог-мат о единой сущности Бога-Отца и Бога-Сына. По их мне-нию, Бог-Сын (Христос), будучи творением Бога-Отца, яв-ляется по отношению к нему существом нижестоящим. Арианство получило широкое распространение во всем христианском мире, однако в итоге было осуждено и за-прещено решением двух Вселенских соборов 325 и 381гг. Ряд христианских общин воспринял несторианство -учение, основанное в Византии Константинопольским патриархом Несторием, которое утверждало, что Иисус будучи рожден человеком, лишь в последствии, в результате Боговоплощения и Преображения, стал Сыном Божьим, Христом Спасителем. Вселенским собором 413 г. это учение было осуждено как ересь, однако в средние века получило широкое распространение на Востоке и в


настоящее время сохраняется как разновидность христианства в Иране, Ираке, Сирии.

Своеобразным ответом на несторианство явилось уче-ние монофизитов, возникшее в Византии в V В. Монофизиты (от греч. слов монос - один, физис - природа) отказыва-лись признавать Иисуса Христа одновременно и челове-ком и Богом. Учение это было осуждено Вселенским собо-ром 415 г., окончательно утвердившим определение Иису-са Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице. Несмотря на запрет, монофизиты распространили свое учение в ряде провинций Византийской империи (Еги-пет, Сирия, Армения), где вследствие раскола образова-лись церкви, до сих пор стоящие особняком от остального христианства: армянская, эфиопская, коптская, сирийская и малабарская. С 1971г. они стали называться древними восточными церквами.

Еще более крупным был раскол в XI в., обусловленный разделением Римской империи на Западную и Восточную. На западе в связи с упадком, а потом и упразднением вла-сти императора и распадом империи (около 476 г.), необы-чайно вырос авторитет главы церкви - римского епископа, получившего наименование папы. На востоке, где импе-рия сохранилась, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский, иерусалимский) не могли получить такой власти. Они почти не пытались выйти из-под опеки императоров. Во время иконоборческого движе-ния в Византии (VII - IX вв.) независимости церкви был нанесен особенно сильный удар: чтобы еще больше под-чинить ее себе, императоры запрещали поклонение ико-нам, ослабляя тем самым притягательность церковных обрядов, и конфисковывали церковно-монастырские земли. Правда, почитание икон позже было восстановлено, но церковные земли не были ей возвращены, что оконча-тельно подорвало самостоятельность церкви.

Несмотря на настойчивые притязания на первенство во всем христианском мире Римского папы, восточные пат-риархи не желали подчиниться его власти. Организационные и догматические разногласия между вос-точной и западной церквами, отражавшие политическую борьбу, постепенно нарастали и привели к разрыву в 1054 г. С тех пор восточная ветвь христианства стала назы-ваться греко-кафолической (православной).


Третий, последний, раскол христианства произошел в период Реформации XVI в., когда из недр католицизма вы-делилось новое крупное направление в христианстве - про-тестантизм. В результате широкого антикатолического дви-жения в Европе, явившегося одним из этапов борьбы наро-ждающейся буржуазии против феодализма - от католициз-ма откололось несколько европейских церквей получивших независимость.

Таким образом, с XVI в. в христианстве существуют три основных направления: католицизм, православие и протес-тантизм.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты