КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы сооруженийМонастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами. Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени - базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной. Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего пространства. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами. Колонна сохраняет классическое деление на три части. Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. Развитие городских поселений. Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые были воинскими опорными пунктами и административными центрами. Они имели регулярную планировочную основу. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, однако в тот период они превращались в торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог.
Вопрос №15. Готическая архитектура. Строительные приемы и конструкция готического храма. Архитектура западного средневековья (с VI по XV век включительно) являет целостную картину возникновения, созревания и наиболее полного выражения своеобразной, порожденной политическими и социальными условиями феодальной Европы, строитель-ной системы, по-особому преломившейся в каждой из стран, но имевшей общие признаки и особенности. На первом этапе эта система приобрела формы так называемого романского стиля, на втором - готического. Романская архитектура. как отмечалось, оперировала в основном массивными каменными конструкциями, готическая - почти исключительно каркасными. В поздней готике каркасность доведена была до предельного совершенства. Каркасные конструкции и их составные элементы переходят во многих случаях в сложнейшие построения, играющие в основном уже лишь декоративную роль (так называемая пламенеющая готика). Важнейшей причиной формирования готического стиля явились - рост монастырей, увеличение их богатств в результате паломничества и крестовых походов, рост городов и их успешная борьба с феодалами за свои права. Самым выдающимся техническим достижением эпохи является конструкция готического базиликального храма. Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты. В готическую эпоху преобразуется и конструкция крыш. Готические мастера полностью создали стропильную ферму, независимую от свода и опирающуюся на стены. Система прямоугольных стропил сочеталась с криволинейными деревянными арками, составлявшими, подобно нервюрам в каменных сводах, конструктивный каркас деревянных сводов. Деревянные конструкции получили широкое применение в массовом типе так называемого "фахверкового" жилого дома. Следует отметить также использование металла и стекла в готических конструкциях. Помимо широкого строительного применения для деталей крепления (гвозди, анкеры, скобяные изделия и т. п.) в XIII-XIV вв. металл применяется в декоративных целях (решетки, шпили, флюгеры и т. п.). Из свинца, помимо кровли и прокладок в швах каменной кладки, стали делать переплеты витражей, а также различные накладные украшения. Увеличилось и производство листового стекла для заполнения колоссальных окон готических зданий. Началось изготовление стекла крупного размера. В готической архитектуре возведению здания обычно предшествовал проект. Если в романский период достаточно было схематического наброска с размерами, фиксирующего общие пожелания заказчика, то проект готического времени уже представлял собой выполненные на больших листах пергамента чертежи, на которых сравнительно точно были определены основные конструктивные и архитектурные элементы здания.
|