КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бог это Мир, а человек - его часть
Для того чтобы говорить о сознании, создающем реальность, нам с вами нужно ответить на еще один важный вопрос, а именно: что же такое сознание вообще? Каковы взаимоотношения мира и сознания? Мы более-менее понимаем, как работает мозг, как он анализирует реальность и создает в себе свое отображение, но сам вопрос, почему мы ОЩУЩАЕМ работу мозга, остается покрыт тайной. Как в мозгу зародилось явление иного порядка - сознание? Никакие исследования не дают ответа на эту загадку. Сознание при вскрытии не обнаруживается. Это самый интересный феномен, доступный каждому человеку. Есть мир - прекрасно, есть мозг, также принадлежащий материальному миру, но откуда взялось скрытое внутри нашего мозга чувствующее и ощущающее сознание, относящееся к совершенно иному миру - миру представления, миру субъективной реальности? Собственно, сознание и субъективная реальность - одно и то же. Не зря существует даже философское деление на объективную и субъективную реальность. Объективная реальность доступна для наблюдения многим и существует независимо от сознания. Например, луна останется доступной для восприятия, даже если человек ничего о ней не знал, и если ты закроешь глаза, луна никуда не исчезнет. А реальность субъективная - это реальность, видимая одному тебе, - нечто, происходящее в личном сознании, образ, фантазия, воспоминание... По крайней мере, таково классическое представление. Но мы-то с вами, работая с техниками третьей и четвертой ступеней, уже успели убедиться, что грань между индивидуальными сознаниями совсем не так уж непроницаема - при некотором навыке не составляет большого труда уловить мысли и ощущения другого человека. Следовательно, мы с вами столкнулись с немного иными закономерностями. И простейшее логическое рассмотрение способно показать, что на самом деле субъективная реальность является другой стороной реальности объективной, ее неотъемлемой частью. Любая часть нашего мира является носителем элементов сознания. Попробуем представить себе упрощенно восприятие действительности нашим мозгом. Мы знаем, что мы существуем. У нас есть ощущение собственного существования. Предположим, мы закрываем глаза - сознание никуда не исчезает. Отключаем системы восприятия - сознание тоже никуда не исчезает, как не исчезает оно никуда у слепоглухонемых. Отключаем память - то же самое. Отключаем логику - остается ощущение собственного существования, нечто, что могло бы сказать о себе "я". Не зря есть старое диалектическое определение: "сознание - это свойство высокоорганизованной материи" и старый, проверенный временем принцип перехода количества в качество. Мы вправе задать вопрос: количество чего переходит в качество сознания? Полностью соглашаясь с тем, что в своей сложной форме сознание возможно только при наличии таких совершенных структур мозга, как память и логика, мы тем не менее вынуждены признать, что существуют своеобразные "элементарные частицы", из которых складывается сознание. Эти "частицы" - ощущения. Сознание сложено из элементарных ощущений. Но что же может быть носителем этих ощущений? Атомы и молекулы? Ерунда, потому что молекулы нашего мозга постоянно заменяются на новые, как и все прочие молекулы в нашем теле. Клетки? Но ведь клетка тоже состоит из заменяющихся молекул, как и ткань, как и мозг в целом. Единственное, что сохраняется, - это структура, составленная отдельными меняющимися молекулами. Причем живая структура, в которой идут тысячи процессов. Ничего таинственного с физической точки зрения в нашем мозгу нет. Самые обычные атомы, молекулы, привычные поля, и ни один из этих элементов не сохраняет постоянно своего присутствия. Постоянна только схема, структура их взаимодействия.
Получается, что в нашем мозгу сохраняется сознание и структура процессов. Следовательно, ощущения - это нечто, сопровождающее процессы, а их особая структура рождает сознание в том виде, в котором мы его знаем. Дополнительно это можно подтвердить тем фактом, что наше осознание - это динамическая структура, суть которой - непрерывные изменения. Останови процесс - изменения прекратятся, сознание исчезнет. Но материя - атомы и молекулы - останутся. А процесс, зависящий от изменений структуры упорядоченности во времени, является ни каким иным, как информационным. Сделаем вывод. Наше сознание - это информационный феномен, опирающийся на процессы изменения упорядоченности. Но ведь таких процессов, какие протекают в нашем мозгу, в окружающем мире просто пруд пруди! Свет отражается от астероидов, электроны сталкиваются меж собой в беспрерывном танце, вода проливается из туч. Мир полон информационных процессов, и каждый из них несет ощущение, является носителем субъективной реальности, является носителем смысла. Позвольте-позвольте... То есть выходит, что объективное и субъективное - это одно и то же? Что не бывает материи, не несущей ощущений? Да, именно так! Наш мир - это одна огромная информационная структура, являющаяся носителем одного гигантского сознания - Бога. Мы, наше сознание, соединены с ним бесконечным количеством нитей общих процессов, протекающих через нас и делающих человека частью общего сознания Вселенной. И это полностью соответствует результатам наших предыдущих исследований! Помните, мы с вами говорили о том, что в процессе познания сознание создает в себе структуру, повторяющую упорядоченность анализируемого объекта. Следовательно, сознание, включающее в себя смыслы всего мира, должно содержать в себе структуру всего мира! И у нас как раз есть такое сознание - сознание мира, включающее в себя весь мир, в том числе и нас. Оно по определению всемогуще и всеведуще, потому что кроме него в мире нет ничего. Оно содержит в себе смысл мира. Поэтому вполне естественно, что в нашем мире встречаются мощные упорядоченные последовательности событий, которые известны нам под именем Мировых Течений, - это движения сознания нашего мира. Все, что происходит вокруг нас, - это осознанный процесс, а человек - часть этого процесса.
Чем же занято высшее по отношению к нам сознание и каково место человека в мире? Давайте с этим разберемся. Мы с вами знаем, что мир не стоит на месте. Он развивается - в нем происходят неисчислимые события, процессы... Более того, в нем существует энтропия. То есть базовая существующая упорядоченность непрерывно перемалывается, освобождая энергию, - и самоусложняется!!! Если представить себе момент так называемого Большого Взрыва, создавшего нашу Вселенную (теорию, кстати, совершенно не противоречащую наличию Бога в Мире, который в этом случае родился одновременно с миром и - мы помним, что любой процесс является носителем субъективной реальности, - явился создателем мира и самого себя), то в момент самого рождения существовало только ничего -и что-то (точка, мировое яйцо- нечто, в чем пребывала вся материя). Так вот в этот момент существовала самая простая упорядоченность - из двух элементов. Но с течением времени эта упорядоченность усложнялась и усложнялась. Мир, который одновременно есть Бог, развивается и усложняет свое сознание, создавая все новое богатство вариантов и смыслов! Он - это мир, познающий сам себя. Бог познает нечто, создавая в себе всю сложность нашего мира. Мысли Бога - это совокупность всех процессов, идущих в мире. И в ходе этого процесса появился человек. Человек имеет ту же самую природу, что и Бог, - он разрушает простые упорядоченности, создавая более сложные. Он создает смысл в процессе своего познания. Есть только два отличия: первое - то, что познает человек, является упорядоченностью, созданной в сознании Бога. То есть субъективная реальность Бога является объективной реальностью для человека. Запомним это - мы увидим вскоре, что субъективная реальность сложного уровня представляет собой объективную реальность для более низкого уровня. И второе отличие - человек сам по себе является частью Мира, а стало быть, Бога. Но позвольте! Тогда выходит, что человек познает то, что его окружает, то есть внутреннюю реальность Бога, создавая в себе, а стало быть, в Боге, упорядоченные структуры, повторяющие познаваемые им упорядоченности, стало быть, внутреннюю реальность Бога.... Сказка про белого бычка тогда получается! А вот и нет. Дело в том, что человек создает новые смыслы, не существовавшие ранее! Помните, мы с вами говорили, что невозможно понять смысл незнакомого процесса, наблюдая только его часть? Для того чтобы понять смысл чьих-то поступков, мы должны видеть то же, что видел тот, кто совершал поступок, чувствовать то же, что и он, и видеть результаты действий - то есть причины и следствия процесса должны быть сосредоточены на нашем же уровне! Поскольку мы меньше мира, появились позднее, а познаем часть мира, на которую влияют его остальные части, мы вкладываем в познанное совсем иной смысл. Никогда человеку не познать Бога - смыслы, которые содержит в себе всемирное сознание, сопровождающие процессы движения Вселенной, навсегда останутся для нас непостижимыми. Есть только последовательное приближение к этим смыслам - но человек всегда будет меньше мира, всегда останется его частью и никогда не постигнет сознание Бога, частью которого он является. Это так же невозможно, как невозможно вашей руке понять вас, понять процессы, идущие у вас в сознании. Только здесь разница масштабов и сложности еще больше. Сознание мира чувствует человека прямо, непосредственно, человек Бога вычисляет косвенно и никогда не ощущает целиком. Так что говорящий от имени Бога просто поддался собственным иллюзиям. Одно и то же ощущение в разных обстоятельствах порождает разный смысл. Но для процесса познания это неважно. Ведь несмотря на иной смысл, сознание все равно копирует истинные закономерности. Мы - создающее смыслы зеркало сознания мира. А поскольку смыслы, содержащиеся в нас, немного иные, то и наше сознание производит в себе не только наблюдаемую упорядоченность, повторяя в себе часть ощущений сознания мира, но и упорядоченность, связанную со своими смыслами, и распространяет вокруг себя новую, иную, непохожую на природную упорядоченность (см. рис. 7). Человек является частью механизмов, развивающих мир. Он создает новые смыслы и новые упорядоченности. Он и познает, и создает мир, являясь в то же время его частью и частью Божественного сознания - и имея ту же природу, что и сознание нашего мира. То есть человек является как бы второй (насколько нам известно) волной развития сознания мира. Но ведь человек не является пассивным созерцателем! Человек активен в своем познании, он влияет на процессы вокруг себя, он вмешивается в работу мира. Здесь естественно задать вопрос: каким образом мы взаимодействуем с сознанием мира, с Богом? Я вам отвечу. Мы в ходе нашей деятельности, а особенно - в ходе нашего мышления, которое предшествует нашей деятельности, вносим в мир новые смыслы. Вносим их непосредственно в упорядоченности, составляющие основу сознания Бога. Каждый раз, срывая былинку или сажая дерево, мы добавляем в сознание Бога новое ощущение двумя способами - чувствуя и понимая само действие (это мы способны осознать) и внося изменение непосредственно в упорядоченность мира, а стало быть, в его сознание (смысл, появляющийся в нем при этом, остается для нас непостижимым). То есть человек создает новое во всемирном сознании по меньшей мере двумя способами - чувствуя сам и впрямую физически воздействуя на мир. Но есть и еще два способа! Один из них - это воздействие через коллективный разум человечества. Другой - непосредственное воздействие мыслью. Собственно, это один способ, просто влияние через коллективный разум человечества более эффективно. Но подробно рассматривать мы их будем дальше. Пока скажу лишь, что мысль человека, будучи субъективной стороной процессов, происходящих в объективной реальности мира (субъективной реальности Бога), материальна. Она общая для человека и для всемирного сознания одновременно и способна, разумеется, оказывать воздействия на события, происходящие в мире. Для этой части главы, думаю, информации достаточно. Нам еще предстоит понять одно из важнейших правил поведения в этой реальности. Пока подведем итог. Наш мир обладает сознанием, которое мы называем Богом. Человек - логический продукт тех же закономерностей, что и Бог, часть Бога, верит он в создателя или нет, религиозен он или нет, и участвует в создании нашего мира, его усложнении. Человек участвует в смысловом создании мира и способен взаимодействовать с его сознанием, воздействуя на мир напрямую и при помощи мысли, которая является частью сознания Бога.
|