Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос №31. Архитектура капиталистических стран середины XIX – начала XX вв. Общая характеристика.




До XIX в. архитектура в каждый исторический период была стилистически единой и особых творческих разногласий между архитекторами, работавшими в одно время и в одном месте, не было; во всяком случае, они не были явными.

Примерно с 1830-х гг. в архитектуре Западной Европы стали намечаться различные тенденции, которые в отличие от прошлых времен теперь были нестабильными, быстро изменялись и сменяли друг друга.

В середине XIX в. в оформлении фасада и интерьеров часто применялись классические архитектурные формы в сочетании с обилием барельефов и скульптуры, что придавало зданиям пышный и богатый облик. Широко использовались формы барокко, утратившие его образный пафос и служившие теперь выражению оптимистического настроения буржуазии в период подъема капитализма, осознанию ею своего богатства и престижа.

Эта тенденция была характерна для второй половины XIX в., но она не была единственной или хотя бы преобладающей. С ней конкурировали псевдо национальные реминисценции. В качестве источников для вдохновения и самоутверждения обращались к готическому, романскому, византийскому и другим стилям, в которых хотели видеть выражение и олицетворение своей национальной культуры. Одной из причин увлечения архитектурой средневековья были также общественные настроения, породившие, в частности, движение романтизма в литературе и искусстве.

XIX век был переходным в истории мировой архитектуры. Изменялись коренным образом условия формирования архитектуры; соответственно должна была измениться и сама архитектура. Новые веяния зарождались исподволь, преодолевая привычные, устоявшиеся представления. Главными причинами, вызвавшими неизбежные перемены, были факторы социальные и технические.

В XIX в. возникла потребность в сооружениях, которых не знало традиционное зодчество. Надо было строить фабрики, конторы, многоквартирные жилые дома, вокзалы, универмаги, выставочные залы, библиотеки и другие здания новых типов. Это приводило архитекторов к затруднениям: поначалу они не знали, как увязать формы объемов этих сооружений, возникавшие на основе практических требований, с традиционными приемами архитектурной композиции.

Долгое время производственные здания не считались входящими в сферу архитектуры и их строили инженеры. А между тем при возведении этих объектов в силу их специфических особенностей разрабатывались новые виды строительных конструкций и новые приемы организации внутреннего пространства, что впоследствии оказало революционизирующее воздействие на формирование новой архитектуры.

В связи с наплывом людей в города, развитием производства товаров и интенсификацией торговли возникла необходимость строительства универмагов и крытых рынков. В универмагах устраивали остекленные крыши, внутренние мостики-переходы, огромные витринные окна; все эти и другие новшества требовали применения не традиционных решений планировки помещений и архитектурной композиции.

Происходили изменения и в строительной технике; появились новые строительные материалы и конструкции.

В 1851 г. инженер Дж. Пэкстон, специалист по строительству оранжерей, возвел в Лондоне выставочный павильон на металлическом каркасе со сплошным остеклением вместо наружных стен (рис. 193). Здание получило название «Хрустальный дворец» (оно обрушилось при пожаре в 1936 г.). Это сооружение было возведено новым тогда способом монтажа из стандартных элементов. Соответственно принципу, применяемому в со-временном сборном строительстве, размеры элементов были кратны единой величине (в данном случае - размеру листа стекла). Огромное сооружение было возведено за не-сколько месяцев, тогда как для строительства такого здания из камня потребовалось бы несколько лет. «Хрустальный дворец» производил на современников большое впечатление, и уже тогда было ясно, что он явился провозвестником нового архитектурного стиля.

Тогда, в середине XIX в. возник термин «современная архитектура». Каждое поколение называло формировавшуюся на его глазах архитектуру современной, т. е. новой, соответствующей своему времени. Это слово закрепилось и стало обозначать нетрадиционную архитектуру, первые ростки которой появились в середине XIX в., вышедшую на широкую арену в 1920-х гг. и ставшую общепризнанной в середине XX в.

Развитие новой архитектуры сопровождалось трудностями и происходило неравномерно, с большими перерывами. Новые строительные конструкции, придававшие зданиям невиданный ранее облик, не получали повсеместного распространения и еще не скоро привели к изменению традиционных архитектурных приемов.

В конце XIX - начале XX в. появились здания, отличавшиеся определенными характерными особенностями: отсутствием орнаментальных или иных Декоративных дета-лей, гладкими плоскостями стен, большими окнами, четкими линиями членений.

В предыдущие периоды своей истории архитектура была замкнутой. Стены отгораживали интерьер от внешнего мира, а помещения в самом здании также были обособленными друг от друга. Эта замкнутость проистекала главным образом из того, что в традиционной архитектуре несущими конструкциями, на которые опираются перекрытия и крыша, являлись стены, а они естественным образом замыкали пространство.

В XIX в. усилились технические, социальные и психологические предпосылки пре-одоления пространственной замкнутости архитектуры. Новая строительная техника благодаря использованию металла и железобетона, применению крупноразмерного стекла, благодаря техническим нововведениям, которые делают архитектуру мало зависящей от климата, позволила реализовать это стремление к пространственности.

В новой архитектуре смежные помещения не разделяются (если это, конечно, функционально целесообразно) глухими стенами с закрывающимися дверями, но сообщаются между собой широкими открытыми проемами; помещения, зачастую неправильных конфигураций, не имеют четкой границы между собой, переходят одно в другое.

Новаторы второй половины XIX - первых десятилетий XX в. выдвинули функциональность (т.е. то, что подразумевал Витрувий под «пользой») как этическую основу нового. Они считали, что функция (практическое назначение) должна быть краеугольным камнем формообразования в новой архитектуре.

Принципиальные изменения произошли и в градостроительстве.

В XX веке города приобрели сверхчеловеческий масштаб. При этом города росли хаотически, промышленные здания в них перемежались с жилыми, а городское благоустройство находилось на низком уровне, что было особенно чувствительно в условиях скопления больших масс населения. Люди в городах оказались оторванными от природы. В XX в. развитие транспорта привело градостроительство к еще большему усилению всех противоречий. Существовавшие улицы расширялись и выпрямлялись, кроме того, сквозь застройку, как просеки в лесу, прорубались новые магистрали, вдоль которых строились новые большие здания с эффектным оформлением фасадов.

В 1901 -1904 гг. Т. Гарнье разработал проект «Индустриального города», в котором были выдвинуты некоторые новые принципы градостроительства. Новая застройка должна располагаться рядом с существующим городом, примыкая к нему не со всех сторон, а с одной стороны, в результате чего исключается положение, при котором средне-вековая планировочная сеть улиц старого города оказывается сетью дорог для современного транспорта. Кроме того, протяженная форма городской территории более удобна для организации городского транспорта, чем при центрической планировке. Промышленность и жилье предполагалось разделять зеленым поясом.

Этот проект оказал влияние на развитие современной градостроительной мысли, но на практике города продолжали застраиваться стихийно и хаотически.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты