КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос №30. Архитектура западноевропейского классицизма.В середине XVII в., когда в Италии процветал стиль барокко, во Франции определился новый архитектурный стиль - классицизм (от латинского «классикус» - «образец»). Этот стиль охватывал все сферы искусства и литературы и в своих формах последовательно придерживался античной традиции (главным образом в ее древнеримской трактовке). Период французского классицизма - вторая половина XVII в., а затем, после некоторого отхода от его принципов, вторая половина XVIII в. Установившийся во Франции режим безраздельно господствующей централизованной власти требовал архитектуры не патетической, а величественной, внушительной. Начало нового стиля знаменовалось проектированием и строительством фасада Лувра - королевского дворца в Париже. Был осуществлен проект французского архитектора (по одним данным, К. Перро, по другим - д'Орбэ). Фасад Лувра представляет собой каменную декорацию, пристроенную к фасаду уже существовавшего здания. Основным композиционным средством в стиле классицизма являются колоннады, не имеющие практического назначения, фронтоны и пилястры на фасадах, не имеющие реального конструктивного смысла. В этот же период был сооружен знаменитый Версаль - главная резиденция короля, загородный дворец с парком. В состав дворцового комплекса входили жилые помещения королевской семьи и придворных, министерские канцелярии, многочисленные службы. Регулярность общей планировочной композиции и величественная строгость фасадов дворца сочетались с импозантностью и декоративным блеском убранства интерьеров, роскошью анфилад парадных залов, украшенных мрамором, бронзой, зеркалами, живописными панно, позолоченной лепкой и резьбой. Версальский парк - это искусственный геометризованный пейзаж. Планировка парка симметрична, рисунок ее вычерчен с помощью циркуля и линейки. Прямые широкие аллеи проведены по струнке. Зелень посажена в регламентированном порядке и подстрижена по образцу правильных геометрических форм. Искусственные водные бассейны имеют четкие геометризованные очертания. Весь ансамбль Версаля с парком, фасады и интерьеры дворца подчинены идее самовластия. Наиболее излюбленной в классицизме была ордерная композиция, потому что с помощью колоннад можно выразить идею величия и потому что в классическом архитектурном ордере все соотношения частей строго определены, система ордерных форм основана на стройной логике внутренних связей (слово «ордер» в переводе на русский язык означает «порядок»). Композиции классицизма обязательно симметричны. Симметрия - наиболее элементарный и наглядный прием упорядочения композиции. Классицизм второй половины XVII в., получивший название «стиля Людовика XIV», был воспринят другими самодержавными монархиями и затем получил всеобщее распространение. В стиле классицизма строили свои дворцы коронованные особы и знать всех рангов. В XVII- XVIII вв. классицизм в Англии становится стилем официальных построек. Его проводником здесь был архитектор И. Джонс, который до этого жил в Италии и перенес идеи Палладио на английскую почву. Последователем Джонса стал архитектор К. Рен, которому англичане поставили памятник (исключительный пример оценки деятельности архитектора). Крупнейшее произведение Рена - собор св. Павла в Лондоне. Это здание представляет собой традиционный по планировке и конструкции христианский храм, украшенный декорацией из классических архитектурных форм. В полном соответствии с приемами «хорошей архитектуры» воздвигнуты парапеты - фальшивые стенки, потребовавшиеся для того, чтобы скрыть конструкции, облик которых не совмещался с нормами классики. Купол с фонарем (форма, заимствованная в солнечной Италии) при обычной в Англии погоде дает недостаточно света в интерьере собора. В XVIII в. в европейских столицах сооружались величественные архитектурные ансамбли, парадные площади оформлялись импозантными фасадами с колоннадами. Но остальные кварталы города представляли собой сплошную массу невыразительной застройки. В XVIII в. классицизм пришел к каноническому набору форм и правил. На страже этих правил стояла парижская художественная академия, называвшаяся Школой изящных искусств. Поэтому закоснелый классицизм, формы которого превратились в штамп, стали называть академизмом. В начале XIX в. во Франции Наполеона I классицизм перешел в свою завершающую фазу - ампир (т. е. «стиль империи»). Для него характерны лаконичность, внушительная монументальность, выразительно подчеркнутый контраст глади стены и приставленных к ней колонн, декор из отдельных рельефных деталей, контрастно выделяющихся на фоне нейтральной поверхности стены (рис. 137).
|