Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Современные тенденции изменения брака и брачного поведения в России и мире. Причины и факторы брачных трансформаций.




Во-первых, в России уходят в прошлое ранние браки, стимулированные добрачной незапланированной беременностью. Это во многом определяется как изменением контрацептивного поведения россиян, так и изменением отношения к внебрачной рождаемости.

Что касается внебрачных рождений, то если в 1980 году у матерей до 20 лет доля внебрачных рождений в общем числе рождений составляла 18,7%, в 1990 году - 20,2%, то в 2004 году - 47,3%. Традиционное прикрытие добрачного "позора" скоропалительным браком получает все меньшее распространение.

Во-вторых, социологи фиксируют решительный отказ от традиционного отношения к замужеству как безальтернативному пути для успешной самореализации девушки. По результатам последних опросов выходит, что "хорошая работа" более важна для ее будущего, чем "удачное замужество". Это еще больше убеждает нас, что патриархальные устои - представление об обязательности брака как социальной норме - разрушены до основания.

В-третьих, регистрация брака с ее символическими, торжественными атрибутами утрачивает значение стартовой позиции для совместного проживания все большего числа молодых людей. Путь к массовому распространению неформальных отношений как альтернативы официальному браку в первом партнерском союзе проложили поколения, родившиеся во второй половине 1960-х годов. Сегодня не менее 25% женщин к 20 годам и не менее 45% к 25 годам не регистрировали брак со своим первым партнером. Данные для мужчин подтверждают эти цифры - 40-45% первых союзов - это сегодня неформальные союзы.

Неформальные отношения в начале совместной жизни для большинства носят временный характер пробного брака. Спустя какое-то время для многих пар отношения становятся вполне респектабельным, юридически оформленным браком. В то же время, данные исследований показывают, что регистрация брака все чаще не просто откладывается на время до проверки прочности отношений, но и не наступает вовсе. Заметим, что если оформление отношений не происходит к 3-5 годам совместной жизни, шансы того, что брак в этом партнерском союзе будет когда-нибудь зарегистрирован вообще, минимальны - практически нет никакой разницы в процентных долях зарегистрировавших брак к 5-му и 10-му годам от начала отношений.

Итак, по всем параметрам брак как формальный союз в России теряет свою популярность. Он не только откладывается на более поздний возраст у современных поколений, но и вытесняется устойчивыми сожительствами. Будущее покажет, изберет ли Россия для себя радикальный скандинавский путь трансформации семейно-брачных отношений, при котором неформальные союзы в демографическом и юридически-правовом отношении сосуществуют на равных, или ей предстоит более мягкий путь Франции и целого ряда других западноевропейских стран, в которых неформальные отношения между совместно проживающими молодыми партнерами являются обязательной прелюдией к браку в зрелом возрасте. Возможен и вариант Америки, где, как в котле, варятся самые различные модели брачно-партнерских и семейных отношений в зависимости от принадлежности к той или иной социальной страте.

 

Наряду со снижением рождаемости имеет место и сокращение брачности. Если падение рождаемости началось с середины 60-х гг. XX в., то существенное снижение брачности произошло лишь в последние годы: 1990 г. — 1320 тыс. браков, 1998 г. — 849 тыс. браков, однако к 2005 г. опять произошел некоторый рост - 1020 тыс. браков в год. Снижение брачности связано как с тем, что через возраст 20-25 лет сейчас проходят малочисленные поколения, родившиеся в годы низкой рождаемости (в конце 60-х — начале 70-х гг.), так и с откладыванием вступления в брак, что в свою очередь ведет к откладыванию рождения детей. Общий коэффициент браков (на 1000 населения) в России снизился с 9,9%о в 1987 г. до 7,1%о в 2002 г. Одновременно с сокращением брачности растет число разводов (1990 г. — 560 тыс., 2002 г. — 763 тыс. разводов). Если в 1990 г. их было 3,8 на 1000 чел. населения, то в 2002 г.— 6,0%о.

За последние годы резко вырос показатель, характеризующий соотношение числа регистрируемых разводов и числа регистрируемых браков. В 1990 г. на 100 браков приходилось 42,4 развода, в 2002 г. их число выросло до 83,7. Почти треть разводящихся составляют молодые брачные пары, прожившие вместе менее 5 лет. Из-за распада семей ежегодно около полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остается без одного из родителей (в 1999 г. — 454 тыс. детей). Сегодняшний высокий уровень разводов говорит о нестабильности семьи, ее уязвимости. Вряд ли можно рассчитывать на изменение сложившихся тенденций. Об этом говорят и данные по России, полученные в ходе Всесоюзного выборочного обследования в 2004 г. Так, считали свою семью прочной лишь 55,7% опрошенных (в городских поселениях — 54,8%, в сельской местности — 58,8%).

 

Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брачных отношений. Как результат — распространение добрачных сожительств и не оформленных юридически браков, рост числа детей, рожденных вне брака. В 1999 г. вне брака рождалось 27,9% детей, в 2002 г. их доля выросла до 29,5%. Это наибольшая величина. Даже сразу после Второй мировой войны внебрачные дети в России составляли лишь 24%. По мере удаления от войны доля внебрачных детей сокращалась: в 1955 г. их было 17%, в 1960 г. — 13% в 1968 г. — 10%. С конца 1960-х до середины 1980-х гг. отмечалась стабилизация этого показателя на самом низком за весь послевоенный период уровне (около 11%), а затем он стал снова расти, в 90-е гг. — очень быстро.

 

Эта тенденция характерна не только для России, но и многих европейских стран. Например, в Швеции доля внебрачных рождений составляет около 50%, Дании — 40%, Канаде — 23%, Франции и Великобритании — почти 40%. Низкая внебрачная рождаемость сохраняется лишь в Южной Европе: в Греции — 4%, Хорватии — 8%, Италии и Македонии — 9%.

 

Наибольшую распространенность внебрачные дети имеют в самой молодой возрастной группе матерей (до 20 лет) и в самых старших возрастных группах (после 40 лет). Однако ввиду того, что рождаемость у женщин старших возрастов в целом низка, в общем числе детей, рожденных вне зарегистрированного брака, преобладают дети, рожденные у молодых матерей.

 

Принято считать, что внебрачные рождения — явление маргинальное, это результат либо неразумного поведения молодежи, либо осознанного решения бездетной немолодой женщины родить ребенка "для себя".

 

 

Судя по всему, рождение ребенка вне зарегистрированного брака, которое многим представляется довольно редким, вынужденным особыми обстоятельствами событием, давно уже вышло в России из разряда маргинальных явлений и получило широкое распространение. Его причины, а, может быть, в еще большей мере последствия нуждаются в очень серьезном осмыслении.

 

И наконец, нельзя не отметить по-прежнему сохраняющийся высокий уровень абортов в стране. Если в развитых европейских странах основным методом регулирования деторождения является предупреждение беременности с помощью средств контрацепции, то в России преобладает искусственное прерывание беременности. Только немногим более трети женщин используют для предупреждения беременности современные средства контрацепции. В 2005 г. было учтено 1944,5 тыс. абортов (50,0 аборта на 1000 женщин фертильного возраста). На 100 родов в 2002 г. приходилось 139,2 абортов (в Нидерландах — 12 абортов, в Германии — 17, Франции, Италии — 23, Великобритании — 27).

 

17. Разводимость как демографический процесс. Причины и демографические последствия высокой разводимости.

Развод - это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда. Развод производится по заявлению одного из них или обоих, или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным34. Законодательство также устанавливает порядок расторжения брака и правила, регулирующие взаимоотношения бывших супругов после развода. Развод как социальный феномен изучается в праве, социологии и социальной психологии.

Демографию же интересует массовый процесс расторжения браков в населении, или когорте, т. е. разводимость, а также влияние разводимости на процесс воспроизводства населения, отдельные демографические процессы и на формирование брачно-семейной структуры населения. В частности, демографа разводимость интересует как фактор, который наряду с овдовением определяет число лиц, которые могут вступить в брак повторно.

Разводимость измеряют системой показателей, первым из которых является абсолютное число разводов за период, обычно за год. Зависимость этого показателя от численности населения делает необходимым переход к относительным показателям разводимости, т. е. к коэффициентам разводимости.

Первым из показателей разводимости является ее общий коэффициент. Он равен отношению общего числа разводов за период к среднему населению, или общему числу человеко-лет, прожитых населением за этот период:

где D - число разводов за период; CDR -• общий коэффициент разводимости; Р - среднегодовое население (численность населения на середину периода); Т- длина периода в годах. Обычно общие коэффициенты разводимости рассчитывают применительно к году. В этом случае Т=1.

Среди частных коэффициентов разводимости можно назвать коэффициенты для мужчин и женщин, для городского и сельского населения и т.д. Наиболее важную роль в демографическом анализе разводимости играют повозрастные коэффициенты разводимости, равные отношению числа разводов мужчин или женщин за тот или иной период времени к их средней численности за тот же период. Показатель характеризует частоту разводов у лиц разных возрастов. Если просуммировать все повозрастные коэффициенты разводимости, то получим суммарный коэффициент разводимости.

У широкой публики и у журналистов чрезвычайно популярной характеристикой разводимости является отношение годового числа разводов к годовому числу браков. Этот показатель называют индексом разводимости. Помимо показателя для всего населения могут быть вычислены и повозрастные индексы разводимости. Однако, несмотря на их популярность, эти показатели непригодны для характеристики интенсивности разводимости, ибо годовое число браков отнюдь не равно тому числу браков, которые вообще могли бы быть расторгнуты.

Специальные коэффициенты разводимости рассчитываются по отношению к численности мужчин или женщин, состоящих в браке, или, проще, к числу брачных пар. Специальный коэффициент разводимости равен отношению числа разводов за период к среднему числу существующих брачных пар на середину того же периода (обычно по данным переписи населения). Данный показатель точнее общего коэффициента разводимости (поскольку относится только к существующим брачным парам), однако он имеет ряд существенных ограничений, которые делают его малоупотребительным. Главным недостатком специального коэффициента разводимости является то, что он может рассчитываться только в годы, близкие к переписи населения, поскольку только перепись дает сведения о брачном составе населения.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты