Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос №19. Культовое зодчество Белоруссии XIV-XVI вв.




Общий крепостной и замковый характер монументальной архитектуры XIV - первой половины XVII в. распространился и на культовое зодчество. Укрепленные храмы с мощными стенами, башнями, бойницами или обнесенные крепостным валом и стеной получили распространение на белорусской земле.

Самостоятельную группу храмов оборонного типа составляют церкви в Сынковичах, Супрасле и Мурованке (Маломожейкове). Это прямоугольные в плане постройки с одной или тремя апсидами и четырьмя крепостными башнями, выступающими по углам. Их планировка родственна четырехстолпным храмам западнорусских областей XII- XIII вв., что свидетельствует о продолжении традиций древнерусского строительства, непрерывном процессе развития белорусского зодчества. Вместе с тем у них были отличительные черты, обусловленные местными особенностями.

Сынковичская церковь (Гродненская область) является древнейшим оборонным храмом в Белоруссии. Наиболее вероятным временем ее строительства можно считать конец XV - начало XVI в. Система оборонных устройств церкви в основном повторяет подобные приспособления в крепостном зодчестве того времени. Массивные стены, башни и помещение над сводами с бойницами сближают ее с небольшим замком. План представляет собой слегка вытянутый перекошенный прямоугольник с трехнефным членением, все нефы имеют почти одинаковую ширину. Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают небольшую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Зальность интерьера чувствуется и во внешнем объеме церкви, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой двухскатной крышей.

Храмом, приспособленным к обороне, но отличающимся от рассмотренных образцов, является Борисоглебская церковь в Новогрудке. Эта постройка относится к 1519 г. Позже, в первой половине XVII в., она была реконструирована, достроена с западной стороны и получила иной облик. Церковь представляла собой небольшой четырехстолпный храм с планом, близким к квадрату со стороной около 14 м (без апсиды). Широкая и сильно выступающая пятигранная апсида являлась как бы продолжением основного объема постройки. Углы храма укреплены почти на всю высоту гранеными контрфорсами. Оригинально выполнено декоративное оформление стен древней части церкви: топкие вертикальные лопатки под карнизом завершаются своеобразным трехрядным поясом из стрельчатых арочек. Принятый мотив декорации создает иллюзию ажурности фасадных стен и придает им нарядность.

Церковь в Кодне (около 1530) на западном берегу Буга была возведена на территории замка Сапеги. Она представляет собой трехнефную бескупольную постройку с одной сильно выступающей апсидой. Интерьер освещается только с южной стороны (аналогия имеется в Ишкольди). Окна узкие, высокие, с полуциркульным завершением. Объем храма компактен и лаконичен: это параллелепипед, завершенный высокой двухскатной крышей. Ступенчатые контрфорсы имеются на всех фасадах. На главном, где собрано наибольшее количество декоративных элементов, контрфорсы сильно вытянуты и объединяют основную часть храма со щипцовой стеной. Такой композиционный прием в других постройках этого типа не встречается.

Церковь в Сморгони (1553) является оригинальным памятником архитектуры ренессанса. План церкви представляет собой растянутый восьмигранник. Внутреннее пространство решено в виде цилиндра, перекрытого высоким куполом. Основание купола замаскировано аттиком, богато декорированным со всех сторон лопатками и спаренными полуциркульными нишами и гирьками. В противоположность аттику большая часть церкви выполнена в строгих формах. Монументальная приземистая башня, через которую открывается доступ в церковь, имеет оборонное значение.

Реформационное движение коснулось преимущественно феодальной верхушки общества, а среди горожан и крестьян Белоруссии не нашло распространения. Местное население в своей борьбе против католической церкви пошло по пути организации православных братств. В такой исторической обстановке уже в конце XVI в. католицизму и контрреформации удалось свести на нет влияние реформационных идей. Первые памятники католической архитектуры восходят к концу XV-XVI в. Но это были лишь отдельные и редко встречавшиеся постройки.

Древнейшие каменные костелы носили черты крепостей. В их архитектуре преобладали готические формы - контрфорсы, оборонные башни, характерные своды, стрельчатые ниши и проемы, имевшие широкое распространение в белорусском зодчестве почти до середины XVII в. К таким постройкам можно отнести храмы в Ишкольди, Гнезно, Чернавчицах, Комаи, отдельные части бернардинского костела в Гродно (все конца XV, XVI - начала XVII в.) Вместе с тем уже в конце XVI в. появляются барочные костелы, близкие к итальянским прототипам (Несвиж). В дальнейшем на их архитектуру стали оказывать активное влияние местные традиции культового зодчества, в силу чего костельное строительство XVII и XVIII вв. в Белоруссии приобретает своеобразие. Многие мастера-иностранцы, приглашенные из разных стран Европы для строительства костелов и монастырей, также испытывали влияние национальной культуры. Не случайно в первой половине XVIII в. в Белоруссии развивается своя разновидность архитектуры, известная в литературе как «виленское барокко». В этом отношении белорусское барокко представляет больший художественный интерес.

Костел в Ишкольди (Брестская область) является редким образцом деревенского готического храма. Построен в 1472 г. Его прямоугольный план (10X14,5 м) завершается пятистенной апсидой. По своей площади апсида немногим уступает основной части храма, являясь ее органическим завершением как в плане, так и в объемном построении. Фигурное завершение главного фасада и криволинейные очертания контрфорсов сообщают костелу скульптурность, смягчающую его монументальный облик. В архитектуре и конструкциях отмечаются элементы, типичные для готики: кладка стен с использованием характерной перевязки, орнаментики на фасадах из торцов пережженного кирпича, декоративное убранство щипцовой степы плоскими нишами стрельчатого очертания, такой же формы оконные и дверные проемы, звездчатый свод над граненой апсидой, высокая крыша. Архитектура костела в Ишкольди во многом перекликается с храмом Йонаса в Запишкисе (XVI в.) и другими средневековыми культовыми постройками Литвы.

Костел в Гнезно (Гродненская область), относящийся к первой половине XVI в., представляет собой невысокую и массивную постройку. Храм не был достроен: внутри отсутствуют опорные столбы и своды. Перекрытия более тонкие, из дерева. Только высокая ярусная башня доминирует в его композиции. Стены с контрфорсами, окна и ниши стрельчатого очертания подтверждают принадлежность костела к готической архитектуре. Вместе с этим конструктивная характеристика и особенности декора отличают храм от образцов западноевропейской архитектуры этого стиля, придавая ему своеобразие.

Костел в Чернавчицах (Брестская область), построенный во второй половине XVI в., наделен чертами оборонной архитектуры. Так, у апсиды на южном фасаде храма высится цилиндрическая башня. Башни такого типа встречаются в ряде памятников белорусского зодчества XV-XVI вв. (Сынковичи, Маломожейков). Можно полагать, что и введение в архитектуру костела такой башни объясняется известным влиянием местных традиционных приемов строительства. Характерно сводчатое и украшенное скульптурными узорами перекрытие костела. Декорация сводов восходит к ренессансу, что для Белоруссии явление редкое.

Костел в Комаи (Витебская область), возведенный в 1606 г., является примером связи католической культовой архитектуры Белоруссии с местными традициями в церковном зодчестве. План костела имеет сходство с планом церкви в Маломожейкове и первоначально имел компактное построение, типичное для белорусских храмов. Отличительной чертой его является присутствие только двух круглых башен. Их подчеркнуто монументальный вид делает постройку сходной с небольшой крепостью.

Определенной близости белорусских костелов с отдельными православными церквами способствовало нередко то, что они создавались на основе ранее построенных православных храмов. Однако главная причина заключалась в том, что основными строителями костелов были белорусские мастера-каменщики, которые из поколения в поколение передавали свой строительный опыт. Не отказываясь от влияния западноевропейской архитектуры в прогрессивном ее проявлении, они продолжали развивать приемы и мотивы местного народного узорочья, отражающего национальный орнамент и белорусскую природу. Эти элементы декора нередко включались в архитектуру костелов и монахами-архитекторами, стремившимися привлечь народные массы нарядностью и пышностью своих построек.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты