КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЕдинобожиеВ результате исследования коранических текстов, становится ясным, что Единобожие делится на три вида: Первый вид: Единобожие Всевышнего Аллаха в Господстве. Этот вид Единобожия является врожденным чувством разумных людей. Аллах Всевышний сказал: ﴿ûÈõs9ur NßgtFø9r'y ô`¨B öNßgs)n=yz £`ä9qà)us9 ª!$#﴾ «Если ты спросишь у них (многобожников), кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”». (Сура «аз-Зухруф», 87 аят). Также Всевышний Аллах сказал: ﴿ö@è% `tB Nä3è%ãöt z`ÏiB Ïä!$yJ¡¡9$# ÇÚöF{$#ur `¨Br& à7Î=ôJt yìôJ¡¡9$# t»|Áö/F{$#ur `tBur ßlÌøä ¢yÛø9$# z`ÏB ÏMÍhyJø9$# ßlÌøäur |MÍhyJø9$# ÆÏB ÇcyÛø9$# `tBur ãÎn/yã zöDF{$# 4 tbqä9qà)u|¡sù ª!$# 4 ö@à)sù xsùr& tbqà)Gs? ÇÌÊÈ﴾ «Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» (Сура «Юнус» 31 аят). И подобных аятов очень много. А то, что Фараон отрицал существования Аллаха в своих словах: «А что такое Господь миров?» (Сура «аш-Шуара» 23 аят), то это исходило лишь из его гордыни и притворства, на что указано в словах Аллаха: «Он (Муса) сказал: «Ты уже знаешь, что ни кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений. О Фараон! Я полагаю, что тебя постигнет погибель». (Сура «аль-Исра», 102 аят). И Слова Аллаха: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости». (Сура «ан-Намль», 14 аят). Именно поэтому Коран был ниспослан с утверждением этого вида Единобожия в контексте вопросительных утверждений, как это видно в Словах Аллаха: ﴿Îûr& «!$# A7x© ÌÏÛ$sù ÏNºuq»yJ¡¡9$# Ç ÚöF{$#ur﴾ «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе – Творце небес и земли?» (Сура «Ибрахим», 10 аят). ﴿ö@è% uöxîr& «!$# ÓÈöö/r& $|/u uqèdur >u Èe@ä. &äóÓx«﴾ «Скажи: “Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха, в то время как Он является Господом всякой вещи?”» (Сура «аль-Ан’ам» 164 аят). ﴿@è% `tB >§ ÏNºuq»yJ¡¡9$# ÇÚöF{$#ur È@è% ª!$#﴾ «Скажи: “Кто Господь небес и земли?” Скажи: “Аллах”». (Сура «ар-Раъд», 16 аят). И многие другие аяты были ниспосланы в подобном контексте ввиду того, что они подтверждали Господство Аллаха. Этот вид Единобожия не принесет пользы неверующим, потому что они не единили Его, Свят Он и Велик, в поклонении Ему Единственному. Как сказал Аллах: ﴿$tBur ß`ÏB÷sã NèdçsYò2r& «!$$Î/ wÎ) Nèdur tbqä.Îô³B ÇÊÉÏÈ﴾ «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей». (Сура «Юсуф» 106 аят). ﴿wr& ! ß`Ïe$!$# ßÈÏ9$sø:$# 4 úïÏ%©!$#ur (#räsªB$# ÆÏB ÿ¾ÏmÏRrß uä!$uÏ9÷rr& $tB öNèdßç6÷ètR wÎ) !$tRqç/Ìhs)ãÏ9 n<Î) «!$# #s"ø9ã﴾ «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”». (Сура «аз-Зумар» 3 аят). ﴿crßç7÷ètur `ÏB Âcrß «!$# $tB w öNèdÛØo wur óOßgãèxÿZt cqä9qà)tur ÏäIwàs¯»yd $tRàs¯»yèxÿä© yYÏã «!$# 4 ö@è% cqä«Îm6uZè?r& ©!$# $yJÎ/ w ãNn=÷èt Îû ÏNºuq»yJ¡¡9$# wur Îû ÇÚöF{$# 4 ¼çmoY»ysö7ß 4n?»yès?ur $£Jtã cqä.Îô³ç ÇÊÑÈ﴾ «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет вреда и не приносит им пользы. Они говорят: “Они наши заступники перед Аллахом”. Скажи: “Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?” Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи». (Сура «Юнус», 18 аят).
Второй вид: Единобожие в поклонении Одному Аллаху. Именно этот вид Единобожия был причиной всех сражений и конфликтов посланников с общинами. Именно для его установления и были отправлены посланники, а суть его – это смысл свидетельства «Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха», которое построено на двух основах: отрицание и подтверждение в этом выражении. Смысл отрицания: Это устранение всех видов объектов поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, во всех действиях поклонения. Смысл подтверждения: Это единение Единого Аллаха во всех видах поклонения именно в том виде, как Он узаконил это поклонение[1]. Большая часть Корана содержит именно этот вид Единобожия: ﴿ôs)s9ur $uZ÷Wyèt/ Îû Èe@à2 7p¨Bé& »wqߧ Âcr& (#rßç6ôã$# ©!$# (#qç7Ï^tGô_$#ur |Nqäó»©Ü9$#﴾ «Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута[2]!”» (Сура «ан-Нахль» 36 аят). ﴿!$tBur $uZù=yör& `ÏB Î=ö6s% `ÏB @Aqߧ wÎ) ûÓÇrqçR Ïmøs9Î) ¼çm¯Rr& Iw tm»s9Î) HwÎ) O$tRr& Èbrßç7ôã$$sù ÇËÎÈ﴾ «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» (Сура «аль-Анбия» 25 аят). ﴿`yJsù öàÿõ3t ÏNqäó»©Ü9$$Î/ -ÆÏB÷sãur «!$$Î/ Ïs)sù y7|¡ôJtGó$# Íouróãèø9$$Î/ 4s+øOâqø9$#﴾ «Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять». (Сура «аль-Бакара» 256 аят). ﴿ö@t«óur ô`tB $oYù=yör& `ÏB y7Î=ö6s% `ÏB !$uZÎ=ß $uZù=yèy_r& `ÏB Èbrß Ç`»uH÷q§9$# ZpygÏ9#uä tbrßt7÷èã ÇÍÎÈ﴾ «Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого другие божества, которым можно поклоняться?» (Сура «аз-Зухруф» 45 аят). ﴿ö@è% $yJ¯RÎ) #Óyrqã n<Î) !$yJ¯Rr& öNà6ßg»s9Î) ×m»s9Î) ÓÏmºur ( ö@ygsù OçFRr& cqßJÎ=ó¡B﴾ «Скажи: “Мне внушено в откровении, что ваш Бог, Бог Единственный. Не станете ли вы мусульманами?”» (Сура «аль-Анбия» 108). И многие другие аяты в этом смысле.
Третий вид: Единобожие Аллаха в Его Именах и Атрибутах. Этот вид Единобожия строится на двух основах, как это пояснил Всевышний Аллах в Коране. Первая основа: Это очищение Аллаха от качеств, присущих творениям. Вторая основа: Это Вера во все, чем Он описал Себя и чем описал Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, в истинном, а не метафорическом смысле, так как подобает Ему в Его совершенстве и Величии. Он сказал, отрицая подобие чего-либо Ему: ﴿ليْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ﴾ «Нет ничего подобного Ему», и указал на утверждение Его Качеств в истинном значении: ﴿وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ﴾ «И Он Слышащий, Видящий». (Сура «аш-Шура» 11 аят). Этот аят указывает на исключение необходимости обессмысливать ("таътиль") Атрибуты Аллаха, и из него вытекает необходимость подтверждения Атрибутов в их истинном смысле без уподобления, их искажения и опустошения (смысла)[3]. И Аллах указал на бессилие творений объять Его знанием, сказав: ﴿ÞOn=÷èt $tB tû÷üt/ öNÍkÉ÷r& $tBur öNßgxÿù=yz wur cqäÜÏtä ¾ÏmÎ/ $VJù=Ïã ÇÊÊÉÈ﴾ «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием». (Сура «Та-ха» 110 аят).
|