Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос №27. Особенности архитектуры средневекового Китая.




Китай - огромная страна, простирающаяся от тропических джунглей на юге до холодных скал Приамурья на севере. Многообразны природно-географические условия в разных частях территории страны, различны складывавшиеся в тех или иных местностях строительные и архитектурно-планировочные приемы. Однако в процессе четырехтысячелетней истории Китая политическая и национальная консолидация, консерватизм общественного быта и догматизм господствующих идеологий сказались на особенностях архитектуры, обусловив ее характерные общекитайские стилевые черты.

Для безлесных местностей северной части Китая характерен тип дома с глухими наружными стенами, помещения которого обращены во внутренний дворик.

Южный тип китайского жилого дома имел вид павильона - отдельно стоящей постройки, опоясанной ажурной галереей, с массивной двускатной крышей. Дом стоял посреди участка, огражденного стеной. Богатая усадьба представляла собой комплекс, состоявший из подсобных построек по периметру двора и главного здания посредине. Весь комплекс обносился высокой каменной стеной. Большие размеры дворца или храма достигались обычно не увеличением размеров здания, а увеличением количества построек и дворов.

Планировка средневековых китайских городов была регулярной: сетка прямых улиц членит застройку на прямоугольные кварталы. Города были обнесены глинобитными, облицованными кирпичом и камнем крепостными стенами с зубцами и башнями. Еще в средние века в городах Китая в отличие от европейских городов того времени улицы были замощены, богатые дома оборудовались водопроводом, канализацией и даже имели газовое освещение, а для отопления использовался каменный уголь. Но основная масса городского населения ютилась в жалких хибарках, лишенных каких-либо удобств.

Китайский жилой дом павильонного типа послужил прообразом для зданий культового и общественного назначения.

Несущим остовом постройки является деревянный каркас, состоящий из стоек, балок и стропил. Крыша опирается не на стены, а на деревянные столбы. Устойчивость каркаса обеспечивается жесткостью сопряжений балок со стойками. Жесткое соединение осуществляется с помощью своеобразной капители в виде расширяющейся кверху клетки, которая представляет собой несколько ярусов перекрещивающихся деревянных кронштейнов сложной формы. На капители опираются и связаны с ними балки-обвязки, балки перекрытия, стропила и свес крыши.

Промежутки между столбами заполнены деревянной, глинобитной или сложенной из мелких камней стенкой, а в верхней части стены оставлены проемы для освещения, забранные деревянными решетками. Таким образом, крыша покоится на столбах, а стена, ограждающая помещение, не является несущей конструкцией здания; ее может и не быть.

Постройки, облику которых хотели придать величие (например, храмы), возводили на высоких каменных платформах.

В VIII в. возникает форма крыши с выгнутыми краями, которая с тех пор стала характерной особенностью китайской архитектуры. Кровля делалась из соломы, дранки или глазурованной черепицы.

В XIII в. Китай был завоеван монголами, но через сто лет к власти снова пришли правители местного происхождения. В XIV-XVII вв. (период династии Мин) ведется грандиозное строительство храмов, дворцов и зданий церемониального назначения. Памятники этого периода ныне в основном и представляют старую архитектуру страны.

В первых веках нашей эры в Китае распространялся буддизм. В Китае буддийскими мемориальными сооружениями являются многоярусные башни - пагоды.

Раннесредневековые пагоды отличаются монументальностью и простотой стиля. Это массивные башни, у которых каждый верхний ярус уменьшается и отделен от нижнего простым карнизом. Впоследствии стали сооружать пагоды усложненного силуэта, с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой стен.

Один из типов зданий, характерных для архитектуры Китая, - так называемые «ворота почета». В Китае над воротами въезда в город, над входами на храмовый, монастырский или дворцовый участок сооружалась декоративная надстройка в виде крыши или даже целого павильона, что должно было подчеркнуть символическое значение ворот. «Ворота почета» играли роль архитектурных монументов. Каждый пролет увенчивался крышей; сооружение богато украшалось скульптурой, резьбой и раскраской. Мемориальные ворота строились из камня, но формы их свидетельствуют о происхождении от деревянных прототипов.

Из-за того что в Китае, особенно в северной части страны, издавна практиковалось строительство из камня, здесь была известна не только балочная, но и арочная конструкция. Сохранился арочный мост V в. пролетом в 37,5 м, построенный из тщательно отесанных камней.

Большое значение в архитектуре Китая имеет декоративное оформление. Прежде всего крыша здания, кроме ее утилитарного назначения, использовалась в качестве главного акцента архитектурной композиции, и ей придавались формы, усиливавшие ее декоративную роль. Для этого применялись такие средства, как двухъярусное построение крыши, оснащение ее затейливыми украшениями, вычурные изгибы ее свесов. Интерьеры украшены резьбой и росписями. В качестве декоративного средства широко применялся цвет. Глазурованные черепицы кровель цветные: для храмов - синие, для дворцов - золотисто-желтые (на остальных постройках - серые). Столбы красного цвета. Балки перекрытий и клетки кронштейнов расписаны голубым и зеленым с отделкой белым и золотым.

Особо следует отметить характер скульптур и барельефов, которые украшают архитектурные сооружения в Китае. Обычно это изображения драконов и других чудовищ устрашающего вида. Резьба тяжеловесна, перегружена деталями.

 

 

Вопрос №28. Особенности архитектуры средневековой Японии.

В Японии издревле существует обычай, по которому обветшавший деревянный храм в определенные сроки воссоздается в качестве точной копии старой постройки. Благодаря этому мы можем иметь достоверное представление об архитектуре древних сооружений.

В VI в. в Японию из Кореи проникает буддизм, а затем и формы китайской архитектуры. Буддийские храмы и пагоды строились в Японии китайскими или корейскими архитекторами, даже черепицу для них привозили из-за моря. Одно из таких сооружений - храм в г. Нара, являющийся выдающимся историческим памятником, национальной святыней.

В средние века культурное влияние Китая.

В XVII-XVIII вв. военные правители проявляли склонность к возвеличению своей власти - дворцы, мавзолеи, храмы возводились в стиле китайской архитектуры того периода.

В 1867 г. в Японии европеизируются образование и военное дело; налаживаются оживленные связи с другими странами. С тех пор архитектура Японии развивается в общем русле архитектуры капиталистических стран.

Буддизм в Японии не вытеснил древний местный культ - синто.

Японский синтоистский храм резко отличается по своему облику от буддистского. Это очень простое по форме здание, с двускатной крышей, кровля которой сделана из уплотненного слоя тростника или соломы. Постройка стоит на столбах, так что главное храмовое помещение находится на втором этаже. Вокруг него устроена открытая веранда. Полностью отсутствуют какие бы то ни было. Живописные детали на коньке имеют практическое назначение: эти накладки в виде крестовин и горизонтальных брусков служат для укрепления конструкции. Декоративный эффект достигается высоким совершенством работы. Детали здания выполнены точно, поверхности их отделаны тщательно. Качеству работы придавалось этическое значение.

На территории храмового участка имеются и другие строения; в отличие от китайских храмовых комплексов эти сооружения расположены на участке свободно, не подчиняясь строгой симметрии. Символические ворота, установленные перед входом на территорию храма, сделаны из дерева. Они отличаются от китайских и индийских простотой формы и отсутствием украшений.

Конструктивно японские постройки сходны с китайскими: деревянный каркас и высокая крыша.

Японцы не окрашивают деревянные части построек, потому что, по их понятиям, древесина должна выглядеть такой, какой ее создала природа. В японском саду нет аллей, штакетников и клумб, потому что их нет в природе.

Японский жилой дом представляет собой объем прямоугольной формы, поставленный для защиты от сырости на столбы или, если место сухое, прямо на землю. Обязательная часть жилища - открытая веранда, навес над которой образуется выступающим свесом крыши (он может быть консольным или подпертым деревянными стойками).

Несущей конструкцией постройки является деревянный каркас. Камень в строительстве здесь до XVI в. почти не применялся. Легкие деревянные решетки в верхней части стен и широкие двери способствуют связи внутреннего пространства дома с внешним пространством природы, с садом, являющимся важной частью японского жилища. Внутреннее пространство дома членится тоже посредством раздвижных и перемещаемых перегородок. Мебель в японском жилом доме почти отсутствует, а различные предметы быта, когда ими не пользуются, убираются в ниши и шкафчики.

Японский дом - это прежде всего крыша. Стены представляют собой деревянные рамы, оклеенные бумагой; они раздвигаются, можно их и вовсе снять. Зимой в Японии довольно холодно, но жилище не отапливается: это бесполезно, если стены представляют собой легкие ширмы.

Для японской архитектуры характерны легкость конструкций и зрительная легкость форм, а также незамкнутость пространств, связь интерьера с внешней средой. Конструкции здания оставлены открытыми, а формы конструкций не видоизменены какими-либо деталями, не имеющими практического назначения. Фактура материалов не скрыта штукатуркой, облицовкой или покраской. Застройка осуществляется по принципу свободной планировки, без нарочитой симметрии и других предвзятых композиционных построений.

Большое внимание уделялось устройству сада при доме. Сад невелик по размерам, но каждый его уголок тщательно проработан, чтобы воссоздать естественный пейзаж в миниатюре. Планировка сада живописная, рассчитанная на восприятие движущимся зрителем, на смену картин и впечатлений. Сад мыслился как образ природы; его композиция и отдельные части имели символический смысл, так же как специфическое для Японии искусство компоновки цветов в вазе.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты